Этап выявления места и причины затруднения | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения | Словесный(беседа) | Сегодня на уроке мы в очередной раз совершим путешествие в мир музыки. Но для того, чтобы совершить это путешествие, нам надо взять с собой: внимание, дисциплину, память, любознательность и воображение. Вы со мной согласны? ( ответы детей) – Скажите, что нужно знать, чтобы читать книжки? (буквы, алфавит) А как называется книга, по которой мы изучаем буквы? (азбука) - А у нас книжки особенные – музыкальные. Знаете ли вы, что нужно знать чтобы их читать? ( не знаем) Какую цель можем поставить на урок ? (Узнать, как читать музыкальные книги) Как будет звучать тема нашего урока? (Музыкальная азбука) | Анализирую, сравнивают, делают вывод | Фронтальная | Смарт-доска | Контроль учителя | | К: излагать свое мнение, участвовать в диалоге, понимать позицию другого | |
Этап построения выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средства их реализации | Практический(анализ, обобщение) | Что необходимо для того, чтобы успешно достичь цели урока?(составить план) План: 1Узнать, как появились ноты. 2Познакомиться нотами и узнать где они живут. 3Выучить песенку о нотах. 4Применить полученные знания. | Анализируют, обобщают, демонстрируют свои предположения | Парная | Карточки с пунктами на партах и на доске | Контроль учителя, взаимоконтроль | | Р: планировать деятельность К: работать в паре, участвовать в диалоге | Строить отношения с товарищем |
Этап реализации построенного проекта | Организовать изучение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | Словесный+Наглядный(рассказ учителя с показом слайдов) Наглядный(просмотр видеоролика) Словесный(ответы на вопросы в парах) Практический(разучивание песни о нотах) | Послушайте историю возникновения нот и ответьте на вопрос: как люди пришли к тому чтобы записывать музыку и кто придумал ноты? Музыка звучала, когда люди еще не знали нот. Кто-то пел мелодию, другие люди пытались повторить ее. Много мелодий было утеряно. Люди не всегда точно могли воспроизвести понравившийся мотив. Давным -давно в Италии, в городе Ареццо жил музыкант-монах по имени Гвидо.(3 слайд) Он очень хорошо пел и преподавал музыку. В Ареццо был монастырь, где Гвидо занимался с хором мальчиков и учил их церковному пению. Распевкой служил "гимн святому Иоанну". Каждую следующую строчку гимна мальчики должны были петь немного выше предыдущей. Мальчики забывали текст, иногда фальшивили, и Гвидо сам пропевал первый слог каждой строчки на нужной высоте. Для того, чтобы помочь своим ученикам запоминать мелодию и ускорить процесс обучения, Гвидо решил записать высоту звуков на бумаге, дав каждому звуку название, чтобы мальчики могли "читать" музыку с листа. Он разместил первые слоги каждой строчки первого куплета гимна на четырех линеечках, в виде квадратных значков. Четыре линейки использовались как ступеньки, а на них, как на лесенке, располагались квадратные значки-ноты, каждая из которых соответствовала звуку. Позже линеечки перестали рисовать цветными, все они стали черными, а ноты из квадратных превратились в круглые.(4 слайд) Названия нот сохранились до наших дней. Гвидо совершил революционный переворот в музыке. Он придумал ноты, изобрел современную систему записи нот. Он придумал методику преподавания музыки для своих учеников по руке. Термин "Гвидонова рука" используется до сих пор. Каждая фаланга пальцев соответствовала звуку определенной высоты, поэтому работая с хором, Гвидо мог по своей руке показывать ученикам, какой звук петь.(5 слайд) Ответьте на вопрос. Какой пункт плана мы выполнили? Какой следующий пункт плана? Чтобы узнать названия нот и где они живут, посмотрим видеоролик. После просмотра ответьте на вопросы на карточке в парах. https://youtu.be/e9oeVNxU4hQ 1.Расскажите по порядку названия нот. 2.Что такое звукоряд? 3.Где записывают ноты? 4.Что открывает скрипичный ключ? | Какой пункт плана мы выполнили? Какой следующий пункт плана? Прослушайте песню, которую мы с вами выучим, чтобы лучше запомнить названия нот.(песня «мы маленькие нотки») У вас на партах лежат карточки с текстом песни. Давайте прочитаем текст: 1.Я читаю строчку после вы повторяете за мной. 2.Читаем все вместе. 3.Читаем по рядам. Давайте попробуем пропеть нашу песню. А теперь еще раз под музыку. Не забывайте сидеть ровно, плечи развернуть и держать голову прямо. Так же помните, что нужно четко произносить все слова. Мы маленькие нотки, Веселые красотки. Мы много песен знаем, И вместе распеваем. Припев: До, ре, ми, фа соль, ля ,си Спеть любую попроси. А если мы скучаем, То сами сочиняем. Припевы и куплеты, Весной, зимой и летом. Припев: До, ре, ми, фа соль, ля ,си Спеть любую попроси. | Какой пункт плана мы выполнили? Какой следующий пункт плана? | Анализируют, демонстрируют свои предположения Анализируют, демонстрируют полученные знания Прослушивают аудиозапись песни о нотах Читаю текст песни: за учителем, вместе с учителем, по рядам Поют песню | Фронтальная Парная Фронтальная | Смарт доска, слайды Смарт-доска, видеоролик, карточки с вопросами Аудиозапись, карточки с текстом | Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя | Знать историю возникновения нот Знать названия нот, их порядок и место на нотном стане Соблюдает при пении певческую установку | Р: работать по плану П: анализировать, сравнивать, К: участвовать в диалоге, понимать позицию другого Р: работать по плану П: анализировать, обобщать, сравнивать К: строить понятные для партнера высказывания, работать в паре К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Р: учитывать установленные правила | Пользоваться правилами поведения на уроке Строить отношения с товарищем Пользоваться правилами поведения на уроке |
Этап первичного закрепления с проговариванием | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Практический(выполнение задания в группе) | Сейчас вы поработаете в группах. Вы получите картинку с нотным станом и картинки нот и скрипичного ключа, вам нужно приклеить их на картинку в соответствии с их место на стане. Картинка: Ответ: Проверку организуем через документ камеру с проговариванием. | Анализируют, обобщают, демонстрируют свои умения | Групповая | Карточки с нотами и скрипичным ключом, картинка нотного стана, документ-камера | Взаимоконтроль | Знать порядок расположения нот на нотном стане | П: анализировать, обобщать, сравнивать, представлять информацию К: создавать письменные записи, | Строить отношения с товарищем |