Конспект интегрированного занятия по обучению дошкольников грамоте
(подготовительная группа)
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные:
учить правильно согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам;
закреплять умение правильно определять имена существительные (слова-предметы) и имена прилагательные (слова–признаки);
закреплять умение определять первый звук в словах;
закреплять умение делить слова на слоги;
совершенствовать умение составлять предложения по заданной схеме;
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематическое восприятие;
развивать звукослоговой анализ и синтез;
развивать слуховое и зрительное внимание;
развивать навыки словообразования;
расширять словарный запас;
развивать внимание, память, способность к переключению.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать организованность, самостоятельность и самоконтроль за речью;
воспитывать познавательный интерес.
Оборудование.
Демонстрационный материал: домики (приложение 1), предметные картинки кукол и машин (приложение 2), предметные картинки (ежик, гриб), стрелка, два желтых треугольника (приложение 3), таблица (приложение 5), мяч.
Раздаточный материал: тетради, ручки, карандаши, распечатанные задания (приложение 4), предметные картинки (приложение 6).
Ход занятия
1. Организационный момент
Упражнение “Подбери слово”.
Воспитатель: “ Здравствуйте. Мы начинаем нашу игру. Займет свое место тот, кто назовёт слово, которое начинается с гласного звука”.
Учащиеся называет слово и ответивший правильно ребенок занимает свое место.
2. Повторение пройденного.
Упражнение “Где слово живет?”
Воспитатель раздает предметные карточки: арбуз, вишня, белка, сорока, крот, машина, матрешка, шарф, автобус. (Приложение 1).
Воспитатель: “Определите сколько в слове слогов, и поместите карточку в соответствующий дом”.
3. Сообщение темы занятия
Воспитатель: “Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте определить какое из слов-предметов, которые есть на доске, я загадала”.
1. Круглый, круглый
Сладкий, сладкий
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный он внутри. (Арбуз)
2. Была зеленой маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце потемнела я,
И вот теперь я спелая. (Вишня)
3. Непоседа пестрая -
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
4. Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
Воспитатель: “Скажите, какие слова вам помогали понять, о каком предмете я говорю (Слова-признаки). Правильно. Сегодня мы будем учиться подбирать слова-признаки к словам-предметам”.
4. Основная часть.
1. Магазин “Игрушка”
Воспитатель вывешивает на доске изображения кукол и машин. (Приложение 2)
Воспитатель: “Представьте, что мы пошли в магазин игрушек и хотим купить себе игрушку (куклу или машину). Выберите, какую игрушку вы хотите купить и опишите ее, а “продавец” ее найдет и вам даст”.
Воспитатель по очереди выбирает детей, кто играет роль продавца.
2. Подбери предложение к схеме. (Приложение 3)
Логопед размещает на доске изображения ежика и гриба.
Воспитатель: “Скажите, как узнать, что изображено на картинках. (Задать вопрос: Это кто? Это что?).
Составьте предложение, используя эти картинки, и поможет вам в этом еще одно слово. (Логопед показывает стрелку и ставит ее между картинками). Какое слово обозначает стрелка?” (Слово-действие).
Дети составляют предложения из 3 слов.
Воспитатель выбирает одно из перечисленных предложений: “Давайте нарисуем схему этого предложения. Как мы обозначаем на схеме начало предложения? (Вертикальной чертой) Как обозначаем конец предложения?” (Ставим точку).
Вызванный ребенок рисует схему предложения
Воспитатель: “Сколько слов в предложении? (Три). А теперь я поставлю перед ежиком треугольник. Треугольник обозначает слово-признак. Давайте повторим наше предложение и добавим слово-признак, скажем какой ежик?”.
Воспитатель выслушивает ответы детей и просит одного ребенка нарисовать схему получившегося предложения.
Воспитатель: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Четыре). А теперь я поставлю еще один треугольник, но перед грибом. К какому слову надо добавить слово-признак?” (К слову “гриб”).
Воспитатель выслушивает ответы детей и просит одного ребенка нарисовать схему получившегося предложения.
Воспитатель: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Пять). Какие слова помогали нам увеличить количество слов в предложении? (Слова-признаки). Молодцы”.
5. Физкультминутка
6. Основная часть
1. Соедини.
Воспитатель раздает детям таблички со словами-признаками и предметными картинками. (Приложение 4)
Воспитатель: “Давайте послушаем слова-признаки и определим, о каком предмете они говорят”.
Дети подбирают к словам-признакам соответствующую предметную картинку и соединяют их линией.
2. Признаки-противники.
Воспитатель: “Я вам сейчас прочитаю стихотворение и прошу вас помочь мне подобрать не достающее слово-противник. Но это будет не простое слово-признак, я слово противоположное по смыслу.
“Скажу я “высокий”, ответите - ... (низкий),
“Далекий” скажу, вы ответите ... (близкий),
Скажу я “шершавый”, вы скажите “гладкий”,
А “кислый” скажу, вы ответите ... (сладкий).
3. Заполни таблицу.
Воспитатель вывешивает на доске таблицу. (Приложение 5)
Воспитатель: “Давайте заполним таблицу: я вам дам предметную картинку (Приложение 6), а вы найдите, где ее дом в таблице и поместите картинку в соответствующую ячейку. Обращайте внимание на два основных признака: цвет и форму предмета”.
8. Рефлексия
Воспитатель: “Что нового вы узнали на занятии?
Что понравилось на занятии?
Вы сегодня хорошо занимались”.