СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсная исследовательская работа на тему: "Современное состояние лесов"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе дается анализ лесов Нижегородской области.В настоящее время лесное хозяйство Российской Федерации находится в критическом состоянии. Многие важнейшие элементы лесного хозяйства, включая охрану лесов, лесоустройство, учет и инвентаризацию лесов, лесовосстановление, защитное лесоразведение, профилактическую работу с населением и лесную науку, или уже прекратили свое существование, или неизбежно перестанут существовать в течение одного-двух лет при сохранении существующих тенденций.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсная исследовательская работа на тему: "Современное состояние лесов"»


ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Нижегородской области

«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»


Конкурсная исследовательская работа

Форум школьников « Мой первый шаг в науку»

Тема: « Современное состояние лесов»



Автор: Галкин Иван Сергеевич студент 41

группы специальности 35.02.01

«Лесное и лесопарковое хозяйство»


Руководитель: Чашина Г.Н.

преподаватель профессиональных модулей

«Краснобаковский лесной колледж»


р.п. Красные Баки

2017 год


Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1.Современное состояние лесного хозяйства в Российской Федерации..6

2.Состояние и развитие лесного фонда Нижегородской области……...11

2.1 Охрана лесов от пожаров……………………………………………...11

2.2 Использование лесов…………………………………………………..13

2.3Лесной доход……………………………………………………………13

2.4 Лесоустройство………………………………………………………...14

2.5 Государственный кадастровый учет…………………………………14

2.6 Лесовосстановление…………………………………………………...15

2.7 Государственный лесной контроль…………………………………..17

2.8 Защита леса…………………………………………………………….18

2.9 Краткая характеристика физико-географического положения……21

3. Заключение……………………………………………………………...22

4.Список используемой литературы……………………………………..23
























Введение


Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги

у Земного шара на боках.
Мы давно “освоили” планету.
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нет.
Чёрные сотрешь ли, Человек?

А. Плотников

Лес – целостная совокупность лесных, древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи с внутренней и внешней средой .

К началу третьего тысячелетия леса покрывают около 3,4 млрд. га Земли, что составляет почти третью (27 %) часть площади суши. Это усредненный показатель, поскольку понятие «лес» по-разному трактуется в различных странах мира и не имеет однозначной оценки. Согласно определению ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация при ООН), лесом считается площадь, имеющая кроновое покрытие 20 % для промышленно развитых стран и 10 % для развивающихся стран. Кроме того, оценки запасов древесины в большинстве развитых стран можно считать достоверными, однако, к лесной статистике развивающихся стран следует относиться с оговоркой.

Распределение лесов на поверхности Земли крайне неравномерно. По общим запасам древесины ведущее место занимают Латинская Америка (28,8 %) и Россия (24 %), на долю Европы приходится 4,2, Австралии и Океании – 1,9 %.

Неодинакова и продуктивность лесов. Две трети общего прироста дают леса Северной Америки, Европы и России. На одного жителя в этих регионах приходится 2,2 куб. м годичного прироста, тогда как остальной части мира лишь 0,3 куб. м или в 7 раз меньше.

Запасы древесины на Земле оцениваются в 380 млрд. куб. м, что составляет в среднем 114 куб. м на гектар. Уменьшение древесины в лесах вследствие рубок и естественного отпада в промышленно развитых странах умеренного пояса в последние годы уже ниже



объемов прироста леса, что в целом ведет к пополнению запасов древесины. В то же время в развивающихся странах запасы древесины уменьшились из-за прямой гибели лесов и чрезмерных рубок.

С середины 20-го века стремительное развитие энергетики, промышленности, особенно химической и добывающей, транспорта, интенсификация сельского и лесного хозяйства стали оказывать на природу, и прежде всего на биосферу, воздействие, которое приняло глобальный характер. Ежегодно сжигается около 7 млрд. т условного топлива, выбрасывается в атмосферу около 300 млн. т окислов серы, азота, углерода, разнообразных пылевидных частиц, сбрасывается в водоемы около 10 млн. т нефти и нефтепродуктов, вносится в почву около 100 млн. т минеральных удобрений. В биосферу поступают синтезируемые человеком и не встречающиеся в природе химические соединения (ксенобиотики), многие из которых не поддаются биологическому разрушению 5.

Масштабы загрязнения окружающей среды столь велики, что естественные процессы самоочищения природной среды в ряде районов мира не в состоянии нейтрализовать вредные последствия хозяйственной деятельности человека. Нарушение экологического равновесия проявляется в сокращении численности и видового разнообразия растений и животных, деградации природных экосистем, изменении гидрологического режима и т.п.

Естественного растительного покрова лишена 1/6 часть суши Земли. Под угрозой исчезновения находятся свыше 20 000 видов растений (около 10 % мировой флоры), в том числе древесные (около 140 видов древесных растений внесены в Красную книгу).

В настоящее время под интенсивным антропогенным воздействием находится около 55 % поверхности суши. Большие площади коренных сообществ заменяются вторичными, более упрощенными и однообразными по составу и структуре растительности, с заметно сниженной долговечностью и продуктивностью. Естественные биогеоценозы заменяются менее устойчивыми, в том числе искусственными – агробиоценозами.

Процессы, связанные с загрязнением окружающей среды, оказывают мощное воздействие на леса планеты. Наиболее значительное влияние на леса оказывают атмосферные загрязнения. Главными загрязнителями воздуха являются двуокись серы (концентрация 0,05 мг/ куб м считается опасной для леса), окислы азота, озон, тяжелые металлы, фториды, компоненты смога, образующегося в результате взаимодействия ультрафиолетового излучения и выхлопных газов. Повышенная концентрация этих веществ в атмосфере оказывает на лесные породы разнообразное угнетающее действие, снижает продуктивность лесов, ухудшает их санитарное состояние и во многих случаях приводит к их усыханию.

