2.Актуализация знаний Цель: возбудить познавательный интерес детей к изучаемой теме, создать мотивацию для обучения, повторение ранее изученного материала. Образовательные задачи: проговорить ранее изученный материал | Сегодня мы продолжим работать над знакомым вам жанром литературы. Вспомним, что такое басня и её особенности. Кто является самым известным баснописцем в русской литературе? (И.А.Крылов) -Дома вам было задание подготовить рассказ о И.А. Крылове. -Выходите к доске и приступайте к рассказу. Меткие фразы басен Крылова стали крылатыми выражениями, которые используются в нашей речи, чтобы кратко и образно выразить мысль. Задание «Собери цепочку». - Установите соответствие: Крылатое выражение - название басни - смысл крылатого выражения. (Каждый ученик получает набор карточек). «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет...» (Карточка.) «Лебедь, Щука и Рак» (Карточка.) Говорят так, когда люди, взявшись за общее дело, тянут "воз" каждый в свою сторону. В конце концов такой "воз" действительно обречен стоять на месте, так как всякий думает о себе, а не об общем деле. (Карточка.) «Мартышка к старости Слаба глазами стала…» (Карточка.) «Мартышка и Очки» (Карточка.) Говорят, когда невежественные, ограниченные, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. (Карточка.) "Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?..." (Карточка.) «Зеркало и Обезьяна» (Карточка.) Употребляется, когда мы свои недостатки не замечаем в себе, хотя эти же самые слабости, а тем более пороки, прекрасно видим в других, указываем на них пальцем, смеёмся над ними, открыто порицаем их. (Карточка.) - О каких человеческих недостатках и пороках вы узнали из этих басен? (Невежество, глупость, безответственность.) - Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Значит, вы готовы к встрече с героями ещё одной басни И.А.Крылова. | Метод проблемного обучения Подготовка рассказа о писателе Метод проблемного обучения Метод проблемного обучения Метод проблемного обучения | Вспоминают ранее изученный материал. Устанавливают соответствие понятия и его определения. Отвечают на вопросы! Выполняют задание в парах Выполняют задание в парах Выполняют задание в парах | Фронтальная Фронтальная Парная, фронтальная Парная, фронтальная Парная, Фронтальная | Фото Конверты с карточками Набор карточек Набор карточек Набор карточек | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | Повторить ранее изученный материал. Повторить ранее изученный материал. Совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности. Повторить ранее изученный материал. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу; -Умение делать выводы. К: адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке; формулировать своё мнение. П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Р: Принимать и сохранять учебную задачу; -Умение делать выводы. К: адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке; формулировать своё мнение. П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Р: Принимать и сохранять учебную задачу; -Умение делать выводы. К: адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке; формулировать своё мнение. П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Р: Принимать и сохранять учебную задачу; -Умение делать выводы. К: адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке; формулировать своё мнение. П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
3. Мотивация. Цель: настроить учащихся на предстоящий урок | Ребята, перед тем, как определить тему нашего сегодняшнего урока, отгадайте загадки! Серо-черная та птица, Говорят, никак, певица. Мол каркать прекращает, Птицам певчим подражает! (Ворона) В шубке рыжей этот зверь, Ходит каждый божий день, Он умён, хитёр, опасен, А вот внешне он прекрасен! (Лиса) -Знакомы ли мы с произведением И.А. Крылова «Ворона и Лисица»? Какова цель нашего урока? (познакомиться с произведением И.А. Крылова «Ворона и Лисица»). -Какая тема урока? (И.А. Крылов «Ворона и Лисица»). Для успешного достижения цели, составим план урока: 1. Прочитать басню «Ворона и Лисица», 2. Дать характеристику героям. 3. Найти и понять мораль басни. | Разгадывание загадок о героях произведения Постановка темы урока Постановка цели урока Репродуктивный метод Составление плана работы | Слушают учителя Формулируют тему и цель занятия Формулируют тему и цель занятия Составляют план работы на уроке | Фронтальная | Презентация Презентация Презентация Презентация | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | Знать особенности жанра басни; характеризовать героев басни; определять, мораль басни инсценировать басню. | П:строить рассуждения в форме связи простых суждений; К:формулировать собственное мнение и позицию; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве П:строить рассуждения в форме связи простых суждений; К:формулировать собственное мнение и позицию; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения Проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения |
4.Открытие новых знаний Цель: ознакомление учащихся с содержанием басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» | Физ.минутка -Ребята, посмотрите на слайд, рассмотрим иллюстрацию. -Как вы думаете, о чём будет басня? ( О лисице и вороне) - Предложите своё название басни. - Молодцы! Прочитайте заголовок басни. - Почему в заголовке басни Ворона, Лисица написаны с заглавной буквы? (Ворона и Лисица – это имена героев басни. Они будут вести себя как люди.) - И.А.Крылов в своих баснях показывал недостатки людей через образы животных. - Как называется такой литературный приём в баснях? (Иносказание или аллегория.) - Прочитайте текст самостоятельно, отмечая слова, смысл которых вам не совсем понятен. Определить значения непонятных слов нам помогут толковые словари С.И.Ожегова и В.И.Даля, Д.Н.Ушакова. Прочитайте слова, которые вы подчеркнули. Уточним их лексическое значение в группах. Лесть - притворное одобрение, похвала с корыстной целью. (Толковый словарь В.И.Даля) Лесть - угодливое восхваление, лицемерное восхищение кем-то, чем-нибудь, внушаемое корыстными побуждениями. (Толковый словарь Д.Н.Ушакова) Корысть – собственная выгода. Льстец – тот, кто хвалит из корыстного желания расположить к себе. Гнусна (гнусная, гнусный) - отвратительный, омерзительный. Не в прок – не на пользу. Взгромоздясь (взгромоздиться) – взобраться и устроиться с трудом на что-либо, оказаться где-то высоко. Пленил (пленить) (устар.) – привлекая к себе, целиком овладеть чьими-либо мыслями, чувствами. Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Вещуньина (голова) – вещунья – предсказательница, предвестница. Вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать. Зоб (у птиц) - расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища. Бог послал – говорят о чём-то неожиданно, случайно полученном. Сырный дух - сырный запах. На цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно. Глаз не сводит – смотрит очень внимательно, не отрываясь. Ангельский (голосок) – сладостный, весьма приятный, пленяющий, приводящий в восторг, как у божественного ангела. Царь-птица – главная среди птиц. Дыханье спёрло – трудно стало дышать. Во всё горло – каркнула очень громко. Была такова – поспешно исчезла, скрылась (обычно после какого-то плохого проступка). Работа над текстом. С чего начинается рассказ про Ворону и Лисицу? Прочитать по тексту. «Вороне где-то Бог послал кусочек сыру…» - Объясните выражение «Бог послал».(рассматривали выше) Где Ворона решила съесть свой сыр? Прочитать по тексту. Как вы думаете, зачем Ворона взгромоздилась на ель? (Нужно было взобраться повыше, чтобы никто не помешал птичьей трапезе.) - Ворона сразу съела сыр? (Нет. Ворона собиралась позавтракать.) - Как понимаете значение слова «позадумалась»? (Задумалась надолго.) - Как развивалось действие дальше? Прочитать по тексту. «…На ту беду Лиса близёхонько бежала…» (Лисица, почуяв запах сыра тут же приближается к Вороне.) - Как вы понимаете выражение «на ту беду»? (Лиса – хитрый враг. А в русских сказках лиса – коварная обманщица. Жди беды.) - Почему автор говорит «…Лиса близёхонько бежала…»? (Лиса пробегала близко от Вороны. Двигалась тихо и осторожно.) - Верно. И.А.Крылов заранее характеризует вкрадчивость Лисы, ещё до того, как она что-то сказала или сделала. - Уточним значение слова «вкрадчивый» в толковом словаре С.И.Ожегова. (Вкрадчивый - старающийся вызвать доверие, расположение к себе лестью, притворной любезностью. Ещё употребляется в выражении «вкрадчивый голос».) - Обратите внимание на выражение «вкрадчивый голос». - Что остановило Лисицу? Прочитать по тексту. Почему И.А.Крылов употребляет выражение «сырный дух», а не «сырный запах»? («Сырный дух» - это яркий эпитет. И.А.Крылов показал нам, что для Лисицы это не просто кусочек сыра, а какое-то волшебное сырное чудо.) - Объясните выражения «сыр пленил». («Сыр пленил» - это олицетворение. «Сырный дух» целиком овладел мыслями, чувствами Лисицы.) - Что задумала Лисица, увидев Ворону, которая держала в клюве сыр? (Лисица задумала отобрать у Вороны сыр.) Где самый напряженный момент в развитии действия? Как называется этот момент в развитии действия? (Кульминация.) Найдите и прочитайте по тексту. Объясните, что произошло? (Ворона от похвал Лисицы совсем утратила способность здраво рассуждать, чуть не задохнулась от радости. Каркнула.) Какова развязка действия басни? Прочитать по тексту. «…Сыр выпал — с ним была плутовка такова.» - Что произошло? (Сыр падает. Лисица с сыром убегает.) - Верно. Развязка басни стремительная, заключается в последней строке второй части. | Рассматривание иллюстраций к тексту перед чтением, предугадывание содержания. Активное участие в беседе по теме, которая будет раскрыта в тексте Словарная работа Словарная работа Словарная работа Словарная работа Словарная работа Словарная работа Словарная работа Словарная работа Выборочное чтение Выборочное чтение Определение значения слова Выборочное чтение Выборочное чтение Выборочное чтение | Слушают учителя Отвечают на вопросы Объясняют значение Не понятных слов Объясняют значение не понятных слов Слушают учителя Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают учителя Читают слова и высказывают своё мнение Слушают учителя Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы | Фронтальная и работа Фронтальная и работа Фронтальная и работа Фронтальная и работа Фронтальная и работа Групповая Фронтальная и работа Фронтальная и индивидуальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная и индивидуальная работа Фронтальная и индивидуальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа | Интерактивная доска Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | Знать особенности жанра басни; характеризовать героев басни; определять, мораль басни инсценировать басню. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Знать особенности жанра басни; характеризовать героев басни; определять, мораль басни инсценировать басню. Знать особенности жанра басни; характеризовать героев басни; определять, мораль басни инсценировать басню. Знать особенности жанра басни; характеризовать героев басни; определять, мораль басни инсценировать басню. Знать особенности жанра басни; характеризовать героев басни; определять, мораль басни инсценировать басню. Знать особенности жанра басни; характеризовать героев басни; определять, мораль басни инсценировать басню. | Р: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; сравнивать изучаемые объекты по заданным учителем критериям; пытаться самостоятельно находить основание для сравнения; осуществлять синтез как составление целого из его частей. К: Адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке; формулировать своё мнение; задавать вопросы; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах); Р: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; сравнивать изучаемые объекты по заданным учителем критериям; пытаться самостоятельно находить основание для сравнения; осуществлять синтез как составление целого из его частей. К: Адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке; формулировать своё мнение; задавать вопросы; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах); Р: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; сравнивать изучаемые объекты по заданным учителем критериям; пытаться самостоятельно находить основание для сравнения; осуществлять синтез как составление целого из его частей. К: Адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке; формулировать своё мнение; задавать вопросы; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах); Р: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; сравнивать изучаемые объекты по заданным учителем критериям; пытаться самостоятельно находить основание для сравнения; осуществлять синтез как составление целого из его частей. К: Адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке; формулировать своё мнение; задавать вопросы; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах); Р: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; сравнивать изучаемые объекты по заданным учителем критериям; пытаться самостоятельно находить основание для сравнения; осуществлять синтез как составление целого из его частей. К: Адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке; формулировать своё мнение; задавать вопросы; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах); Р: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; сравнивать изучаемые объекты по заданным учителем критериям; пытаться самостоятельно находить основание для сравнения; осуществлять синтез как составление целого из его частей. К: Адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке; формулировать своё мнение; задавать вопросы; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах); Р: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; сравнивать изучаемые объекты по заданным учителем критериям; пытаться самостоятельно находить основание для сравнения; осуществлять синтез как составление целого из его частей. К: Адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке; формулировать своё мнение; задавать вопросы; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах); Р: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; сравнивать изучаемые объекты по заданным учителем критериям; пытаться самостоятельно находить основание для сравнения; осуществлять синтез как составление целого из его частей. К: Адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке; формулировать своё мнение; задавать вопросы; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах). | Создавать условия для формирования положительного отношения к школе; проявлять положительное отношение и интерес к чтению произведений великого русского баснописца; проявление творческого отношения к процессу обучения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности Создавать условия для формирования положительного отношения к школе; проявлять положительное отношение и интерес к чтению произведений великого русского баснописца; проявление творческого отношения к процессу обучения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности Создавать условия для формирования положительного отношения к школе; проявлять положительное отношение и интерес к чтению произведений великого русского баснописца; проявление творческого отношения к процессу обучения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности Создавать условия для формирования положительного отношения к школе; проявлять положительное отношение и интерес к чтению произведений великого русского баснописца; проявление творческого отношения к процессу обучения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности Создавать условия для формирования положительного отношения к школе; проявлять положительное отношение и интерес к чтению произведений великого русского баснописца; проявление творческого отношения к процессу обучения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности Создавать условия для формирования положительного отношения к школе; проявлять положительное отношение и интерес к чтению произведений великого русского баснописца; проявление творческого отношения к процессу обучения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности Создавать условия для формирования положительного отношения к школе; проявлять положительное отношение и интерес к чтению произведений великого русского баснописца; проявление творческого отношения к процессу обучения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности Создавать условия для формирования положительного отношения к школе; проявлять положительное отношение и интерес к чтению произведений великого русского баснописца; проявление творческого отношения к процессу обучения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности |