СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке используются методы технологии модерации. Цель: развитие умения определять слово по лексическому значению и умения определять лексическое значение слова в толковом словаре.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку»

Тема: Слово и его лексическое значение

Тип урока: Урок развитие умений.

На уроке используются методы технологии модерации.

Цель: развитие умения определять слово по лексическому значению и умения определять лексическое значение слова в толковом словаре.



1 этап Инициализация

Метод «Найди похожих»

Цель: организация урока, настрой на общую работу, сплочение коллектива.

- Прозвенел звонок на урок, проверьте готовность к уроку. У вас на столах…

- Ребята ещё на столах у вас три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось! Спасибо!

- А моё настроение… Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Улыбнитесь друг другу, гостям, себе!

- Предлагаю сесть за стол тому:

- У кого есть брат или сестра

- У кого есть мобильный телефон

- Чьё имя заканчивается на «а»

- Чей день рождения летом

- Садятся девочки

- Садятся мальчики

Начнём наш урок. Всем удачи!

- Проверьте посадку, откройте тетрадь, положите её с наклоном, подпишите число, классная работа:

Двадцать девятое сентября.

Классная работа.









2 этап Вхождение или погружение в тему

Метод «Говорят дети»

Цель: наблюдение знаний учащихся по теме урока.

- Послушайте внимательно знакомое вам стихотворение И. Токмаковой, оно нам сегодня поможет определиться с темой урока.

(Включить аудиозапись стихотворения И.Токмаковой «Плим»)

- Что вас рассмешило? (смешное «слово» плим)

- (на доску – написанное письменными буквами «слово» плим )

- Посмотрите на соединение на первых двух и последних двух букв.

Запишите это слово один раз.

- Найдите в нём парный по звонкости/глухости согласный.

Замените его другим звуком из его пары и обозначьте соответствующей буквой. Запишите получившееся слово. Пропишите до конца строки.

- Обратите внимание на соединения на 1/3. У кого удалось все соединения написать правильно, оценивают себя бабочкой вверху, не совсем получились 1-3 соединения, ставьте бабочку посередине, если не удалось 4 и более соединения, ставьте бабочку внизу.

- Скажите, пожалуйста, в чём особенность этих слов? (у них нет значения)

(Если не ответят: Я предложила эти слова другим ученикам, а они сказали, что это не слова. Как вы думаете, почему они так сказали?)

- Итак, о чём мы будем говорить на уроке? (о словах)















3 этап Формирование ожиданий учащихся

Цель: развитие приёмов антиципации (представление о результате деятельности)



На доску:

Слово

- Предположите, чему мы будем учиться на уроке, тема которого «Слово».



4 этап Интерактивная лекция

Метод «Кластер»

Цель: структурирование учебного материала



- Что есть у каждого слова? (значение).

Н а доску:

Имеет значение

- Итак, тема урока: Слово и его значение.

- Давайте вспомним, что обозначают, называют слова? (предметы, явления, признаки предметов, действия предметов, количество и др.)

На доску:

Предметы

Явления

Признаки предметов

Действия предметов

Количество и др.

- Словарный состав любого языка учёные называют словом лексика.

То, что обозначает слово – это его ….(Лексическое значение)

Лексическое значение

На доску.

- Давайте определим о каких словах идёт речь, опираясь на их лексическое значение. Откройте учебник на с.59, найдите упр.43 (два ученика работают у доски).

Взаимопроверка в парах (группа «ученик-ученик»):

- Для проверки не забудьте использовать образец правильного написания слов. Где мы его можем найти? (в Орфографическом словаре – лежит у каждого на парте).

- Для удобства поиска, слова в словаре расположены в алфавитном порядке.

(У двух учеников пары или кто без пар проверяет учитель на отметку)

- Что объединяет эти слова? (это словарные слова)

Эмоциональная разрядка (разминка) – Пальчиковая гимнастика

5 этап Проработка содержания темы

Цель: расширение знаний учащихся на основе имеющегося опыта, выработка общего знания



- Сегодня познакомимся с новым словарным словом, послушайте его лексическое значение. Оно имеет целых три значения:

1. Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.