Загрязняющие газообразные вещества могут переноситься на большие расстояния и, соединяясь с водой, выпадать в виде так называемых кислых дождей (рН 3,5 и менее), также оказывающих вредное влияние на лесные экосистемы.

В промышленных районах распространено локальное, с радиусом до нескольких километров, загрязнение отходами металлургии, энергетики, сопровождающееся иногда тепловым, электромагнитным и радиоактивным загрязнениями.

Исследованиями установлено, что леса способны задерживать на 1 га за год до 40 т пыли и до 0,1-0,4 т газообразных соединений серы, азота, хлора. Наибольшей способностью поглощать пылевые промышленные загрязнители обладают темнохвойные (еловые и пихтовые) древостои. Они характеризуются большими индексами листовой поверхности и работают как механический фильтр в течение всего года.

По отношению к газообразным загрязнителям воздуха листопадные породы устойчивее хвойных. Суммарная воздухоочистительная способность полноценных древостоев, формирующих 4 т листьев на 1 га, в течение вегетационного периода составляет 10 т токсичных газов.

Придорожные леса и лесополосы (до нескольких десятков метров) ограничивают разлет автомобильных выбросов, содержащих вредные для здоровья людей угарный газ, свинец, кадмий.

К атмосферным загрязнениям особенно чувствительны сеянцы и подрост древесных растений. Чистые лесные насаждения (в частности монокультуры ценных древесных пород) повреждаются в большей степени. Смешанные и разновозрастные по составу древостои более устойчивы.

Леса, как важнейшее звено природных биогеохимических циклов, в которых большинство промышленных загрязнителей обезвреживаются, нуждаются в благоприятных условиях роста. Необходимо не только подбирать высоко устойчивые лесообразующие виды с максимально выраженным газо- и пылеаккумулирующими свойствами, но и ограждать лесные сообщества от рекреационных перегрузок. Актуально лесоразведение при рекультивации земель промышленных отвалов, карьеров и т.п., являющихся источниками загрязнения и заиления водоемов. Создание таких лесов обеспечивает закрепление нарушенных промышленностью земель, ускоряет почвообразование и комплексное оздоровление среды.

Мониторинг состояния лесов на больших территориях представляет собой относительно новое мероприятие, имеющее большое экологическое, санитарно-гигиеническое, экономическое, природоохранное и лесохозяйственное значение. Программа мониторинга была впервые разработана специальной рабочей группой при Европейской Экономической Комиссии ООН в 1985 году.

Необходимость такого широкомасштабного мероприятия связана, в первую очередь, с ростом интенсивности нетрадиционных воздействий человека на лесные экосистемы, важнейшим из которых является региональное и глобальное загрязнение атмосферы. Так, количество серы, выпадающей на леса в Центральной Европе, составляет 25 – 60 кг/га в год, при этом общая площадь поврежденных атмосферным загрязнением лесов превышает 12 млн. гектаров. В некоторых странах поврежденность лесов в умеренной и сильной степени, оцениваемая по степени их дефолиации (потери хвои или листвы), превысила 30 – 50%, а во многих – приблизилась к этому рубежу. В слабой степени повреждены значительно большие площади лесов, например, в Польше – около 90%.

1. Современное состояние лесного хозяйства в Российской Федерации

В настоящее время лесное хозяйство Российской Федерации находится в критическом состоянии. Многие важнейшие элементы лесного хозяйства, включая охрану лесов, лесоустройство, учет и инвентаризацию лесов, лесовосстановление, защитное лесоразведение, профилактическую работу с населением и лесную науку, или уже прекратили свое существование, или неизбежно перестанут существовать в течение одного-двух лет при сохранении существующих тенденций.

Действующее в настоящее время лесное законодательство является худшим за всю историю государственного управления лесами в России. Лесной кодекс 2006 года и многие основанные на нем нормативно-правовые акты лесного хозяйства не совместимы с современными представлениями о правильном лесном хозяйстве и нормами здравого смысла, не обеспечивают у органов управления лесами и лесопользователей мотивации к эффективному управлению лесами. Многие положения нового лесного законодательства создают условия для нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также для развития коррупции. Требования нового лесного законодательства в значительной степени абсурдны и невыполнимы, что является важнейшим стимулом к развитию правового нигилизма в лесном секторе.

Государственная политика в области лесного хозяйства в настоящее время не определена. Существует ряд документов концептуального характера (Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года, Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и др.), но они слишком далеки от жизни и никак не учитываются при разработке нового лесного законодательства и проведении реформ. Реформы лесного сектора, проводящиеся на протяжении последнего десятилетия, имеют хаотический, разнонаправленный характер и не ведут к какой-либо определенной цели.

Наибольший ущерб развитию лесного хозяйства Российской Федерации нанесли следующие события последнего десятилетия.

1. Ликвидация 17 мая 2000 года Федеральной службы лесного хозяйства и передача ее функций Министерству природных ресурсов. На протяжении примерно года после этого положение низовых звеньев системы управления лесами - лесхозов и лесничеств - оставалось неясным, что привело к хаосу в лесном секторе, нанесло непоправимый ущерб престижу работников леса, послужило причиной ухода множества наиболее квалифицированных работников.

2. Изъятие полномочий по охране лесов у сотрудников лесхозов, фактическая ликвидация системы лесных обходов в результате принятия Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ. Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, на которую были возложены эти полномочия, так и не удалось наладить сколько-нибудь эффективную охрану лесов. Это в значительной степени способствовало формированию у населения отношения к лесу как к бесхозному, не охраняемому имуществу.

