Конспект к мероприятию «День космонавтики».
Актуальность: одна из задач в общеобразовательном дополнительном обучении по программам «Цветик-семицветик», «Золотой ключик» расширить кругозор дошкольников (5-6 лет) о космическом движении планет, о первых космонавтах.
Задачи:
- расширение знаний о первых космонавтах, о движении планет солнечной системы, о некоторых особенностях космических тел;
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие памяти в блицопросе о космонавтах;
- развитие пространственного мышления в игре «Движение планет и спутников»;
- развитие внимания в игре «Солнечный круг»;
- ручное творчество в рисовании;
- формирование коммуникативных навыков в играх.
Дидактический материал:
- глобус;
- маски «Солнце», «Луна», «Земля», «Марс»;
- карточки и лист А3 черного цвета для игры «Солнечный круг»;
- иллюстрации из книги «Космос для любознательных»;
- листы бумаги, цветные фломастеры, краски, кисточки и карандаши.
Ход занятия:
Знакомство.
Передавая глобус, учащиеся поочередно называют свое имя.
Педагог: «Здравствуйте, ребята! Часто мы смотрим на небо вечером, и видим множество звездочек в космосе! Они кажутся нам маленькими, а на самом деле, они, как наше солнышко, очень далеки от нас. Днем солнышко светит ярко, и мы не видим ни звезд, ни планет. Их можно увидеть в специальном устройстве с увеличительными линзами, которое называется телескоп. Ученые долго наблюдали за космосом, их знания пригодились всем, в том числе и космонавтам. Первым в истории космонавтом был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле «Восток - 1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым. Вторым человеком, побывавшим в космосе, был Герман Титов. А первым в истории выход в космос совершил алексей Леонов 18 марта 1965 года с борта корабля «Восход – 2».
А теперь ответим на вопросы: Кто был первым космонавтом? Как назывался корабль, с которого был совершен первый выход в открытый космос? Сколько времени понадобилось для того, чтобы облететь Землю первому космонавту? Какие животные побывали в космосе? (Ответы учащихся).
А теперь послушаем о том, что ученым удалось узнать о космосе, о нашей Солнечной системе. Если какие-то слова будут незнакомы, то поднимите руку, и я объясню подробно с помощью картинок в нашей книге о космосе.
Солнце – это гигантский раскаленный газовый шар, поэтому он такой яркий. Вокруг Солнца обращается восемь планет по своим орбитам, образуя вместе Солнечную систему. Кроме планет, в Солнечной системе есть спутники, кометы.
Меркурий – самая маленькая и самая близкая к Солнцу планета. На дневной стороне она очень горячая, а на ночной стороне очень холодная.
Венера – вторая и самая горячая планета. Ты можешь Венеру легко увидеть на небе как «Утреннюю звезду» весной перед восходом Солнца.
Земля – третья планета, если считать от Солнца. Это единственная планета, на которой существует вода в жидком состоянии и жизнь. У Земли только один спутник – Луна. Орбита Луны не окружность, а эллипс. Луна – единственный космический объект, который посетил человек, там нет ветра, и следы человека останутся на века.
Марс – четвертая от Солнца планета, и названа в честь римского бога войны. По размеру она в два раза меньше Земли. Из-за ржавого цвета железистой почвы она кажется красной.
Юпитер – пятая и самая большая планета, у которой 63 спутника. Благодаря своему размеру он защищает Землю от многих комет и мог бы вместить в себя все другие планеты.
Сатурн – шестая планета, вокруг которой обращаются кольца, состоящие из кусков льда и скал. Обломков так много и они вращаются так быстро, что образуют кольца. Кроме этого есть еще 50 спутников у Сатурна.
Уран - ледяная планета, как и Венера, вращается по часовой стрелке, да еще «лежа на боку». Скорее всего, Уран столкнулся с чем-то очень большим, из-за чего стал таким странным. Скорость на Уране достигает 250 метров в секунду. Огромное количество метана на планете придает ей голубой цвет. Количество спутников у Урана – 24.
Нептун – восьмая планета и вокруг своей оси вращается 19 часов, круг-обращение вокруг Солнца – 164,3 земных года. Там сильные ветра, 500 метров в секунду. Спутников у Нептуна - 13.
Галактика, в которой мы живем, называется Млечный путь. Ночью, если нет туч, можно увидеть яркую белую полоску из миллиардов звезд. Она имеет форму спирали, в центре которой находится черная дыра, которая поглощает все, что встречается ей на пути. Галактик много во Вселенной, и, возможно, в одной из них тоже есть жизнь».
Интерактивная игра «Движение планет и спутников».
Педагог: «Используя маски, мы «превращаемся» в Солнце, Марс, Землю и Луну. Попробуем показать, как Земля вращается вокруг Солнца, как Луна обращается вокруг Земли, движение спутников Марса».
Игра с карточками «Солнечный круг». В этой игре используются карточки с изображением небесных тел (планеты, кометы, астероиды, Солнце) и лист А3 черного цвета «Космос», на который нанесены орбиты всех планет.
Определяется очередность хода участников. Каждый берет карточку с небесным телом и размещает ее на листе «Космос», зарабатывая очко при правильном расположении.
Практическое задание.
Педагог: «Дорогие ребята! А сейчас с помощью круглого образца на листе бумаги наносим контур какой-либо планеты, на выбор каждого учащегося, нарисуем и разукрасим свою планету красками, карандашами или фломастерами. Если работа будет выполнена аккуратно, то можно будет поучаствовать в конкурсе рисунков».