Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа Зерноградского района
имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме:
«Обобщение знаний о глаголе».
Выполнила учитель начальных классов
Вечеркина Ольга Викторовна
х. Донской
Конспект открытого урока русского языка
во 2 классе
«Обобщение знаний о глаголе »
Тема урока: Обобщение знаний о глаголе.
Тип урока: обобщение знаний.
Форма урока: урок – путешествие.
Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе;
развитие умения отличать одну временную форму от другой;
изменять глаголы по времени; умение правильно употреблять глаголы в речи;
Задачи урока: развитие логического мышления, познавательного
интереса; формирование умения применять на практике
полученные знания; воспитание интереса и любви к
русскому языку, уверенности в себе.
Личностные УУД.
Метапредметные УУД.
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;
выполнять учебное задание с взаимопроверкой.
формулировать высказывание, мнение;
согласовывать позиции и находить общее решение (работа в группах).
Предметные УУД.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с групповыми заданиями, плакат с изображением планеты « Глаголия», изображение ракеты, карточки с заданиями; эпиграфы.
Ход урока:
Организационный момент:
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Мы начнём урок, друзья!
Мотивация к деятельности.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие (Слайд1) Давайте вспомним с вами, какой сегодня день? ( 12 апреля – День космонавтики. В этот день 1961 году был совершён полет в космос. Совершил полёт вокруг Земли наш космонавт – Ю.А. Гагарин ). Мы совершим с вами путешествие на волшебную планету. Отправимся на эту планету на космическом корабле. Название планеты, кто живёт на этой планете, вы узнаете, выполнив следующие задания. За правильно выполненное задание вы получите 4 волшебные буквы. Но сначала откройте свои бортовые журналы, запишите число, классная работа.
Задание 1. « Зоркость»:
написать правильно слова ( на доске ):
С. бака, в.робей, в.рона, с.рока. к. рова, с.ловей.
(получают буквы Л А О Г Слайд 2).
Задание 2. « Шифровальщик»:
1.Расшифровать слова: теал, теакирич, тичым, тёоп, тищерт, теакрак. (Лает, чирикает, мычит, поёт ,трещит, каркает)
Разделите их на две группы.
1группа: Собака, воробей, ворона, сорока, корова, соловей.
группа: Лает, чирикает, мычит, поёт ,трещит, каркает.
3.Подберите к первой группе подходящие по смыслу слова из второй
группы. Составьте предложения.
( Дети составляют предложения: Собака лает. Ворона каркает. Корова мычит. Воробей чирикает. Сорока трещит. Соловей поёт.)
( получают буквы Г Л И Я ).
Постановка темы и цели урока:
Учитель: Ребята, какое слово получилось из букв, которые вы получили?
( буквы ЛАОГГЛИЯ Слайд 3)
Дети: ГЛАГОЛИЯ ( Слайд 4)
Учитель: - Итак, планета на которую мы летим называется «Глаголия».
Учитель: А как же называются жители этой планеты, вы догадались, как их зовут?
Дети: Глаголы.
Учитель: Правильно, это глаголы. Ребята, вчера в почтовом ящике я нашла письмо от жителей этой планеты, они просят помощи. Они пишут о том, что злой разбойник похитил на планете Солнце, и всё на ней исчезло: птицы, растения, животные. Давайте поможем этой планете! Вы готовы пройти испытания? Тогда – полетели!
Прочитаем высказывания о глаголах:
« Глагол самая огнепышущая,
Самая живая часть речи» ( А. Югов ). Слайд 5.
Учитель: А что знаем мы о глаголах?
IV. Работа по теме урока.
Учитель: Первое испытание называется «Вопрос – ответ», давайте вспомним с вами, что уже знаем о глаголе. Слайд 6.
Что такое глагол?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает глагол?
Как изменяются глаголы?
Какие временные формы глагола вы знаете?
Как узнать в каком времени употреблён глагол?
Какого числа бывает глагол?
(Ответы детей).
Учитель: А теперь проверим ваши ответы. Слайд 7.
Молодцы! С первым испытанием вы справились. Но нас ждёт следующее испытание. Полетели.
Учитель: Испытание называется «Временное». Каждый вариант получит карточки с заданием. Первому варианту надо поставить глаголы в настоящем времени. Второй вариант ставит глаголы в прошедшем времени.
(Дети получают карточки и выполняют задание в тетради).
1. Работа по карточкам №1:
1 вариант: Лиса ( жить ) в норе. В овраге ( бить ) ключ. На ветке (сидеть) птица.
( глаголы написать в настоящем времени ).
2 вариант: Машина ( возить ) груз. Костя ( петь ) песню. По небу (плыть) облака.
( глаголы написать в прошедшем времени ).
Учитель: Проверим, как вы справились с заданием. Слайд 8. 9.
Молодцы. А теперь немножко отдохнем.
Физминутка:
Как живёшь? – Вот так!
Как идёшь? – Вот так
Как бежишь?
Как шалишь?
Как даёшь?
Как берёшь?
Как грозишь?
Как ты спишь?
А сидишь?
Сели за парты.
Руки? На месте
Ноги? На месте
Локти? У края
Спинка? Прямая.
Учитель: Поспешим. Жители планеты «Глаголия» ждут нашей помощи. Испытания продолжаются. Поработаем с вами в группах. Каждая группа получит задание.
Работа в группах: ( карточки № 2 ). Слайд 10.
1 группа: Выписать предложения с глаголами в прошедшем времени.
2 группа: Выписать предложения с глаголами в настоящем времени.
3 группа: Выписать предложения с глаголами в будущем времени.
По реке плывёт лодка.
В лесу дети собирали грибы.
Летом мы поедем на море.
На поляне выросли подснежники.
Мы идём на прогулку в парк.
На каникулах я поеду к бабушке.
Учитель: Проверим и это испытание. Слайд 11.
Ребята, уже скоро мы встретимся с жителями планеты. Вас ждёт последнее испытание « Выбери глагол». Слайд 12.
Глоток, уметь, темнота, красный, смешим, забавляют, желтизна, чистый, ласкает, пищат.
Учитель: Какой глагол лишний? ( уметь ) – неопределённая форма глагола.
Что можете сказать об этом глаголе? Подберите глаголы в неопределённой форме.
Какие части речи ещё не назвали? ( имена существительные и имена прилагательные ).
Задание: 1. от существительных образовать глаголы в настоящем
времени.
2. от прилагательных образовать глаголы в прошедшем
времени.
Дети выполняют задание. Затем проверяют. Слайд13.
( Резерв: работа по учебнику).
После каждого выполненного задания на планете появляются – солнце, облака, растения, цветы.
Учитель: Мы справились со всеми испытаниями, избавили жителей планеты от злого разбойника. Посмотрите на планету. Она стала красивой, цветущей. И это всё благодаря вам. Ваши знания помогли вернуть жизнь на эту планету.
VI. Рефлексия: Ребята, перед вами смайлики зелёного, жёлтого, красного цвета. Кто с заданиями справился легко, всё было понятно, поднимите зелёные смайлики. Жёлтые смайлики – были небольшие затруднения, красные смайлики – выполнение заданий давались с трудом.
VII. Итог урока: А что же вы узнали о главных жителях этой планеты, о глаголах?
Глаголу нравится читать,
Шуметь, бурлить, кипеть,
Играть, работать и мечтать,
Шить, жить, свистеть и петь! Слайд14.
Учитель: Спасибо за урок! Молодцы! Слайд 15.