СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по теме Разделительный мягкий знак

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме Разделительный мягкий знак»


Конспект открытого урока по теме "Разделительный мягкий знак"

ТЕМА УРОКА: " Разделительный мягкий знак".

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели: познакомить учащихся с написанием разделительного мягкого знака; дать понятие мягкого знака как разделительного, научить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике; развивать группу УУД:

личностных – самооценка на основе критерия успешности и трудности;

регулятивных – планирование последовательности деятельности, фиксирование индивидуального затруднения, контроль, коррекция и оценка;

познавательных – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение цепочки логических рассуждений;

коммуникативных – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”!

2.Мотивация к деятельности.

Ребята! Я хочу узнать с каким настроением вы пришли на урок?

Покажите! (показывают смайлики)

С таким настроением у нас все получится!

Проверили посадку, положение тетради.

Открываем тетради, записываем число, кл. работа.

Минута чистописания

Ья, ью

Ья- начинаем писать от верхней линии РС: ведём вниз короткую наклонную линию, чуть не дойдя до нижней линии РС;

- закругляем вправо, касаясь нижней линии РС, ведём вверх и пишем маленький овал, поворачивая к первому элементу (высота овала – до середины РС). состоит из трёх элементов)

- (первый элемент) начинаем писать чуть выше нижней линии РС: закругляем, доводим до нижней линии РС, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо и почти доводим до верхней линии РС;

- (второй элемент) уходим вверх влево и пишем маленький овал, вернувшись к точке начала его написания (высота овала – до середины РС) и поднимаемся к верхней линии РС, касаясь её;

- (третий элемент) пишем короткую наклонную палочку с закруглением внизу вправо: сначала ведём по написанному элементу, а потом следим за тем, чтобы между первым и третьим элементами образовался уголок (с середины РС).



Ью- начинаем писать от верхней линии РС: ведём вниз короткую наклонную линию, чуть не дойдя до нижней линии РС;

- закругляем вправо, касаясь нижней линии РС, ведём вверх и пишем маленький овал, поворачивая к первому элементу (высота овала – до середины РС). начинаем писать с верхней линии РС: пишем короткую наклонную линию до нижней линии РС;

- возвращаемся по написанному до середины, останавливаемся и пишем «перекладинку» (чуть провисшую линию);

- пишем овал, касаясь нижней и верхней линий РС.


3. Актуализация знаний.

  1. Измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов или животных, и запишите их

Брат, соловей, ручей, звено.

  1. Из данных слов составьте предложения по схемам и запишите их. Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.

  1. Ночью, мороз, ударил, первый.

( Когда? Какой?)

  1. Волчьи, заметили, на снегу, ребята, следы.

( Где? Чьи? Что?)

Взаимопроверка.

Кто справился без ошибок? У кого 2 ошибки?3- ошибки?

Составьте с новым словарным словом предложение.

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ КОМПЬЮТЕР ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ.

-выделите грамматическую основу

-сколько грамматических основ получилось в нашем предложении?

-Как называется предложение, в котором только одна грамматическая основа? (простое)

-Какое это распространенное или нераспространенное предложение? (распространенное). Докажите, что это распространенное предложение. (т.к. здесь есть второстепенные члены).

-Какую роль они играют? (они поясняют главные члены)

-Ребята, у нас сегодня гость, слушайте внимательно, он подскажет вам тему сегодняшнего урока).

Я волшебник. Захочу – 
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай, 
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква - … (мягкий знак)

-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (мягкий знак). Но какой мягкий знак – это вам надо определить.

4. Определение темы и целей урока.

-Посмотрите на слово компьютер. Где вы видите ь? Какие буквы он разделяет? Значит, какую работу выполняет этот ь? Как же его правильно назвать: разделительный или смягчающий?

-Да, друзья мои, мы сегодня будем говорить именно о разделительном мягком знаке) (на доске открываю тему урока).

- А что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке по этой теме?

(Где в словах пишется мягкий знак? Для чего мягкий знак нужен? Какие функции мягкий знак выполняет? А я бы хотел узнать, как появился мягкий знак?)

5. Открытие нового знания.

-Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в прошлое и сразу разрешим одну из целей урока, а в этом нам поможет Научный эксперт нашего класса: листает сама

Сколько букв в русском алфавите? (33)

 В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.

 В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь знак (графически он не отличались от современного Ь), но назывался по-другому.

Буква Ь употреблялась чаще всего для смягчения согласного:  купець  (в современном языке звук  Ц всегда твёрдый).

В современном русском алфавите буква ь выглядят так же,

как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться он стал по-другому. его функция несколько изменились…

- Познавательно было, ребята, узнали что - то новое? Сейчас вам предлагаю поработать в группе. Ваше задание: Найдите слова с разделительным мягким знаком, списать их, подчеркнуть ь.

Листья, парк, жёлуди, старый, ружьё, льют, собака, шерсть, вьюга, платье, ведро, ручьи, метель.

-Что вы можете сказать, посмотрев на эти слова, когда пишется разделительный мягкий знак? 1 вариант сделает морфологический разбор слова вьюга, а второй вариант – льют. Какой вывод сделаете? Чему вы научились, выполняя этот вид работы?

-Давайте обратимся к учебнику и убедимся, правильный ли вывод сделали? познакомимся с правилом. Стр. 68. (Читает ученик правило)

И так, на что нужно обратить внимание? (пишется мягкий знак в корне между согласным и гласным звуками).

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели.

Пошипели, помолчали

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

6.Закрепление нового.

перейдем к выполнению упражнения. (Посмотрите глазками)

Упражнение.

Найдите ребята слова с разделительным мягким знаком

(ком/пью/тер, о/бе/зья/на, ва/ре/нье, вью/га) выписываем в первый столбик у доски записывает

- Во второй столбик выпишем слова с мягким знаком показателем мягкости ( ма/лень/кий, ап/рель/ский, день)

- Посмотрите на слова второго столбика

-что вы сможете сказать о соотношении количества букв и звуков (букв больше, чем звуков)

- что вы сможете сказать о соотношении количества букв и звуков в первом столбике

( букв больше чем звуков)мягкий знак звука не дает, а вот гласный дает два звука и занимает его место)

-Молодцы

8.Рефлексия.

-У меня для вас тест, на закрепление, поработать с ним, вам нужно самостоятельно на листочках.

  1. Распределите слова в два столбика:

  1. С мягким знаком – показателем мягкости.

  2. С разделительным мягким знаком.

Деньки, льёт, вьюга, пальто, медведь, листья, колокольчик, безделье.

Разгадайте кроссворд.

  1. Снежная буря

  2.  Домик для пчёл.

  3. Мать, отец и дети.

  4. Животное, по строению тела наиболее близкое к человеку.

  5. Ягоды, сваренные в сахаре.

- Умнички!

-В начале нашей с вами работы, мы определили цели урока.

-Мы с ними справились?

- Давайте еще раз прочитаем правило в учебнике!

-Оцените работу на уроке. Ребята, нарисуйте у себя в тетрадях такую шкалу знаний. Отметьте знаком «+», где находятся ваши знания: если вам нужна помощь, то поставьте знак «+» внизу. Если вам всё понятно, то отметьте вверху. Если не очень, то посередине.

-Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

На дом

Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Только вот напоследок хочу задать вопрос, посмотрите друг на друга, в чьих именах нашего класса есть разделительный мягкий знак? Не забудем его писать в именах собственных?

СПАСИБО ЗА УРОК!