СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект учебного занятия по математике на тему "Вычитание из многозначных чисел, когда в уменьшаемом отсутствуют несколько разрядных единиц"

4 класс

УМК Школа России

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия по математике»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Карасукский педагогический колледж»

















Конспект учебного занятия

по математике

в 4 классе

Романюта Анны Александровны













Раздел: Сложение и вычитание

Тема: Вычитание из многозначных чисел, когда в уменьшаемом отсутствуют несколько разрядных единиц

Цель: Формирование первичных умений делать вычитания, в которых в уменьшаемом отсутствуют несколько разрядных единиц

Задачи:

Образовательные: научиться выполнять вычитания, в которых в уменьшаемом отсутствуют несколько разрядных единиц; применять полученные знания при решении заданий

Развивающие: развивать умение работать с учебником, классифицировать, анализировать, сравнивать

Воспитательные: воспитывать интерес к новому материалу, желание слушать и работать на уроке

Планируемые результаты:

Предметные: учить вычитать из уменьшаемых, у которых отсутствует несколько разрядных единиц; овладевать основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретать начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Метапредметные:

Регулятивные: Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.

Познавательные: Использовать рисуночные и символические варианты математической записи; на основе кодирования строить несложные модели математических понятий.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль; строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач.

Личностные: Понимание роли математических действий в жизни человека; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики; формирование целевых установок учебной деятельности; формирование навыкам анализа, сопоставления, сравнения.

Ход урока

Этапы

Образовательные задачи

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

МТО

Способы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Психологический настрой






Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.


Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Александровна, и сегодняшний урок проведу у вас я. Присаживайтесь.



Настраиваются на работу



Фронтальная









устойчивая положительная мотивация к деятельности






Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии










































Актуализация. Этап выявления места и причины затруднения


























Этап построения проекта выхода из затруднения


развивать мышление, внимание и устную речь обучающихся

способствовать формированию умений


Практический












Практический (выполнение вычислений)











Словесный(беседа)

















Практический

Итак, ребята, перед тем, как мы приступим к изучению новой темы, я предлагаю вам вспомнить материал, пройденный на прошлых уроках. Обратите внимание на выражения:

25 : 4 = ?

3 : 25 = ?

325 : 5 = ?

Ребята, скажите пожалуйста, какое действие выполняется в каждом выражении? (деление)

Какой ответ в первом? (6 и остаток 1)

Как решали? (обращаем внимание на делимое -

25. Так как оно нацело не делится на 4, мы берём число, меньше делителя и стоящее к нему ближе всех чисел и делящееся на 4 – 24. 24 : 4 = 6. 25 – 24 = 1. Ответ: 25 : 4 = 6 (остаток 1))

Какой ответ во втором? (0 и остаток 3)

Как решали? (мы видим, что делимое меньше делителя. Ответом будет 0, а в остаток пойдёт само делимое:

3 : 25 = 0 (остаток 3))

Какой ответ в третьем? (65)

Как решали? (мы выполняли деление уголком)

Молодцы, ребята.


Обратите внимание на слайд:

S - ?


Что за фигуру мы видим? (прямоугольник)

Что дано? (его стороны)

Какова длина каждой стороны? (длина равна 2 метра, ширина – 5 метров)

Что нас просят найти? (площадь прямоугольника)

Как находят площадь прямоугольника? (длину умножают на ширину)

Давайте вычислим площадь данного прямоугольника:

S = a * b

S = 2* 5

S = 10

Верно. Молодцы.


1тыс. = … сот. 10 сотен

1сот. = … дес. 10 десятков

1дес. = … ед. 10 единиц


(На доске находятся карточки с выражениями)

Обратите внимание на доску: что общего вы видите? (числовые выражения)

На какое действие? (на вычитание)

Каких чисел? (многозначных)

Эти выражения вам нужно разделить на 2 группы. Посмотрите внимательно и скажите, по какому признаку их можно разделить? (1 группа –выражения, в которых в уменьшаемом присутствуют единицы разрядов, 2 группа – в уменьшаемом единицы разряда отсутствуют)

Р аспределите выражения по группам.

  1. группа 2 группа


Обратите ваше внимание на первую группу: умеем ли мы проводить вычитание в примерах, в которых в уменьшаемом единицы разряда присутствуют? (да)

Как мы их проводим? (из единиц вычитаем единицы, из сотен – сотни, из тысяч – тысячи…)

Ребята, а учились ли мы уже вычитать из многозначных чисел, в которых отсутствуют некоторые единицы разрядов?