2. Собрание книг, а также помещение, где они хранятся.

3. Название книг определённой тематики.

- Кто догадался, какое новое слово мы сегодня берём? (библиотека)

- Хорошо, а как нам проверить, верное ли ваше предположение? Поможет ли нам Орфографический словарь определить значение слова? (нет)

- А к помощи какого словаря нам нужно обратиться? (Толковый словарь)

Учитель показывает словарь и рассказывает:

Толковые словари объясняют, толкуют значения слов. Один из самых крупных и самых известных толковых словарей русского языка – «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Владимир Иванович Даль посвятил 50 лет созданию этого словаря. В его словаре 200 тысяч слов. Даль умел толковать слова наглядно и образно. Он раскрывал значение слова через пословицы, поговорки, загадки. Словарь Даля написан более 150 лет назад (в середине 19 века). Многие слова с тех пор поменяли своё значение или вовсе исчезли из русского языка. Но словарь Даля остаётся сокровищницей русского языка и культуры.

(на выставку)

Известны также толковые словари Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова.

Сейчас эти и многие другие толковые словари можно найти в интернете. Например, на сайте slovari.ru. Это очень удобно: можно набрать слово в поисковой строке и увидеть его толкование сразу в нескольких словарях.

- Итак, при необходимости уточнить значение слова мы обращаемся …(к Толковому словарю).

На доску:

Толковый словарь

- На страницах 152-153 учебника есть фрагмент толкового словаря.

Проверим верно ли мы определили слово «библиотека» по лексическому значению.

- Найдите слово библиотека и прочитайте его значения про себя.

- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

(слово на доске)

-Проверьте, правильно вы его записали.

- Назовите слово, которое обозначает сотрудника библиотеки. (библиотекарь)

- Откройте учебник на с.44 там написано это слово, спишите его в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

- Составьте предложение с одним из новых словарных слов.

(выполняют устно, послушать 2 предложения)

- Это слово гость в нашем языке, оно пришло к нам из греческого языка. На с.44 у нас есть статья о происхождении этого слова. Вы ребята любознательные, дома прочитайте Страничку для любознательных.

- В нашем языке много слов, которыми мы активно пользуемся, а пришли они к нам из других языков. Вот, например, слова из английского языка в упр.62. Почитайте.

- Назовите слова иностранного происхождения, они выделены жирным шрифтом.

- Значение каких слов вам не понятно, либо вы хотели бы уточнить их лексическое значение?

- Для толкования иностранных слов есть Словарь иностранных слов (продемонстрировать).

На доску:

Словарь иностранных слов



В учебнике на с.158 есть фрагмент такого словаря, откройте, пожалуйста, учебник на с.158. (Прочитать значения слов бутсы, жокей, тайм-аут)

- Вернёмся на с.44 в учебнике. Выполните письменное задание к упр.62.

- Мне понравилось, как работали на уроке... (взять у таких учеников тетрадь с выполненным заданием к упр.62 и поставить отметки за работу на уроке)

6 этап Рефлексия

Метод «Незаконченное предложение»

Цель: подведение итогов работы

- Закончите мою фразу:

- Сегодня мы говорили о… (слове)

- Сегодня на уроке мы учились определять… (лексическое значение слова)

- Для определения лексического значения слова мы использовали на уроке… (Толковый словарь, Словарь иностранных слов)

- Их вы можете найти в… (в библиотеке, на сайте)



Домашнее задание: с.45 упр.63



- Найдите слова по теме «Школа». Из каких языков они к нам пришли?

- Если значение слово из этого упражнения не сможете самостоятельно объяснить, то к какому словарю обратитесь? (Словарь иностранных слов)









Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение





















Конспект открытого урока

по русскому языку

в 4 «Г» классе на тему:

«Слово и его лексическое значение»









Выполнила:

учитель начальных классов

Доманова Н.С.











Калуга, 2022