3. Принятие и введение в действие с 1 января 2007 года нового Лесного кодекса Российской Федерации. В результате принятия этого кодекса была почти полностью разрушена существовавшая ранее система государственного управления лесами и предпринята попытка разделения полномочий по управлению лесами между Российской Федерацией и ее субъектами. Из-за низкого качества нового законодательства попытка оказалась неудачной и выстроить новую работающую систему лесных отношений до сих пор не удалось.

Ошибочные решения в области государственного управления лесами происходили на фоне продолжающегося истощения доступных лесных ресурсов. В 50-е - 80-е годы качественное ведение лесного хозяйства и своевременное воспроизводство лесов на территории РСФСР обеспечивалось главным образом в лесах первой группы, на остальной территории страны преобладало экстенсивное лесопользование, своевременное воспроизводство хвойных и твердолиственных лесов не обеспечивалось. В 90-е и в особенности в "нулевые" происходило постепенное снижение площадей и качества лесовосстановления. По данным Росстата, площади искусственного лесовосстановления в России сократились за период с 1992 по 2009 г.г. в 2,5 раза. По данным Рослесхоза, за период с 2003 по 2007 г.г. включительно, в России создано 914,0 тыс. га лесных культур, погибло - 521,1 тыс. га лесных культур, что соответствует 57 % высаженных культур по площади. Реальное положение дел значительно хуже - из-за отсутствия ухода за молодняками лесовосстановительные работы в абсолютном большинстве случаев оказываются безуспешными, и своевременное возобновление ценных лесных ресурсов в масштабах страны не обеспечивается вовсе.

Интенсивное (с учетом масштабов незаконных рубок) использование лесов в совокупности с массовыми лесными пожарами ведут к быстрому истощению лесных ресурсов, в особенности в густонаселенных регионах страны с развитой дорожной сетью и вблизи государственной границы. Интенсивное лесопользование при отсутствии интенсивного воспроизводства лесных ресурсов привело к катастрофическому истощению лесов большинства лесных регионов. Истощение лесов маскируется официальной статистикой за счет включения в одни учетные категории как высокопродуктивных, так и низкопродуктивных лесов, как доступных, так и недоступных по экономическим показателям. Но в реальности нехватка доступных лесных ресурсов уже является одним из двух главных факторов, ограничивающих развитие российской лесной промышленности (вторым главным фактором является высокая коррупционная нагрузка на лесной бизнес). В ряде лесных регионов северо-запада Европейской России и юга Дальнего Востока истощенность лесных ресурсов с большой вероятностью приведет к остановке многих действующих лесных предприятий в ближайшие три-пять лет.

Ухудшению ситуации в лесном хозяйстве в значительной степени способствует нехватка квалифицированных кадров. Многие высококвалифицированные специалисты в результате реформ последнего десятилетия оказались вытесненными из лесного сектора или, как минимум, из системы государственных органов управления лесами. Значительная доля выпускников лесных ВУЗов и лесхозов-техникумов, понимая происходящее, даже не пытается найти себе работу в умирающей отрасли народного хозяйства. В итоге на протяжении уже целого десятилетия не происходит достаточного пополнения кадров лесного хозяйства квалифицированными молодыми специалистами, а отток старых кадров с течением времени лишь усиливается. Ситуация с кадрами в лесном хозяйстве в настоящее время катастрофическая - требуются незамедлительные меры по удержанию последних квалифицированных работников и привлечению в лесное хозяйство молодых специалистов.

Реформы последнего десятилетия привели к значительному сокращению социальной роли лесного хозяйства. Лесной сектор является вторым по значимости сектором экономики (после сельского хозяйства) для формирования рабочих мест и обеспечения занятости сельского населения. По предварительной оценке, за время действия нового Лесного кодекса работу в лесном секторе потеряли не менее трехсот тысяч человек. Основное сокращение рабочих мест приходится на лесные деревни и поселки, где альтернативной занятости, как правило, просто нет. Результатом сокращения занятости населения в лесном секторе является рост нищеты и безработицы, и, как следствие, разнообразных правонарушений, в том числе связанных с лесом.

Особая ситуация складывается в лесах наиболее густонаселенных регионов страны, особенно в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и других мегаполисов. Здесь распад системы государственного управления лесами привел к тому, что лесное хозяйство фактически выродилось в систему распределения земель из-под леса под застройку и другие подобные нужды (как путем изменения категории земель, так и путем предоставления в аренду для тех видов деятельности, которые допускают застройку). В наибольшей степени от этого страдают бывшие лесопарковые зоны Москвы и Санкт-Петербурга - лесопарки теперь рассматриваются главным образом как большой дармовый резерв земель для застройки и создания инфраструктуры. Это ведет к массовым нарушениям прав граждан на благоприятную окружающую среду и создает условия для многочисленных конфликтов.

Таким образом, лесные реформы последнего десятилетия фактически уничтожили систему государственного управления лесами России и превратили лесное хозяйство в умирающую отрасль. При инерционном развитии событий (без принятия неотложных мер по исправлению ситуации в лесном секторе) в ближайшие годы неизбежно продолжится сокращение занятости населения и рост социального неблагополучия, разрушение системы защитных лесов и уничтожение зеленых и лесопарковых зон вокруг крупных городов и поселков. Бывшие зеленые зоны Москвы и Санкт-Петербурга при сохранении существующих тенденций будут практически полностью уничтожены в течение ближайшей четверти века.

Скорее всего, в ближайшие годы из-за нехватки доступных лесных ресурсов в совокупности с другими причинами будет происходить закрытие некоторых крупных и множества малых и средних предприятий лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, в том числе градообразующих. При сохранении существующих тенденций лесной сектор России в течение одного-двух десятилетий окончательно потеряет свою роль в мировом производстве лесной продукции и превратится в отрасль народного хозяйства, обеспечивающую главным образом местные потребности (это будет означать примерно двукратное сокращение лесного сектора по сравнению с периодом, предшествовавшим введению нового Лесного кодекса).

Для того, чтобы избежать такого развития событий, необходимо принятие экстренных мер по нормализации ситуации в лесном хозяйстве России. В первую очередь необходимо:

1. Восстановить государственную лесную охрану. Оптимальным является создание самостоятельного федерального ведомства, отвечающего за охрану лесов и государственный надзор за соблюдением лесного законодательства. При этом полномочия по организации лесного хозяйства и контролю за исполнением договорных обязательств лесопользователями и исполнителями лесохозяйственных работ следует сохранить за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Нормализовать лесное законодательство:

а) внести в действующий Лесной кодекс и основные нормативно-правовые акты лесного хозяйства ряд очевидных поправок, направленных на ликвидацию хаоса в лесном хозяйстве;

б) организовать разработку нового лесного законодательства в течение 3-4 лет силами квалифицированных специалистов, с обязательной организацией эффективного всенародного обсуждения проекта.

3. Принять долгосрочную (15-20 лет) программу развития лесного хозяйства, направленную на снижение уровня социального неблагополучия в лесном секторе, в особенности в лесных деревнях и поселках, путем обеспечения занятости населения на выполнении первоочередных работ по восстановлению ресурсного потенциала эксплуатационных лесов.

Следует учитывать, что ни одна из этих мер в отрыве от двух других не может привести к исправлению ситуации в лесном хозяйстве России - для достижения значимого результата все три меры должны быть применены совместно и одновременно.

Кроме того, следует учитывать, что оставшиеся работники лесного сектора смертельно устали от десятилетия непрерывных хаотических реформ, и новые бессмысленные реформы могут оставить лесное хозяйство без последних специалистов. Права на ошибку у реформаторов больше нет.

Приблизительная оценка необходимых затрат федерального бюджета на обеспечение этих мер (сверх имеющегося финансирования из федерального бюджета):

восстановление и обеспечение деятельности лесной охраны - 20 млрд руб. в год;

возобновление ресурсного потенциала истощенных лесов - 50 млрд руб. в год.

Существующее финансирование лесного хозяйства из федерального бюджета (2010 год) - 20,1 млрд руб.

2.Лесное хозяйство Нижегородской области:

состояние и перспективы развития

Нижегородская область является одним из крупных лесных регионов европейской части Российской Федерации.

По данным государственного лесного реестра леса занимают более 3,9 млн. га или 53% территории области. Общий запас древесины составляет более 573 млн. куб. м. Ежегодный допустимый объем заготовки  более 7 млн. куб. м.

Лесное хозяйство региона включает в себя совокупность лесничеств, государственных бюджетных учреждений и государственных предприятий. Всего численность работников лесного хозяйство региона превышает 1,5 тыс. человек.

2.1 Охрана лесов от пожаров

Приоритетным направлением нашей работы остается охрана лесов от пожаров.

До начала пожароопасного сезона 2016 года департаментом был проведен весь комплекс организационно-технических мероприятий по осуществлению мер пожарной безопасности в лесах.

Проверка готовности Нижегородской области к пожароопасному сезону, проведенная комиссией Рослесхоза и МЧС России, признала Нижегородскую область готовой к пожароопасному сезону.

Противопожарные мероприятия ежегодно выполняются в полном объёме. При этом порядка 70% выполняется арендаторами лесных участков.

В текущем году основные работы уже выполнены в полном объеме, за исключением строительства лесных дорог, прочистки просек и противопожарных разрывов, которые выполнены на 87% и 82% соответственно. Завершение данных работ планируется до окончания пожароопасного сезона.

Мониторинг пожарной опасности в лесах уже традиционно осуществляется нами по следующим направлениям: наземное патрулирование, авиационное патрулирование, видеомониторинг, обнаружение пожаров с пожарно-наблюдательных вышек и космический мониторинг ИСДМ-Рослесхоз.

Согласно статистическим данным ежегодно с использованием средств мониторинга обнаруживается более 80% лесных пожаров, в том числе 30% пожаров обнаруживается при проведении наземного патрулирования; 7% - системой видеонаблюдения; 16% - с ПНВ и 30% - при авиапатрулировании.

Работы по тушению лесных пожаров в Нижегородской области выполняются специализированным учреждением Нижегородский лесопожарный центр, государственными бюджетными учреждениями и государственными предприятиями «лесхозами» имеющими на своём вооружении 44 пожарно-химические станции разных типов (3 ПХС 3 типа, 27 -  ПХС 2 типа, 14 – ПХС 1 типа). За последние годы в рамках государственной программы «Развитие лесного хозяйства» было закуплено значительное количество современной техники, которая поступила на вооружение лесопожарных формирований. К примеру количество тяжелых бульдозеров с двух единиц в 2010 году доведено до 14 единиц в 2016 году.

Однако, несмотря на обновление парка лесопожарной техники, общий ее износ составляет около 80%. Данную проблему осложняет прекращение Федеральной программы субсидирования закупок лесопожарной техники и оборудования.

Сложившаяся система охраны лесов от пожаров позволяет на протяжении более 5 лет не допустить крупных лесных пожаров.

На сегодня на землях лесного фонда с начала пожароопасного сезона зарегистрировано 44 лесных пожара, на площади 23,56 га. Средняя площадь лесного пожара – 0,53 га. Все пожары ликвидированы в течение суток с момента обнаружения, из них 41 пожар – в день обнаружения.

