1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности; 2) определить содержательные рамки урока. 2мин | Включение в деловой ритм и игровую деятельность. Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей, Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями? Я с вами полностью согласна. · звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной». Вместе с веселой песней и с друзьями мы сегодня отправляемся в путь за знаниями. (Слайд 1) | Подготовка к работе С друзьями | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: 1) выявление и фиксация места и причины затруднения; 1 мин | Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации. А всё ли мы знаем про воздух? | Предлагают пути разрешения проблемы. -воздух | У детей формируется интерес к учебному материалу, способность к самооценке, эмпатия; |
5. Реализация построенного проекта. Цель: 1) построение и фиксация нового знания о воздухе и его составе; 2) Изучение свойств воздуха методом группового эксперимента; 3) Фиксация полученных опытным путем знаний знаково и в речи. 10 мин. | Организует исследование проблемной ситуации. - А что такое воздух? - Молодцы. Но воздух это не просто газ, а смесь газов? - А кто-нибудь знает, из каких газов состоит воздух? азот-78%, кислород-21% и углекислый газ – 1%. Посмотрите на диаграмму: (Слайд 7) - Какого газа в воздухе больше всего? - Какой газ в воздухе самый важный? (Слайд 8) Почему? - Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе? - Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе? 2 пара. (Слайд 10) Задание: Возьмём пустую, прозрачную, пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. И опустим её в воду. Опыт: Если мы опустим бутылку в воду, то учащиеся увидят, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. пара. Задание: Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку. Что появилось? Почему пузырьки поднимаются вверх. Опыт: Ученики должны увидеть в стакане воды - пузырьки воздуха, которые поднимаются вверх А как вы думаете, какого цвета воздух? А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно. Что вы видите вверху? Какого оно цвета? Каким оно может быть? Почему? Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещённый солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на чёрном небе огненный диск Солнца. 3 пара: ВЫВОД: Воздух не имеет формы, он принимает форму того объекта, в который его помещают. 4 пара: ВЫВОД: Пузырьки воздуха легче воды. А имеет ли воздух массу? Вы смогли это доказать? А как вы думаете, можно ли взвесить воздух? –Итальянский учёный Галилео Галилей 300 лет назад к всеобщему удивлению взял и взвесил воздух. 5 пара: ВЫВОД: Воздух легко сжимается и он упругий. | Составляют алгоритм решения проблемы газ азот кислород углекислый газ Кислород Углекислого. Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха. Нет. Он не видим. Ветер – это движение воздуха. Значит, воздух существует, но он не видим. Воздух не имеет формы – это газ и он принимает форму того объекта в которые его помещают. Пузырьки воздуха поднимаются вверх – значит воздух легче воды. Воздух легко сжимается и он упругий. | На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке; учитывать выделенные учителем ориентиры действия, свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме; осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте; формулировать собственное мнение и позицию; умение отстаивать эту позицию в группе, приводить доводы и аргументы. |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: 1) установить значение воздуха для человека, опираясь на полученные знания и собственный опыт; 2) зафиксировать во внешней речи, полученные выводы и знания. 5 мин | Может ли жить человек без воздуха?(Слайд 16) Закройте ладошками рот и нос. Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха находиться? - Какое было желание? ( Открыть нос). Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. В день человеку требуется около 600литров воздуха. - Почему же воздух одно из главных богатств природы? Какое значение имеет воздух для нас? Продолжите фразу. Благодаря воздуху мы… | Нет Дышим Слышим Плаваем на яхтах и парусниках; Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах; Убираем пыль пылесосом; Сушим бельё, Сушим волосы феном | Осуществляют поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра. |
7. Самостоятельная работа. Цель: 1) проверка умения применять полученные знания в других предметных областях; 2) расширять межпредметные связи, подтверждающие значение воздуха в жизни человека. 6 мин | Воздух настолько важен для человека, что даже в русском языке существуют фразеологизмы, связанные со свойствами и значением воздуха. Я предлагаю вам сегодня назвать некоторые из них и попытаться их объяснить. Что такое фразеологизмы? Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов – крылатые выражения. | Выполняют задания с проговариванием во внешней речи. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов – крылатые выражения. Выражать крайнюю радость, ликовать | Осуществляют поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети отстаивают свою точку зрения в группе; формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра. |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы; повторение знаний об охране природы и воздуха 7 мин | - Как вы думаете, а что называют "лёгкими Земли"? - Почему? - Значит, важно ли охранять растения? - Почему? - А можете ли вы принимать в этом участие? Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины. | Потому что на Земле есть зелёные растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. | |
9. Рефлексия деятельности Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; формирование навыка самооценки; Информация о домашнем задании 3 мин | (Слайд 20) Скажите ребята, смогли мы выполнить цели, которые нас интересовали в начале урока? Что же мы теперь знаем о воздухе? В подарок за хорошую работу на уроке, каждый из вас получает воздушный шарик. Нарисуйте на своих кружочках смайлик, | Теперь мы знаем: Что такое воздух …. Как доказать, что воздух существует … Какие свойства воздуха … Каково значение воздуха …. Почему воздух загрязняется … | Каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, оценивает свои достижения на уроке; получает эмоциональный заряд бодрости. |