СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку чтения по теме "Русская народная сказка "Лиса и козёл"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Русская народная сказка "Лиса и козёл" предназначена для младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Материал урока соответствует программному материалу 3 класса АООП О УО (ИН), интеллектуальным особенностям и индивидуальным возможностям данной категории детей. Данный конспект составлен к презентации по  теме "Презентация к уроку чтения. Лиса и козёл".

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку чтения по теме "Русская народная сказка "Лиса и козёл"»

Учебный предмет: чтение

Класс: 3-й

Лексическая тема: Чудесный мир сказок

Тип урока: комбинированный


Тема: Русская народная сказка «Лиса и козёл».

Цель: Расширять и систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки».

Задачи:

  • Образовательные. Обобщить и систематизировать знания детей по русским народным сказкам. Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и козёл». Продолжать формировать умения работы с текстом и оценивания персонажей по их поступкам и особенностям речи.

  • Коррекционно-развивающие. Развивать диалогическую речь посредством беседы. Развивать и активизация словаря через уточнение и объяснение значения «трудных» слов и выражений;

  • Воспитательные. Воспитывать нравственные качества через анализ содержания художественного произведения.

Оборудование: растяжка на классную доску «Чудесный мир сказок»; буквы на магнитах для составления слова, сюжетные иллюстрации к сказке на формате А-4; раздаточный материал на каждого учащегося: набор сюжетных иллюстраций, отображающих последовательность событий в сказке, набор лиц, отображающих эмоциональные состояния людей, конверт с пословицей, разрезанной на слова.


СЛАЙД 1


Ход урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)

– Сядьте удобно, правильно и приготовьтесь работать.

Глаза смотрят и все видят,

Уши слушают и все слышат,

Ноги и руки не мешают, а помогают.

Поднятая рука – это сигнал о том,

Что вы знаете и готовы сказать….

А голова думает…



СЛАЙД 2

Артикуляционная гимнастика

– У нас урок чтения и нам предстоит много читать и говорить, поэтому начнём с артикуляционной гимнастики.

Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими язычками.


– Приготовились и чётко произносим гласные буквы сначала слева направо, а затем справа налево. Лена и Вова читают с доски, а Полина с карточки.


АОУЫИЭ

АЫОУЭИ

ОУАЭИЫ

УЫОИАЭ

ЫЭАОИУ


2. Актуализация знаний (7 мин.)

– Хорошо. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать по лексической теме «Чудесный мир сказок».

– Перед вами иллюстрации к знакомым произведениям («Теремок», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка»). Чтобы определить жанр этих произведений вам надо собрать слово из отдельных букв (С К А З К А).

–Правильно, это всё русские народные сказки. А почему они так называются? (придумал русский народ, и сказки передаются из поколения в поколение). А сейчас мы с вами поиграем и узнаем как хорошо вы знаете русские народные сказки. Я буду вам читать загадки, а вы должны отгадать сказку и поднять карточку с её названием. У Полины вместо слов карточки с картинками.



Сказки просят:
- А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!



Дидактическая игра «Отгадай сказку»

А сейчас мы с вами поиграем и узнаем, как хорошо вы знаете русские народные сказки. Я буду вам читать загадки, а вы должны отгадать сказку и поднять карточку с её названием. У Полины вместо слов карточки с картинками.


  • Мышка дом себе нашла.

Мышка добрая была:

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов.

(Теремок)



  • - Как выскочу,

Как выпрыгну

Пойдут клочки

По закоулочкам!

(Заюшкина избушка)



  • Испекла бабуля деду –

Дед остался без обеда:

В лес мальчишка убежал,

На носок лисе попал. (Колобок)

  • Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

(Репка)


  • Возле леса, на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

( Три медведя)

– Молодцы, вы хорошо знаете сказки.


Физкультминутка (2 мин.)


Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


– Молодцы, садимся на свои места, расправили плечи и продолжаем работать.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Подготовка к восприятию сказки (3 мин.)


Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Может быть, кому-то эта сказка уже знакома, но мы постараемся найти в ней что-то новое и интересное. Название сказки вы узнаете, если найдете из предложенных вам слов лишние слова.


Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Лена, Вова работают со словарным материалом, а Полина с предметными картинками.

– Прочитайте слова на розовой карточке: собака – корова – лиса – кошка.

– Какое слово здесь лишнее? Почему?

– Правильно, слово «лиса» – лишнее, т.к. обозначает название дикого животного.

– Прочитайте слова на голубой карточке: волк – козёл – белка – заяц.

– Правильно, слово «козёл» – лишнее, т.к. обозначает название домашнего животного.

– Какие слова мы выделили? (лиса, козел).

–Давайте все вместе проверим работу Полины. Посмотрите, правильно ли Полина выполнила задание?

– Молодцы, мы с вами узнали название сказки. Сказка называется «Лиса и козел».

– Как вы думаете кто герои сказки?


  1. Знакомство со сказкой «Лиса и козёл»

  • Чтение сказки учителем (1мин.)

  • «Трудные слова» (2 мин.)

– Ребята, в сказке лиса провалилась в колодец. А как вы думаете, что означает слово «колодец»?

– Правильно. Это сейчас у нас у всех в квартирах есть кран, и вода течет по трубам. А в деревнях и сёлах есть колодцы, и люди ходят к нему за водой.

Колодец рыли всем селом. Они были очень глубокие, и вода в них была чистая и студёная.

– Как вы понимаете выражение «студёная вода»?

Стенки колодца укрепляют, чтобы в них земля не осыпалась.

Посмотрите на доску, колодец сделан из бревен. Эти бревна называются срубом. Над колодцем делают крышу или закрывают крышкой.

– Зачем на колодце нужна крыша? (Чтоб снег и дождь не капали, чтоб листья и мусор не попадали в воду).

– Правильно, ребята. Так чем укрепляли стенки колодца?

– Как называются бревна? (сруб)

– Молодцы!


      • Чтение по цепочке

– Ребята вы внимательно послушали сказку. Выяснили значение трудных слов и выражений, а теперь приготовились читать сказку по цепочке. Внимательно следим по тексту. Полина читает название сказки.


  1. Первичное закрепление материала


      • Беседа по содержанию сказки

– Как лиса попала в колодец? (Лиса упала в колодец).

– Могла лиса сама вылезти из колодца? Почему? (вылезти было трудно)

– Как лиса вылезла из колодца? (она обманула козла, залезла ему на плечи и выскочила из колодца)

– Какая лиса в этой сказке? (хитрая)

– А каким оказался козёл? (доверчивым, глупым)


Зрительная гимнастика (2 мин.)


Ах, как долго читали,

Глазки у ребят устали. – Поморгали глазами.


Посмотрите все в окно, - Головой не вертим, бегают одни глазки.

Посмотрите все на дверь.

Посмотрите все наверх.

Посмотрите вниз.

Глазки бегают влево, вправо, как часики (1-2, 3-4, 5-6).

Зажмурили глаза, открыть и поморгали.


      • Выборочное чтение. Подбор сюжетных картинок.

      • Работа с пословицей

Детям выдаются конверты, и предлагается составить пословицу и прочитать.

Мы с вами познакомились со сказкой «Лиса и козел». Скажите, подходит ли к этой сказке пословица «Речи как мед, а дела как полынь»? Почему? ( Речи – сладкие, а дела – горькие).


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

– Ребята, сегодня мы на уроке познакомились с русской народной сказкой «Лиса и козёл». На следующем уроке мы продолжим работать с этим произведением. Дома подготовится к чтению разговора лисы и козла по ролям и выполнить задание в рабочей тетради.


РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ УРОКА

– Ребята у вас на партах лежат две картинки: один малыш улыбается, а другой плачет. Если вам на уроке было интересно, то поднимите малыша с улыбкой, а если грустно, неинтересно, то малыша, который плачет.

– Я очень рада, что вам урок понравился. И хочу похлопать Полине за хорошую работу. Полина, а кому похлопаешь ты? (. ..)

Давайте все похлопаем (имя). (Имя), а ты кому похлопаешь?


Прозвенел для всех звонок.

Всем спасибо за урок