СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по литературе на тему: "И.А. Бунин. Биография и творчество"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературе на тему: "И.А. Бунин. Биография и творчество"»

Иван Алексеевич Бунин – выдающийся русский писатель и поэт, удостоившийся Нобелевской премии по литературе. Писатель родился 22 октября 1870 года в Воронеже в знатной дворянской семье. До 11 лет он воспитывался дома, а затем был отправлен на обучение в Елецкую уездную гимназию. По возвращении обучался под руководством старшего брата, любил читать мировую и отечественную классику, а также занимался самообразованием. Первые стихи Бунина появились в печати, когда ему было 17 лет.

В 19 лет он переехал в Орёл, где работал корректором в местной газете. В 1891 году вышел в свет его сборник «Стихотворения», а затем «Под открытым небом» и «Листопад», за что в 1903 году ему была присуждена первая Пушкинская премия. В 1895 году Иван Алексеевич познакомился с Чеховым, с которым неоднократно состоял в переписке.

В 1899 году писатель женится на Анне Цакни. Однако этот брак оказался быстротечным. С 1906 года он стал сожительствовать с Верой Муромцевой, с которой позднее зарегистрировал гражданский брак.

Для работ Бунина начала XX века были характерны ностальгические настроения. В этот период появлялись рассказы и повести «Антоновские яблоки», «Деревня», «Господин из Сан-Франциско». В 1909 году он удостоился второй Пушкинской премии.

К начавшейся революции в России он отнесся отрицательно и начал вести дневник «Окаянные дни», который был частично утерян. Зимой 1920 года он эмигрировал во Францию, где активно занимался общественно-политической деятельностью. Он не только регулярно печатал свои публицистические статьи, но и выступал с лекциями, сотрудничал с националистическими и политическими организациями.

В 1933 году, получив Нобелевскую премию, Бунин стал одним из главных представителей Русского Зарубежья. Лучшие работы писателя были написаны именно во время эмиграции. Среди них, «Митина любовь», «Дело корнета Елагина» и цикл рассказов «Тёмные аллеи». Сам он считал, что его творчество относится скорее к поколению Толстого и Тургенева. Несмотря на то, что долгое время его произведения в СССР не печатались, после 1955 года он был самым издаваемым писателем-эмигрантом в стране.

Умер Иван Бунин 8 ноября 1953 года в возрасте 83 лет. Был похоронен в Париже на кладбище Сент-Женевье-де-Буа.

История создания – Стихотворение написано в 1887 году.

Тема стихотворения – Бесценные детские воспоминания, которые есть в копилке памяти у каждого человека.

Композиция – Произведение условно разделено на три части.

Жанр – Колыбельная песня.

Стихотворный размер – Хорей с применением мужской рифмы и перекрёстной рифмовки.

Метафоры «невнятный шум берез», «золотые волны ржи», «шёпот ветра».

Эпитеты – «тихий», «невнятный», «полдневный летний».

Олицетворения – «буря плачет», «воет вьюга», «ходят волны».



Анализ стихотворения Бунина «Бледнеет ночь… Туманов пелена…»

В юношеском произведении Бунина, датированном 1888 г., переосмысливаются мотивы, характерные для творчества Лермонтова и Фета. С первым из авторов текст сближает личность одинокого героя, способного ощутить, погрузиться в тишину окружающей природы. Упоминание о спящей усадьбе, густом сумеречном саде вызывает аллюзии на фетовские строки. Следуя за авторитетами, начинающий поэт, очарованный скромной гармонией природы, стремится фиксировать едва уловимые изменения предутреннего пейзажа.


Весенняя ночь сменяется рассветом – такую лирическую ситуацию изображает молодой автор. Его герой-наблюдатель замечает не только постепенно рассеивающуюся темноту, но и другие факты естественной трансформации. Последние передаются при помощи четырех прилагательных в сравнительной степени, которые соответственно описывают оттенок тумана, характер лунного света, лесную даль и холодную росу. Живописные образы, акустические приметы и даже тактильные ощущения – субъект речи моделирует многогранную, объемную картину зарождающегося утра. Для ее создания поэт привлекает разнообразные средства, оставляющие впечатление красочности, некоторой декоративности стиля: метафоры, колоризмы, олицетворения, звукопись.


В начале второго катрена проясняются особенности позиции лирического «я», созерцающего дальнюю перспективу из окна господского дома. Одновременно меняется и угол зрения: теперь предметом наблюдения становится сад. Темнота и спокойствие, царящие в нем, созвучны тишине, в которую погружен дом. Взгляд субъекта речи выхватывает отдельный образ – тополь, чья неподвижная листва характеризуется эпитетом «матово-зеленый». Завершает природную зарисовку образ чистого воздуха, в котором ощущается аромат весенних цветов. Обонятельная доминанта вновь отсылает читателя к фетовскому наследию.


Заключительное четверостишие открывается выводом: природный мир застыл в ожидании восхода. К описанному предчувствию близко и самоощущение героя. Наблюдатель желает встретить солнечный свет, не отделенный от него оконным стеклом, и поэтому тихо выходит на балкон. Осторожные движения не вносят дисгармонию во всеобщее оцепенение, не разрушают очарования момента. Субъект речи ощущает себя частью прекрасного мира, в который включены и природные объекты, и комплекс усадьбы. В этом случае сближение с фетовской поэтикой выходит на идейный уровень.