Значит, какая у нас возникла проблема? (мы не знаем, как вычитать из многозначных чисел, в которых отсутствуют некоторые единицы разрядов)

Значит, цель нашего урока какова? (научиться делать вычитания, в которых в уменьшаемом отсутствуют несколько разрядных единиц)

Как будет звучать тема нашего урока? (Вычитание из многозначных чисел, когда в уменьшаемом отсутствуют несколько разрядных единиц)

-А для продуктивной работы, что нам нужно составить? (план)

1 у доски, остальные в парах.

План:

1.Рассмотреть примеры

2.Проанализировать

3.Сделать вывод

4.Соотнести с учебником

5.Применить знания

Листы самооценки!




Выполняют вычисления











Выполняют вычисления, формулируют ответы на вопросы















Рассуждают, формулируют ответы на вопросы






Проводят вычисления















Рассуждают, сравнивают, делят выражения на группы









Формулируют ответы на вопросы





Определяют тему и цель урока








Составляют план урока








фронтальная














Фронтальная















Фронтальная






Индивидуальная


















Фронтальная







Индивидуальная















Фронтальная










парная




























слайд презентации





слайд




словари










слайд












презентация





























Пункты плана




Листы самооценки


контроль учителя









Контроль учителя





контроль учителя








самоконтроль








Контроль учителя













Контроль учителя










Контроль учителя












Контроль учителя






Контроль учителя














Взаимоконтроль















Формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к математике

















Называть геометрические фигуры


























Осознание значимости математики









К: контролировать действия партнера; учитывать разные мнения и позиции; владеть диалогической формой речи





Р.- планировать свои действия для решения задач;

Выполнять учебные действия;

Контролировать процесс и результаты своей деятельности

П.- осознанно строить речевые высказывания, пользоваться словарями и справочным материалом учебника
















Р:

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения

понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем

планировать свои действия в течение урока









способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками











Развитие этических чувств; развитие интереса к познанию математики;

Осознание ответственности за свои поступки




























Становление внутренней позиции школьника;

развитие этических чувств; развитие интереса к познанию математики;

Осознание ответственности за свои поступки

Этап реализации построенного проекта




























Словесный (беседа)






Открытие нового знания


Обратим внимание на выражения. На какое действие эти выражения? (на вычитание) Каких чисел? (многозначных). Как мы будем проводить вычитание в первом выражении? (из единиц вычитаем единицы, из десятков – десятки, из сотен – сотни). Что вы заметили? (единиц в уменьшаемом меньше, чем единиц в вычитаемом) Что делаем в данном случае? (занимаем у десятков) А что скажете про десятки? (единицы десятков тоже отсутствуют) Что делаем в данном случае? (занимаем единицы у сотен). Что скажете про сотни? (единицы сотен тоже отсутствуют). Что делаем в данном случае? (занимаем у тысяч). Сколько мы занимаем у тысяч? (десяток). Сколько остаётся единиц в тысячах? (5) Сколько единиц стало в сотнях? (десять)

Но у нас по-прежнему нет единиц десятков, где занимаем единицы? (у сотен) Сколько остается у сотен единиц? (9) Сколько стало единиц у десятков? (10)

Из единиц уменьшаемого мы всё ещё не можем вычесть единицы вычитаемого, где занимаем единицы? (у десятков) Сколько стало в единицах, когда мы добавили ещё 10 единиц? (11)

Теперь мы можем выполнить вычитание? (да) Что делаем сначала? (из единиц вычитаем единицы: 11 – 6 = 5) Что делаем дальше? (из десятков вычитаем десятки: 9 – 3 = 6) Что делаем дальше? (из сотен вычитаем сотни: 9 – 7 = 2) Что у нас остаётся? (5 единиц в сотнях) Каков ответ? (5 265) Правильно ли мы вычли? (да)

(Проделываем ту же работу с остальными примерами)

-Какой пункт плана мы выполнили?

-Какой следующий? (сделать вывод)

-Так какой вывод мы можем сделать, ребята?

