ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»
(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)
Открытое занятие
Конспект открытого занятия
«В гостях у цветных карандашей»
Составила: Товсултанова Ф.А.
педагог дополнительного
образования, руководитель
объединения «Палитра»
Новый Уренгой
2018
Тема: «В гостях у цветных карандашей»
Цель: формирование у обучающихся интереса к предмету изобразительного искусства, развитие воображения, фантазии, художественного вкуса.
Задачи:
-продолжать формировать навыки декоративного рисования цветными карандашами;
-познакомить с историей возникновения карандашей;
-закрепить знания о геометрических фигурах;
-развивать логическое мышление, память, речь, творческие способности обучающихся;
- воспитывать в ребенке чувство прекрасного, умения творчески преображать геометрические формы в цвете;
- воспитывать уважение к людям создающих краски и карандаши.
Методы и приемы:
Словесные: вступительное слово педагога, ответы детей.
Наглядные: конверт с геометрическими фигурами
Практические: рисунок
Оборудование: для обучающихся: карандаши цветные, лист бумаги, конвертики с цветными квадратиками
Литературный ряд: русские народные загадки.
Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.
Предварительная работа: составление плана-конспекта, изготовление образца, подбор и подготовка материалов для занятия;
Продолжительность: 40мин.
Группа – 1
Состав группы: 12 человек.
Возраст: 8 – 10 лет.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Педагог: Здравствуйте ребята! Мы сегодня с вами отправимся в увлекательное путешествие, в гости, а к кому вы должны угадать сами. Для этого нужно разделиться на две группы. Каждой группе я даю конверт с «рассыпавшейся» загадкой. Соберите ее, пожалуйста, отгадайте,и вы узнаете, о чём пойдёт речь.
(дети делятся на две группы)
Загадка. Листок с записанной на нем загадкой разрезан в нескольких местах по зигзагообразным линиям.
1 группа
Я - черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в древесине.
Я с острым ножиком дружу
И, что хочу, изображу.
2 группа
Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкой этой могу построить я
Башню, дом, и самолет,
И большущий пароход.
Педагог. Итак, ответом на наши загадки является слово "карандаш”.
Вот о карандашах, таких привычных, без которых не обходится ни один человек, о них простых и цветных тружениках мы сегодня поговорим.
(педагог показывает коробку с карандашами)
Педагог. Думаю, что у каждого из вас есть такая коробка цветных карандашей. С их помощью вы рисуете все, что видите вокруг. Вы знаете ребята, что у цветных карандашей много родственников? И кто же это? Назовите их. Ответы детей (фломастеры, мелки, краски).
Педагог. Правильно! Все что вы назвали, делает мир ярким и красочным! Одним словом – многоцветным! Но прежде чем отправиться в увлекательное путешествие в «Страну карандашей», нужно получить билетик.
2. Закрепление пройденного материала
Педагог. Ребята, давайте назовем все цвета радуги по порядку (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Педагог. А теперь назовите три основных цвета?
Педагог: - какие цвета нужно смешать чтобы получился оранжевый цвет?
Обучающиеся: - Смешать жёлтый и красный.
Педагог: - Молодцы! А как получить зелёный?
Обучающиеся: - Смешать жёлтый и синий.
Педагог: - Хорошо! А розовый!?
Обучающиеся: - Смешать красный и белый.
Педагог: - Хорошо! А как получить фиолетовый?
Обучающиеся: - Смешать красный и синий.
Педагог: - Отлично!
Как называется наука о цвете?
Что такое цветовой тон?
Какие бывают цвета?
Назовите теплые цвета.
Что такое колорит?
Какие цвета относятся к холодным?
Назовите промежуточные цвета.
Что такое яркость? Что такое насыщенность?
Ответы.
Наука о цвете называется цветоведение.
Цветовой тон – это цветность.
Цвета бывают теплые и холодные.
К теплым цветам относится вся желто-красная часть спектра. Теплыми они считаются потому, что напоминают цвет солнца, огня.
Колорит – согласованность цветов между собой.
К холодным цветам относится сине- голубая часть спектра, потому что они сходны с цветом воды, льда, неба.
Промежуточными являются зеленый и фиолетовый цвета, потому, что в зависимости от сочетаний могут быть отнесены и к теплым, и к холодным.
Яркость – это степень близости к белому. Насыщенность – степень густоты цвета.
3. Игровой момент
Вопросы задавать по очереди каждой команде, за правильные ответы дать им «билетики»
Педагог: Вот вы заработали «билеты», и теперь мы отправляемся в «Страну цветных карандашей». А на чем мы можем туда добраться?
Ответы детей: самолет, поезд, машина
Игра!!! (вместо физкультминутки)
Педагог: Вот мы с вами и прибыли в «Страну карандашей». Интересно, кто придумал карандаши – эти волшебные палочки, приносящие столько радости?
4. Объяснение нового материала
Маленькая история цветных карандашей
До появления карандашей люди рисовали углём на стенах пещер. Позже чертили острой палочкой на глиняных дощечках. Древние китайцы и японцы выводили иероглифы кисточками из верблюжьей шерсти, которые макали в тушь. На Руси были в ходу гусиные перья. Ими писали на берёзовой коре, а позже на бумаге. Карандаши появились не так давно. Современным карандашам около 200 лет. Само слово «карандаш» в переводе с тюрского языка означает «чёрный камень» Почему? Он состоит из тонкого графитового стержня и деревянной трубочки, которая нужна для того, чтобы не ломался графитовый камень, не пачкались руки, а карандаш было удобно держать. А как делают цветные карандаши? В состав стержня добавляется краситель нужного цвета. знаете ли вы, что одного карандаша хватит на то, чтобы провести линию длиной 60 метров. Карандаши верно и надёжно служат людям много лет. Их берут с собой аквалангисты для записей и зарисовок под водой. Безотказен карандаш в условиях невесомости, поэтому его в полет обязательно берут космонавты. На полярных станциях и ледниках, там, где очень низкая температура воздуха, шариковые ручки могут замёрзнуть, а карандаш – нет.
Педагог. А теперь хотелось бы услышать ваши высказывания. Вам нужно продолжить предложение:
Я хочу сказать спасибо карандашам за то, что…
Если бы не было карандашей…
К карандашам нужно относиться бережно…
Карандаши – хороший подарок, потому что …
Когда мне становится скучно, я беру карандаши, и тогда… (что мы рисовали простым карандашом на прошлом занятии?) фигуры
5. Практическая часть
«Если карандаш отточишь, нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж. Просто чудо – карандаш!»
Карандаши как будто специально созданы для того, чтобы приносить радость.
Предлагаю вам прямо сейчас, не откладывая, доставить радость себе с помощью карандашей и нарисовать елочку геометрическими фигурами.
«Я становлюсь волшебником, когда они со мной.
Хочу, и дождь из облака прольется проливной;
Хочу, и волны синие заплещутся в реке;
И взять могу я радугу, и подержать в руке».
Итог занятия (выставка работ)
Что вы изучили на сегодня?
Понравилось ли вам занятие?
Спасибо. До новых встреч.
7.Уборка рабочего места