Не смотря на достигнутые результаты в области охраны лесов от пожаров, хотелось бы сказать и о существующих проблемах по данному направлению, носящих в основном нормативно-правовой характер.

Минприроды России в настоящее время разрабатывается приказ, утверждающий распределение земель лесного фонда по способам мониторинга пожарной опасности в лесах и зонам осуществления авиационных работ по охране лесов. Согласно данного приказа в Нижегородской области зона авиационного мониторинга заметно уменьшится и  будет представлена разрозненными участками, зачастую располагаемых в негоримых, малолесных районах, что не позволит эффективно осуществлять мониторинг пожарной опасности.

Кроме того, существуют проблемы связанные с невозможностью доведения государственных заданий на выполнение всего комплекса работ по охране лесов от пожаров государственным бюджетным учреждениям. В этой связи, для эффективного ведения лесного хозяйства, необходимо интегрирование существующих государственных предприятий в единое звено бюджетных учреждений с доведением до них государственных заданий на весь комплекс лесохозяйственных работ.

2.2 Использование лесов

Лесное хозяйство Нижегородской области на протяжении ряда последних лет обеспечивает устойчивое предложение лесных ресурсов для лесной промышленности.

В 2012 году объём ежегодной заготовки древесины достиг 4 млн. м3, и продолжает оставаться на этом уровне все последующие годы.

Достижение такого уровня заготовки обусловлено интенсивным использованием лесов на арендуемых лесных участках. Доля арендаторов в общем объёме заготовки древесины в 2015 году составляет более 85 % (3,6 млн. м3).

2.3 Лесной доход

Использование лесов на сегодня позволяет департаменту выполнить показатели по поступлению дохода в бюджеты всех уровней. За 7,5 месяцев доход в федеральный бюджет составил 200 млн. руб. в областной – 150 млн. руб.

Аренда лесных участков является эффективным инструментом использования лесов. Однако, на сегодня передачу в аренду сдерживает наличие законодательных требований по их обязательному кадастровому учёту.

В ближайшее время ожидается увеличение объёмов использования лесов в рамках краткосрочного использования лесов по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключаемых с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Указанные договора будут заключены по результатам аукционов, к которым допускаются организации, являющиеся субъектами малого и среднего бизнеса. В настоящее время фонд заготовки древесины для проведения аукционов сформирован и составляет около 80 тыс. куб.м. В самое ближайшее время аукционы будут проведены.

Несмотря на ожидаемые перспективы краткосрочного использования лесов, аренда лесных участков остаётся главной формой хозяйствования.

Но, к сожалению, следует отметить, что с принятием 218-ФЗ договора аренды, действия которых заканчивается до 1 марта 2017 года не смогут быть заключены на новый срок.

Однако, по нашему мнению, ещё существует возможность сохранить права аренды для части 10-летних договоров аренды. О наличии такой возможности нами инициировано обращение в Государственную Думу РФ.

2.4 Лесоустройство

Лесоустройство является важнейшим инструментом оценки экономического потенциала лесов.

За период с 2013 по 2015 гг. лесоустроительные работы за счет средств федерального бюджета выполнены на общей площади 306 тыс. га, что составляет около 9% общей площади лесного фонда области.

В 2016 году объёмы лесоустроительных работ составляют 199,4 тыс. га, из них 91,1 тыс. га за счет средств федерального бюджета,  и на площади 108,3 тыс. га за счёт средств из областного бюджета.

Возможность использования средств областного бюджета появилась в текущем году благодаря принятию Правительством области Закона, позволяющего проводить лесоустроительные работы за счёт средств бюджета субъекта.

Однако, необходимо отметить, что выделение средств в первую очередь федерального бюджета крайне недостаточно. На сегодня площадь лесов, на территории которых требуется лесоустройство, составляет 776 тыс. га.


 

2.5 Государственный кадастровый учет


По состоянию на 01.07.2016г. государственный кадастровый учет лесных участков произведён на общей площади 1,3 млн. га или 35,5 % от общей площади земель лесного фонда, что также крайне не достаточно.

Для вовлечения в оборот лесных участков, планируемых для предоставления в аренду в целях заготовки древесины, в 2016 году департаментом  размещены государственные заказы  на выполнение кадастровых работ в отношении 15 лесных участков на общей площади свыше 123 тысяч гектаров.

Наличие кадастрового учета лесных участков позволяет обеспечить защиту прав собственности Российской Федерации в отношении земель лесного фонда.

2.6Лесовосстановление

На протяжении последних лет Нижегородская область традиционно выполняет плановые показатели по лесовостановлению. В 2016 году работы по лесовостановлению выполнены на 60 %, при этом посадка леса выполнена на 98% от годового плана.

С 2010 года лесовосстановление на горельниках проведено на площади 12,6 тыс. га, из них на 2,5 тыс. га арендаторами лесных участков.

Более 90% объемов лесовосстановления выполняется арендаторами лесных участков. На не арендованной территории работы по лесовостановлению проводятся государственными бюджетными учреждениями Нижегородской области в рамках выполнения государственного задания.

В связи передачей в субъекты РФ полномочий по лесному семеноводству Департаментом проведена работа, по оценке состояния объектов единого генетико-селекционного комплекса Нижегородской области. По итогам инвентаризации утвержден реестр объектов ЕГСК, с которых ежегодно допустимый сбор семян с улучшенными наследственными свойствами составляет более 1 тонны.

Созданная в области лесосеменная база и питомническое хозяйство полностью обеспечивает потребность в семенном и посадочном материале для проведения лесовосстановительных работ на территории области.

Однако, несмотря на достигнутые результаты, в области воспроизводства лесов имеется ряд проблем и не решенных вопросов.

В среднем ежегодные объемы искусственного лесовостановления за последние 10 лет составляют более 4 тыс. га, однако перевод в покрытые лесом земли производиться на площади менее 2,5 тыс. га.

Это во многом связано с тем, что существующая нормативная база не обязывает арендаторов лесных участков отвечать за состояние лесных культур до момента их перевода в земли, покрытые лесной растительностью. Зачастую лесные культуры после последнего агротехнического ухода зарастают нежелательной древесной растительностью и переходят в состав мякголиственных насаждений.

Полагаем целесообразным внести изменения в Лесной кодекс и возложить на арендаторов лесных участков ответственность за сохранение лесных культур до ввода их в покрытую лесом площадь.

Еще одной важной проблемой считаю вопрос выделения финансирования на восстановление горельников 2010 года. 

Для проведения мероприятий по лесовостановлению на оставшихся 1070 га площадей горельников, расчищенных за счет средств субвенций федерального бюджета, требуется дополнительное финансирование в сумме – 21,9 млн. руб.

В целях сохранения лесных культур, созданных в предыдущие годы необходимо дополнительно провести 363 га дополнений лесных культур, 2785 га агротехнический уходов, выполнить более 250 га уходов за молодняками.

Всего для проведения указанных мероприятий в 2016 году необходимо дополнительное финансирование в сумме 33,6 млн. руб.  Департамент уже обращался в Рослесхоз с просьбой выделить дополнительные средства, однако вопрос до сих пор не решен.

2016 год был объявлен в России «Годом лесовосстановления» и работам по лесовосстановлению было уделено особое внимание. 
Нижегородская область вошла в десятку лучших субъектов РФ, выполнивших в полном объеме работы по лесовосстановлению (в десятку также вошли: Липецкая область, Московская область, Республика Башкортостан, Сахалинская область, Тверская область, Тамбовская область, Ленинградская область, Новосибирская область и РеспубликаКарелия).
Напомним, в 2016 году лесовосстановительные работы в лесном фонде области выполнены на 133,7% на площади 14,9 тыс. га. 
В 2016 году продолжено восстановление погибших лесных насаждений в результате пожаров 2010 года. За 6 лет лесовосстановление на горельниках проведено на площади 13,4 тыс.га.

2.7Государственный лесной контроль

По состоянию на 01.07.2016 г. общая численность государственных лесных инспекторов, осуществляющих охрану лесов, составляет 452 чел. Таким образом, на одного государственного лесного инспектора приходится около 8 тыс.га. территории земель лесного фонда при нормативе 5 тыс. га. Для решения  вопроса увеличения штатной численности лесных инспекторов департамент, Правительство области неоднократно обращались в Рослесхоз и Минприроды РФ, однако ссылаясь на отсутствие средств федерального бюджета получили отказ.  

Лесными инспекторами за первое полугодие 2016 г. проведено 9 плановых и 208 внеплановых проверок, около 5 тыс. рейдов и патрулирований, организовано свыше 400 совместных дежурств на стационарных и передвижных постах. 

По результатам контрольно-надзорных мероприятий в первом полугодии 2016 года выявлено на 14% меньше нарушений лесного законодательства,  чем в прошлом году (801 случай), что в значительной мере является результатом активной профилактической работы, осуществляемой департаментом и повышением культуры производства лесопользователей.

Основным административным правонарушением, выявляемым государственными лесными инспекторами в течение последних 3 лет являются - нарушение правил использования лесов (более 40% от общего количества правонарушений). Нарушение правил пожарной безопасности на втором месте (14%), 10% составляют нарушения санитарной безопасности в лесах.

В 2016 году, по сравнению с 2015 годом  на территории области на 22% снизилось количество случаев (70 случаев) незаконной рубки. Однако объем незаконно заготовленной древесины увеличился – на 57 %. (3,3 тыс. куб.м.) Средний объем одной незаконной рубки в Нижегородской области составил 47,5 куб.м.

К сожалению существует перечень проблемных вопросов возникающих при осуществлении надзора.

Так на сегодня сложно привлечь нарушителей к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ) из-за нерешенного вопроса доставки нарушителя в мировой суд..

Отказ мировых судей в рассмотрении дел по данной статье приводит к увеличению количества не уплаченных вовремя административных штрафов за нарушение лесного законодательства, что впоследствии может повлечь рост экологических правонарушений на территории Нижегородской области.

Считаем целесообразным внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, позволяющих мировым судьям рассматривать протоколы без доставления нарушителей.

Еще одна проблема - реализация незаконно заготовленной древесины. 

Большая часть незаконно заготовленной древесины ежегодно не признается следственными органами вещественными доказательствами, на ответственное хранение никому не передается, а оставляется на месте незаконной заготовки, где впоследствии расхищается либо теряет свои потребительские свойства в результате длительного хранения.

Таким образом, государство ежегодно теряет значительный объем древесины рыночной стоимостью в несколько миллионов рублей.

Считаем целесообразным внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, в частности по передаче полномочий по реализации незаконно заготовленной древесины уполномоченным органам исполнительной власти субъекта, с утверждением порядка реализации федеральными нормативными актами.

2.8 Защита леса

Несколько слов о санитарном состоянии лесов области.

По состоянию на 01.01.2016 г. на территории области зарегистрировано очагов вредных организмов на площади 21,4 тыс. га, что составляет менее 1 % от покрытой лесом площади. Общая санитарная обстановка в лесах области оценивается как удовлетворительная.

Необходимо отметить, что площадь очагов вредных организмов в 2016 году снизилась на 41% по сравнению с 2015 годом, что говорит о спаде лесопатологической напряженности.

Общий объем выполненных санитарно-оздоровительных мероприятий за полугодие 2016 года составил – 3, 8 тыс. га.

За последние два года Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области была проведена серьезная работа по локализации и ликвидации очагов вредных организмов  - шелкопряда-монашенка.

Общий объем лесных участков, подверженных обработке составил более 10 тыс. га.

Проведенные в этом году совместно с Центром защиты леса Нижегородской области, специальные лесопатологические обследования показали, что очаг шелкопряда-монашенки затух под влиянием внешних факторов (низкие температуры), вследствие чего, проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов указанного вредителя в текущем году нецелесообразно.

Департаментом проведена существенная работа по оптимизации проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, что заметно сократило срок с момента обнаружения погибших и поврежденных насаждений до назначения и проведения мероприятий СОМ. Разработан и утвержден Порядок проведения лесопатологических обследований, рассмотрения и утверждения материалов по назначению СОМ с участием всех заинтересованных лиц и структур, что заметно сократило сроки назначения СОМ.

За последнее время нормативная правовая база в сфере защиты лесов претерпевает существенные изменения. С 1 октября 2016 года вступят в силу поправки в Лесной Кодекс Российской Федерации, касающиеся защиты лесов.

Департаментом уже сейчас организована работа, направленная на координацию мероприятий в части обеспечения санитарной безопасности лесов с учетом норм данного Федерального закона.

В тоже время хочу обратить Ваше внимание на ряд существующих и не менее важных проблем в области защиты лесов, которые до настоящего времени не решены.

На сегодня особо остро стоит вопрос согласования проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на территории ООПТ регионального значения, что требует внесения изменений в действующие нормативные акты.

Департаментом совместно с Минэкологии Нижегородской области организована работа по внесению изменений в Распоряжение Правительства Нижегородской области № 591-р «Об особо охраняемых природных территориях», регламентирующее порядок проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в границах ООПТ.

Также считаю, необходимым Минэкологии Нижегородской области провести  работу по внесению изменений в паспорта ООПТ в части приведения охранного режима территории ООПТ в соответствие с актуальными лесоустроительными документами и действующим федеральным законодательством в области защиты лесов.

В настоящее время также остается нерешенным вопрос ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов в границах земель лесного фонда.

Департамент располагает мнением Минприроды Российской Федерации о том, что  обязанности по ликвидации свалок твердых бытовых отходов на территории земель лесного фонда не могут относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и выполняться за счет средств субвенций федерального бюджета.

В связи с этим необходимы изменения в Федеральный закон № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» в части, определения ответственности за уборку твердых бытовых отходов на территории лесного фонда.

Наиболее острой остается проблема дальнейшего финансирования переданных полномочий в области лесного хозяйства за счет средств федерального бюджета на предстоящий год.

В настоящее время Минприроды России проводится завершающая стадия согласования проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета».

По имеющейся информации проект Методики, в случае его принятия, предполагает резкое сокращение объемов средств, предназначаемых для исполнения переданных полномочий в области лесных отношений

Так объем субвенций выделяемых Нижегородской области, сократится на 55 % по сравнению с 2016 годом и составит 195 852,3 тыс. рублей. Это потребует сокращения численности работников департамента и подведомственных государственных бюджетных учреждений более чем на 50 %, что будет способствовать развитию чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, снижением интенсивности воспроизводства лесов, развитию очагов болезней и вредителей леса.

Правительством Нижегородской области подготовлены и направлены замечания и предложения к проекту Методики в адрес Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева. Надеемся, что они будут учтены.

2.9 Краткая характеристика физико - географического положения Нижегородская область

Как видно, территория Нижегородской области неоднородна и имеет значительные внутренние физико-географические различия - природно-территориальные комплексы (ландшафты). (Приложение №1, 2). В зависимости, от этих различий в ней выделяется ряд природных районов. В лесной зоне, охватывающей все Заволжье междуречье Волги и Оки и юго-запад Правобережья, соответственно этим частям и различию между севером и югом Заволжья выделяется четыре района (Приложение №3): 

1- Ветлужский (северо-заволжский) равнинный таежно-смешанных лесов.

2-Волжско-Керженский (южно-заволжский) низинный полесский.

3-Балахнинский (междуречный) - низинный полесский.

4-Приокский (юго-западный) низинный полесский.

В лесостепной зоне, включая дубравные леса, охватывающей большую часть Правобережья, выявляется тоже четыре района:

5- Окско-Волжский (западный) овражно-балочный «березопольский».

6- Волжско-Пьянский (северо-приволжский) волнисто-балочный дубравный.

7-Пьянско-Сурский (юго-восточный) возвышенный остепненный.

8 - Притёшский (южно-центральный) равнинный лесостепной.



3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Современный подход к распоряжению территорий лесного фонда далек от идеального. К сожалению, сегодняшние процедуры передачи в аренду лесных участков оставляют большой простор для мошенничества и коррупции, и в основе здесь лежит сама методика, установленная Лесным кодексом. В настоящее время практически по всей нашей стране там, где осуществлялась лесохозяйственная деятельность человека наблюдается деградация лесного фонда. И основная причина этого- нарушение естественных лесообразовательных процессов. Это привело к длинной цепочке негативных последствий: увеличилось количество вывозки древесины, а следовательно увеличилась стоимость этого сырья и снизилась конкурентоспособность российского леса. Для выхода из этой ситуации лесозаготовители пытаются снизить затраты на заготовку что повлекло увеличение объемов к незаконной заготовке в неположенных местах, постепенно может привести к необратимым экологическим проблемам таким образом, нарушен принцип неистощительности и устойчивости. В России продолжается переход на интенсивную модель лесопользования- задача, утвержденная в сентябре 2013 года «Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской федерации на период до 2030» является стратегической для лесного хозяйства нашей страны.