Что мы учились делать? (вычитать из многозначного числа, в котором в уменьшаемом отсутствуют разрядные единицы)

Как мы это делали? (при вычитании в уменьшаемом занимали единицы у разряда, где есть единицы; на месте нулей появляются девятки, к единицам добавляется десяток)



Рассматривают выражения,






формулируют ответы на вопросы






Проводят вычисления







Выполняют вычисления





Обобщают, формулируют ответ на вопрос, делают вывод


фронтальная













фронтальная























фронтальная























доска























Контроль учителя
















Овладение основными понятиями и правилами, использовать эти знания и умения для решения различных задач;







Овладение основными понятиями и правилами, использовать эти знания и умения для решения различных задач;



Р.- планировать свои действия для решения задач;

Выполнять учебные действия;

Контролировать процесс и результаты своей деятельности

П.- осуществлять аналогии;

К.- строить высказывания; участвовать в диалоге












Осознание ответственности за свои поступки













Становление элементов коммуникативных мотивов изучения математики; развитие этических чувств;

Осознание ответственности за свои поступки

Этап первичного закрепления с проговариванием






-Какой у нас следующий пункт плана? (соотнести с учебником)

Откройте учебник на стр.

-Объясните, как проводились вычисления.

(проговаривают в парах выражения)


А сейчас мы с вами выполним задание в учебнике под номером 302.

Первую строчку примеров решает 1 вариант, вторую – 2 вариант.

(к доске вызываем по 1 человеку от каждого варианта. Они выполняют вычисления на доске, остальные – в тетради. После – ответы детей сверяем с доской)


Ребята, прочитайте внимательно задачу под номером 303

Сколько тонн бумаги фабрика выпустила в январе? (4 850)

Что сказано про бумагу, выпущенную в феврале? (фабрика выпустила на 365 тонн меньше, чем в январе)

Как вы понимаете на 365 тонн меньше? (столько же, но без 365)

Как вы понимаете всей бумаги? (количество тонн бумаги, выпущенной и в январе, и в феврале)

Сколько из всей бумаги тонн пошло на изготовление общих тетрадей? (6 335)

Какое задание? (поставить вопрос и решить задачу)

Знаем ли мы, сколько тонн бумаги пошло на производство школьных тетрадей? (нет)

Как может звучать вопрос задачи? (сколько тонн бумаги пошло на производство школьных тетрадей?)

Зная, что в январе фабрика выпустила 4 850 тонн бумаги, и, зная, что в феврале фабрика выпустила на 365 тонн меньше, чем в январе, что мы можем узнать? (сколько тонн бумаги фабрика выпустила в феврале)

Зная, сколько тонн бумаги фабрика выпустила в феврале, и что в январе фабрика выпустила 4 850 тонн бумаги, что мы можем узнать? (сколько всего тонн бумаги выпустила фабрика)

Зная, сколько всего фабрика выпустила тонн бумаги, и, зная, что 6 335 тонн бумаги пошло на производство общих тетрадей, что мы можем узнать? (сколько тонн бумаги пошло на производство школьных тетрадей)


План:

1.Сколько появилось вопросов? (3)

2.Сколько будет действий? (3)

3.Какое первое? (вычитание)

4.Что узнаем? (сколько тонн бумаги фабрика выпустила в феврале)

5.Какое второе? (сложение)

6.Что узнаем? (сколько всего тонн бумаги выпустила фабрика)

7.Какое третье? (вычитание)

8.Что узнаем? (сколько тонн бумаги пошло на производство школьных тетрадей)


Запишите решение в тетрадь.

(Все ученики записывают решение в тетрадь, один – на доске)

1)4 850 – 365 = 4 485 (т) – в феврале

2)4 485 + 4 850 = 9 335 (т) – всего

3)9 335 – 6 335 = 3 000 (т) – на школьные тетради


(Сверяем решение с доской, записываем ответ)

Ответ: 3 000 т


Физминутка


Ребята, прочитайте задачу под номером 306.

В скольких вагонах можно перевезти уголь? (в 100)

Они какие? (одинаковые)

Как вы понимаете одинаковые? (в каждом вагоне одно и то же количество угля)

Сколько тонн угля можно перевезти в этих вагонах? (6 000)

Сколько ещё дано вагонов? (3)

Они какие? (такие же)

Как вы понимаете такие же? (в каждом вагоне одно и то же количество угля)

Сколько дано большегрузных вагонов? (2)

Как связаны 3 вагона и 2 большегрузных? (в 3 таких вагонах помещается столько угля, сколько в 2 большегрузных)

Какой вопрос задачи? (сколько тонн угля в одном большегрузном вагоне)

Зная, что дано 100 вагонов, и что в этих вагонах можно перевезти 6 000 тонн угля, что мы можем узнать? (сколько тонн в одном вагоне)

Зная, что ещё дано три таких вагона, и сколько тонн угля помещается в одном таком вагоне, что мы можем узнать? (сколько тонн угля в 3 таких вагонах)

