- научить использовать художественные средства выразительности для передачи эмоционального состояния природы.
- развивать аналитическое мышление, умение выявлять средства выразительности в художественных произведениях;
- развитие навыков эстетического восприятия предметов окружающего мира.
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе предметов окружающего мира.
Цель урока: научить выявлять средства выражения состояния (настроения) в произведениях искусств, развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Технология проведения (этапы, цели) | Деятельность учителя | Форма организации взаимодействия | Деятельность учащихся | Формирование компетентностей (УУД) |
I этап. Организационно-мотивационный с фиксацией затруднения | - Здравствуйте, рада видеть всех на уроке изобразительного искусства! Какой он язык изобразительного искусства? И какими средствами передает информацию изобразительное искусство? И чтобы ответить на этот вопрос сегодня начнем урок с игры. ИГРА: покажите на языке тела зимнее состояние дерева (молча, без звуков); -дерево при сильном ветре; -дерево в дождь; -дерево цветущее; -Что менялось в вас при изображении на языке тела дерева в разных состояниях? А теперь поговорим о цвете. Вы все в одеждах разного цвета. Исходя из цвета одежды чей ответ был убедительней в передаче зимнего состояния дерева? Чей ответ был убедительней в передаче цветущего дерева? -Какое настроение вы испытывали в разных ситуациях? (Предположительный ответ: застывшее, тревожное, трепетное, восторженное, радостное) | Игра Фронтальная беседа | Вовлеченность в игровые ситуаций. Ответы на вопросы, обобщение ответов. | Коммуникативные: слушают друг друга, вступают в общение. Предметные: воспроизводят ранее полученные знания в данной ситуации. |
II этап. Целеполагание . | ИГРА “Слушая звуки музыки” Прослушивается музыкальный отрывок, обсуждение: -Определите настроение музыки К Дебюсси «Разговор ветра с морем» К какой картине из представленных (слайд 2) вы соотнесли бы эту музыку (А Куинджи «Волны») А теперь послушаем музыку Клода Дебюсси «Лунный свет». К какой картине вы бы соотнесли эту музыку (И.Айвазовский «Лунная ночь на Капри») (слайд 2) ПРОБЛЕМА: -Как художник передает настроение в изображении пейзажа? -Какой можно сделать вывод, каким образом в изображении можно передать настроение? (Предположительный ответ: цветом, цветовой палитрой) -Как мы можем получить определенную цветовую палитру для изображения настроения?) | Дидактическая игра Фронтальная беседа | Прослушивают музыкальные отрывки, рассматривают изображения. Отвечают на вопросы, обобщают информацию, формулируют определение. | Познавательные: определяют и соотносят эмоциональное настроение картины и музыки. Коммуникативные: строят монологическое высказывание; активно слушают одноклассников и учителя. Регулятивные: выявляют потребность знаний для решения задания |
Цель урока: определить художественные средства, с помощью которых художник передает настроение в изображении природы. | Формулируют проблему. Выдвигают варианты формулировок цели урока, участвуют в обсуждении. |
III этап. Открытие нового знания на основе актуализации знаний | Определите состояние пейзажа, изображенного разными по форме мазками (слайд 3) -Какой можно сделать вывод, какое еще художественное средство помогает художнику передать настроение в изображении природы? (Предположительный ответ: цвет и форма мазка) Определите характер пейзажей Архира Куинджи (слайд 4). Обе картины называются «Красный закат». В чем отличие в восприятии этих двух пейзажей художника? Что может рассказать нам цвет в картине И. Айвазовского «Девятый вал» (слайд 5) Цвет является источником информации (слайд 6). Как вы думаете какое настроение выражено в картинах современного художника С. Курбатова? (слайды 7, 8, 9, 10). Какими средствами передает это состояние художник? | Фронтальная беседа Формулирование общего вывода по проблеме урока. | Рассматривают изображения, делают выводы, отвечают на вопрос учителя. Сопоставляют зрительную информацию с уже известным, формулируют выводы, приводят доказательства и аргументы по собственным высказываниям. Активное использование известного в формировании нового знания. | Личностные: учатся понимать язык изобразительного искусства. Коммуникативные: рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируют выводы. |
IV этап. Постановка учебной задачи | А сейчас прислушайтесь к себе – какое состояние вы испытываете, в каком настроении вы пребываете? Подумайте, какими художественными средствами вы передали бы пейзаж, выражающий ваше настроение. | Фронтальная беседа | Сосредоточение на своем самочувствии, настроении. Активное использование известного и формирование нового знания на этой основе. | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетическому восприятию произведений искусства. Познавательные: осуществляют отбор существенной информации. |
V этап. Закрепление изученного в практической работе (с одновременным проведением физминутки) | Задание: Постарайтесь передать свое эмоциональное состояние в жанре пейзажа. | Индивидуальная практическая работа учащихся. | Изображают пейзаж по собственному замыслу с передачей настроения. | Личностные: формируют навыки индивидуальной деятельности, творческой деятельности; проявляют творческую инициативу. Регулятивные: планируют и осуществляют учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
VI этап. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) | Просмотр работ учащихся -Какие изобразительные средства помогали вам выполнять изображение в соответствии с замыслом? | Анализируют свою деятельность на уроке (самостоятельно) | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Личностные: осознают роль искусства в жизни каждого отдельного человека, меру своего участия в искусстве; анализируют и оценивают результаты и достижения творческой деятельности. Коммуникативные: участвуют в обсуждении результатов работы. |