СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс на тему : "Воздух"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конкурс на тему : "Воздух"»

Урок:     по окружающему миру

Продолжительность урока:40 минут

Тип урока:     урок открытия нового знания

Технологии:  групповые, технология решения исследовательских задач, игровые, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные; здоровье сберегающие.

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная, групповая, исследовательская,  творческая.

Раздел:   Природа.

Тема урока:   Про воздух…

Цели:  формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, о составе воздуха, о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, о мерах по охране воздуха, развитие навыков анализа и синтеза.

 

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, оборудование для проведения опытов (веер, стакан с водой и трубочки, воздушные шарики 

План урока:

I. Мотивация и самоопределение к деятельности.

(Формирование личностных УУД)

Включение в деловой ритм и игровую деятельность.

П. Актуализация знаний.

Ш. Постановка учебной проблемы. Выявление места и причины затруднения.

(Формирование регулятивных, коммуникативных, личностных УУД)

Активизация знаний учащихся через создание проблемной ситуации.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

(Формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)

Постановка учебных задач урока.

V. Реализация построенного проекта.

(Формирование  познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД)

Организация исследования проблемной ситуации.

Работа в группах.

Фиксация выводов полученных в результате группового исследования проблемы.

Физминутка – в форме визуализации.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

(Формирование регулятивных, познавательных, личностных, 

      коммуникативных, логических  УУД)

Работа в группах по установлению значения воздуха для жизни человека.

VП.  Самостоятельная работа по закреплению.

(Формирование регулятивных, познавательных, личностных, 

      коммуникативных, логических  УУД)

Проверка умения применять новое знание в других предметных областях.

VIII.  Включение в систему знаний и повторение.

(Формирование регулятивных, познавательных, личностных, 

      коммуникативных, логических  УУД)

Фронтальная работа по повторению и закреплению экологических знаний об охране воздуха.

IX. Рефлексия деятельности

Технологическая карта урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.  Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока.

2мин

Включение в деловой ритм и игровую деятельность.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок  придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?

Я с вами полностью согласна.

·         звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».  Вместе с веселой песней и с друзьями мы сегодня отправляемся в путь за знаниями. (Слайд 1)

Подготовка к работе

 

 

 

 

 

 

 

С друзьями

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний

Цель:

1) актуализировать знания о природе;

2мин

Ответьте на вопросы: (Слайд 2, 3)

 Учитель задаёт вопросы: 

- Овощ, из которого получают сахар?



Анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии ;


3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1)                выявление и фиксация места и причины затруднения;

1  мин

Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.


 

А всё ли мы знаем про воздух?

 

Предлагают пути разрешения проблемы.

-воздух

 

У детей формируется интерес к учебному материалу, способность к самооценке, эмпатия;

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 1) постановка учебных задач урока

2 мин

А что нам ещё нужно узнать о воздухе? (Слайд 5)

  • Что такое воздух?

  • Из чего он состоит?

  • Каковы свойства воздуха?

  • Как человек их использует воздух?

  • От чего загрязняется воздух?

  • Как охраняют воздух?

 

И так целью нашего урока будет найти ответы на  эти вопросы.

Узнать:

Состав воздуха

Свойства воздуха

Значение воздуха

Использование воздуха

Защита воздуха

 

 

5. Реализация построенного проекта.

Цель: 1) построение и фиксация нового знания о воздухе и его составе;

2) Изучение свойств воздуха методом группового эксперимента;

3) Фиксация полученных опытным путем знаний знаково и в речи.

 

10 мин.

Организует  исследование проблемной ситуации.

 

- А что такое воздух?

 

 

- Молодцы. Но воздух это не просто газ, а смесь газов?

- А кто-нибудь  знает, из каких газов состоит воздух?

азот-78%, кислород-21% и углекислый  газ – 1%.

 

Посмотрите на диаграмму: (Слайд 7)

- Какого газа в воздухе больше всего?

 - Какой газ в воздухе самый важный? (Слайд 8) Почему?

- Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?

 

- Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе? 


2  пара.  (Слайд 10)

Задание: Возьмём пустую, прозрачную, пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. И опустим её в воду.

Опыт: Если мы опустим бутылку в воду, то учащиеся увидят, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены  воздухом.

 

 

пара.

Задание: Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.

Что появилось?

Почему пузырьки поднимаются вверх.

Опыт: Ученики должны увидеть в стакане воды -  пузырьки воздуха, которые поднимаются вверх

 

А как вы думаете, какого цвета воздух?

 А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху?

Какого оно  цвета?

Каким оно может быть? Почему?

Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещённый солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на чёрном небе огненный диск Солнца.

3 пара:

ВЫВОД: Воздух не имеет формы, он принимает форму того объекта,  в который его помещают.

 

4 пара:

ВЫВОД: Пузырьки воздуха легче воды.

 

А имеет ли воздух массу?

 Вы смогли это доказать?

А как вы думаете, можно ли взвесить воздух?

–Итальянский учёный Галилео Галилей 300 лет назад к всеобщему удивлению взял и взвесил воздух.

 

5 пара:

ВЫВОД: Воздух легко сжимается и он упругий.


 

Составляют алгоритм решения проблемы

газ

 

 

азот

кислород

углекислый  газ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кислород

Углекислого.

Растения тоже дышат, но они  вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.

 

 

Нет. Он не видим.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ветер – это движение воздуха.  Значит, воздух существует, но он не видим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воздух не имеет формы – это газ и он принимает форму того объекта в которые его помещают.

 

 

 

 

Пузырьки воздуха поднимаются вверх – значит воздух легче воды.

 

 

 

 

Воздух  легко сжимается и он упругий.

 

 

 

 

 

 

 

 

На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке; учитывать выделенные учителем ориентиры действия, свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме; осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте; формулировать собственное мнение и позицию; умение отстаивать эту позицию в группе, приводить доводы и аргументы.  

 

 


Физминутка

2 мин

 Воздух поможет вам отдохнуть.

Визуализация   « Цветочная поляна».
А теперь закройте глаза, расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке. Воздух здесь свежий и наполнен ароматами леса. Дышится легко и непринуждённо. Где –то неподалеку слышны мелодичные переливы ручейка. Заливистые трели птиц.




6.  Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: 1) установить значение воздуха для человека, опираясь на полученные знания и собственный опыт;

2) зафиксировать во внешней речи, полученные выводы и знания.

5 мин

 

Может ли жить человек без воздуха?(Слайд 16)

Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха находиться?
- Какое было желание?

( Открыть нос).
Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

В день человеку требуется около  600литров воздуха.

- Почему же воздух одно из главных богатств  природы?

Какое значение имеет воздух для нас?

 

Продолжите фразу.

                  Благодаря воздуху мы…

 

 

 

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дышим

Слышим

Плаваем на яхтах и парусниках;

Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах;

Убираем пыль пылесосом;

Сушим бельё,

Сушим волосы феном

Осуществляют  поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра.

 

7. Самостоятельная работа.

Цель: 1) проверка умения применять полученные знания в других предметных областях; 2) расширять межпредметные связи, подтверждающие значение воздуха в жизни человека.

6 мин

Воздух настолько важен для человека, что даже в русском языке существуют фразеологизмы, связанные со свойствами и значением воздуха.

Я предлагаю вам сегодня назвать некоторые из них и попытаться их объяснить.

Что такое фразеологизмы?

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов – крылатые выражения.

 


Выполняют задания с проговариванием во внешней речи.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов – крылатые выражения.

 

 

 

Выражать крайнюю радость, ликовать

 


Осуществляют  поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети отстаивают свою точку зрения в группе; формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра.

 

 

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы;

повторение знаний об охране природы и воздуха

7 мин

- Как вы думаете, а что называют "лёгкими Земли"?

- Почему?

- Значит, важно ли охранять растения?

- Почему?

- А можете ли вы принимать в этом участие?

 

Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

Потому что на Земле есть зелёные растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ.

 

 

 

 


9. Рефлексия деятельности

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; формирование навыка самооценки;

 

 

Информация о домашнем задании

3 мин

 

 

(Слайд 20)

Скажите ребята, смогли мы выполнить цели, которые нас интересовали в начале урока?

Что же мы теперь знаем о воздухе?

 

 

В подарок за хорошую работу на уроке, каждый из вас получает воздушный шарик.

Нарисуйте на своих кружочках  смайлик,


Теперь мы знаем:

Что такое воздух ….

Как доказать, что воздух существует …

Какие свойства воздуха …

Каково значение воздуха ….

Почему воздух загрязняется …


Каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, оценивает свои достижения на уроке; получает эмоциональный заряд бодрости.