Зная, что в 3 таких вагонах тонн угля помещается столько же, сколько и в 2 большегрузных вагонах, что мы можем узнать? (сколько тонн угля помещается в одном большегрузном вагоне)

План:

1.Сколько появилось вопросов? (3)

2.Сколько будет действий? (3)

3.Какое первое? (деление)

4.Что узнаем? (сколько тонн угля в 1 вагоне)

5.Какое второе? (умножение)

6.Что узнаем? (сколько тонн угля в 3 таких вагонах)

7.Какое третье? (деление)

8.Что узнаем? (сколько тонн угля в 1 большегрузном вагоне)

Запишите решение в тетрадь. (все записывают решение в тетрадь, один – на доске)

1)6 000 : 100 = 60 (т) – в одном вагоне

2)60 * 3 = 180 (т) – в 3 таких вагонах

3)180 : 2 = 90 (т) – в одном большегрузном вагоне

(Сверяем решение с доской)

Ответ: 90 тонн




Слушают указания учителя, рассуждают, выполняют задание





Читают условия задачи,




Формулируют ответы на вопросы






Составляют схему задачи совместно с учителем






Выполняют анализ и синтез













Формулируют ответы на вопросы











Выполняют вычисления;

Записывают решение в тетрадь















Выполняют анализ и синтез













Заполняют таблицу совместно с учителем





Формулируют ответы на вопросы










Выполняют вычисления;

Записывают решение в тетрадь




парная






































фронтальная









































индивидуальная














фронтальная




























фронтальная








индивидуальная








учебник







































Учебник, доска
































Тетрадь



















учебник


































Тетрадь,

доска





Контроль учителя























Контроль учителя
























Контроль учителя














Контроль учителя








Самоконтроль








взаимоконтроль











Контроль учителя


















Контроль учителя













Самоконтроль







Формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к математике

















Формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к математике































Формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к математике














Формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к математике




















Формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к математике

Р.- контролировать процесс и результаты своей деятельности;

П.- понимать информацию
















Р.: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

П.: Использовать рисуночные и символические варианты математической записи; на основе кодирования строить несложные модели математических понятий


















Р.- контролировать процесс и результаты своей деятельности;

П.- понимать информацию






Р.: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

П.: Использовать рисуночные и символические варианты математической записи; на основе кодирования строить несложные модели математических понятий.

К.: Участвовать в диалоге, в общей беседе, задавать вопросы, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли


развитие интереса к познанию математики;

Осознание ответственности за свои поступки

















развитие интереса к познанию математики;


Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону


Практический (выполнение упражнения)

Ребята, теперь мы с вами выполним задание под номером 307. Что вы видите? (выражения) Как вы думаете, что нам нужно сделать? (выполнить вычисления)

Первый вариант выполняет в тетради первую строчку, второй – вторую. По окончании работы – меняемся тетрадями и сверяем ваши ответы со слайдом)

10 106 – (8 508 – 3 469) = 10 106 – 5 039 = 5 067

(1 000 + 200) : (20 * 5) = 1 200 : 100 = 12

31 010 – (5 000 – 3 774) = 31 010 – 1 226 = 29 784

(4 000 – 500 : 100) * 10 = (4 000 – 5) * 10 = 3 995 * 10 = 39 950


Выполняют задание



Отвечают на вопросы учителя

Индивидуальная



фронтальная


Самоконтроль



Контроль учителя


П.- осознавать познавательную задачу, решать ее; осуществлять аналогии

Развитие интереса к познанию математики

Этап включения в систему знаний и повторений

Обобщение деятельности







Словесный (беседа)

- Что же нового мы узнали сегодня на уроке?


-Получилось у нас достигнуть цели урока? Все пункты плана мы выполнили?

Давайте закрепим наши знания:

(Дети решают примеры, затем – сверяемся с ответами на слайде)

делают выводы; формулируют ответы на вопросы,

Индивидуальная



фронтальная

таблица

Самоконтроль,



Контроль учителя


К.- выражать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения;

осознание личностного смысла учения

Рефлексия

Умение оценивать собственную деятельность




Приём «Благодарность»


Посмотрите на свои листы самооценки. Все ли пункты вы смогли выполнить?


- А теперь поблагодарите одного из ребят, кто на ваш взгляд очень хорошо работал на уроке, оцените его при помощи смайликов. (отдайте веселый смайлик тому человеку, кто хорошо поработал, как вы считаете)

Оценивают свою деятельность.

индивидуальная

Листы самооценки, смайлики

Самоконтроль, взаимоконтроль


Р.- оценивают собственную деятельность

Навык самооценки