Исследуя современное состояние лесов Российской Федераций, Нижегородской области мною выявлены проблемы ведения лесного хозяйства:

  • Изменения в Федеральной службе лесного хозяйства и передача ее функций Министерству природных ресурсов.

  • Изъятие полномочий по охране лесов у работников лесхозов, фактическая ликвидация системы лесных обходов в результате принятия Федерального закона от 29.12. 2004 года № 199-ФЗ.

  • Принятие и введение в действие с 01.01. 2007 года нового Лесного кодекса Российской Федерации почти полностью разрушив систему государственного управления.

Предлагаю: восстановить государственную лесную охрану, разработать новое лесное законодательство.


Cписок используемой литературы:

  1. ОСТ56-108-98. Лесоводство. Термины и определения: Стандарт отрасли. – М.: ВНИИЦлесресурс, 1999. – 56 с.

  2. Юслин, Х. Маркетинг продукции лесной и целлюлозно-бумажной промышленности: Учеб.пособ. для вузов / Хейкки Юслин и Йорма Неувонен. Перевод с финского. - Йоэнсуу: АОФЕГ, 2000.-252с.

  3. Лесной кодекс Российской Федерации. – М.: М-Норма, 1997.–78с.

  4. Птичников, А.В. Леса России: независимая сертификация и устойчивое управление / А.В. Птичников – М.: WWF, 2000.-160с.

  5. Ларина, В.Е. Лесные ресурсы в системе рационального природопользования: Методические указания / В.Е. Ларина – М.: ИПКлеспром, 1988.-38с.

  6. Петров, А.П. Государственное управление лесным хозяйством (в вопросах и ответах): Учеб. пособ. для вузов / А.П. Петров, Б.М. Мамаев, Е.А. Щетинский, В.Н. Власюк и др; Под общ. ред. М.Д. Гиряева. – Пушкино: ВИПКЛХ, 1998. – 44 с.

  7. Алексеев, А.С .Устойчивое управление лесным хозяйством: научные основы и концепции. Учеб. пособ. А.С. Алексеев, С. Келломяки, А.В. Любимов, Х. Паюйя, А.П. Петров и др.; Под общей редакцией А. В. Селиховкина. – С.-Пб: ЛТА, 1998. – 221 с.

  8. Анучин, Н.П. Проблемы лесопользования Н. П. Анучин. – М.: Лесная промышленность, 1986. – 264 с.

  9. Сеннов, С.Н. Лесоводство: учеб. пособ. для вузов С. Н. Сеннов. – С-Пб.: СПГЛТА, 1999. – 132 с.

10. А.Ю. Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России Лесной форум Гринпис России, 28 мая 2010 г.

Интернет ресурс

http://www.rosleshoz.gov.ru/media/news/3940

Тезисы доклада

Галкин И.С.

ГБПОУ НО «Краснобаковский лесной колледж», 41 группа специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство,

Нижегородская область, р. п. Красные Баки

Научный руководитель:

Преподаватель профессиональных модулей Чашина Г.Н.

Краснобаковский лесной колледж, р. п. Красные Баки, ГБПОУ НО «КБЛК»

Нижегородская область


Лес в современном мире

Актуальность работы: Исследование лесных ресурсов в мире и проблемы состояния лесного фонда Нижегородской области.

Цель работы: Изучить проблемы состояния лесов Нижегородской области и выявить возможные пути решения.

Задачи:

1.Изучить физико-географические особенности природно-территориальных комплексов Нижегородской области.

2.Проанализировать динамику изменений состояния лесного фонда Нижегородской области

3.Составить план административно-правовых организационных мероприятий по охране лесов Нижегородской области.

В научно-исследовательской работе использованы методы исследования: сравнительный анализ современного состояния лесов в мире и Нижегородской области, проведен анализ первоисточников, нормативно-справочной литературы.

Вырубка лесов началась на заре человеческого общества и по мере его развития возрастала, так как потребность в древесине и других продуктах леса резко увеличивалась. За последние 10 тыс. лет на Земле сведено 2/3 лесов. За историческое время около 500 млн. га превратились в бесплодные пустыни. Леса уничтожаются так быстро, что площади вырубок существенно превышают площади посадок деревьев. К настоящему времени в зоне смешанных и широколиственных лесов сведено к ½ их первоначальной площади, в средиземноморских субтропиках – 80%, в зонах муссонных дождей - 90%.

В настоящее время лесное хозяйство Российской Федерации находится в критическом состоянии. Многие важнейшие элементы лесного хозяйства, включая охрану лесов, лесоустройство, учет и инвентаризацию лесов, лесовосстановление, защитное лесоразведение, профилактическую работу с населением и лесную науку, или уже прекратили свое существование, или неизбежно перестанут существовать в течение одного-двух лет при сохранении существующих тенденций.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий Нижегородской области в первом полугодии 2016 года выявлено на 14% меньше нарушений лесного законодательства,  чем в прошлом году (801 случай), что в значительной мере является результатом активной профилактической работы, осуществляемой департаментом и повышением культуры производства лесопользователей.

В современном мире лесные ресурсы практически полностью истощены, ведь люди вырубили уже более 60 процентов леса. Причем каждую минуту к этой цифре следует прибавлять по 20 га. Такое бездумное использование лесных ресурсов происходит благодаря легкости и дешевизне добычи леса. Кроме того, в ежегодных пожарах, виновником которых нередко становится человек, и стихийных бедствиях погибает огромное количество деревьев. Такое безудержное потребление лесных ресурсов может привести к полному истреблению лесов, что приведет к потере выделяемого растениями кислорода, и уничтожит природную кладовую, которая имеет и большое экономическое значение. Поэтому стоит задуматься об охране природных ресурсов, в первую очередь, леса.



Приложение1