МБОУ «Вишенская СШ» Белогорского района Республики Крым
ФИО учителя: Бекташева Э.И.
Класс: 5
Предмет: математика
Тема урока: Делители натурального числа
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты:
Предметные: умение определить тип задачи и найти правильный способ решения, создать условия для введения и усвоения понятия делителя натурального числа.
Личностные: ориентация учащегося на понимание причин успеха в учебной деятельности, стремление к улучшению результата за счёт самоанализа своей деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать будущие учебные действия.
Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: Развивать умение работать в группах, обучаться в сотрудничестве, вести монолог и диалог.
Оборудование: ИКТ, презентация, учебное задание в парах на карточке, учебные принадлежности: карандаш, ручка, тетрадь.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка готовности обучающихся к уроку.
2. Актуализация опорных знаний
Учитель показывает записи на доске. Предлагает записать их в тетради:
2*3*7*11
3*5*5
2*2*3*7
Задает вопросы:
- Как можно назвать такие записи? Как называются числа, входящие в эту запись?
- Как называются числа, являющиеся множителями этого произведения? Дайте определение простого числа.
Обучающиеся записывают в тетрадь и отвечают на вопросы учителя.
- Числовые выражения, произведения; множители
- Простыми. Простым числом называют такое натуральное число, которое больше единицы и делится только на 1 и само себя.
Задание 1
Найдите значения данных числовых выражений.
-Как можно записать данные выражения по другому? (используя понятие степени натурального числа)
2*3*7*11 = 462 2*3*5*13
3*5*5 = 75 3*5*5= 3 *52
2*2*3*7 = 84 2*2*3*7=22* 3 *7
Учитель анализирует вместе с учащимися результаты проделанной работы с целью перехода к постановке цели урока.
Итак, мы имели произведение нескольких простых чисел и заменили его на число.
Для этого мы выполнили действие …(умножение).
3.Мотивация и сообщение темы и цели урока.
Задание 2
Необходимо засадить цветами приусадебный участок прямоугольной формы площадью 12 м2. Какими могут быть размеры этого участка, если они должны выражаться натуральными числами?
(слайд 2)
12 = 1 * 12,
12 = 2 * 6,
12 = 3 * 4.
Учитель задает вопросы:
-Чтобы ответить на вопрос задачи нам пришлось представить число 12 в каком виде?
(в виде произведения двух натуральных чисел)
-Какие числа в правых частях равенства составные, а какие простые? (12,6, 4 - составные,
2, 3-простые, 1-не простое и не составное)
Обучающиеся высказывают мнения, записывают в тетради равенства и осуществляют самопроверку (слайд 3)
Задание 3
12 = 2 * 6,
12 = 3 * 4.
Замените в равенствах составные числа на произведение простых.
- Итак, в задаче что мы сделали с числом 12?
12 = 2 * 2 * 3,
12 = 3 * 2 * 2
-представили число 12 в виде простых множителей
- Как мы это сделали? (слайд 5)
Проводят самооценку (карточки красная, желтая, зеленая)
4.Постановка учебной задачи
Учитель задаёт вопросы и показывает (слайд 6)
-Как вы думаете, если число будет не двузначное, а трехзначное, четырехзначное трудно будет это сделать?
-Как тогда это сделать? (по алгоритму)
5.Изучение нового материала
1)Учитель предлагает рассмотреть решение задачи и понять алгоритм разложения натурального числа на простые множители.
Разложите на простые множители числа: 1) 18; 2) 27
2) проверяет уровень понимания с помощью заданных вопросов:
-Какие числа записаны в столбце справа от вертикальной черты? (Простые).
-В каком порядке они расположены, если смотреть сверху вниз? (В порядке возрастания)
-Какие числа записаны в столбце слева от черты?
- Что нужно знать, чтобы найти первый делитель данного числа, затем второй и т.д. и, наконец, разложить данное число на простые множители? (Признаки делимости и простые числа)
3)Учитель предлагает задание на применение признаков делимости:
Из чисел 128, 73, 202, 4005, 47, 750, 78, 907, 606, 734, 64, 480, 717, 17, 199, 1011, 275, 85, 194, 538, 261, 357, 105 назовите те, которые делятся нацело: 1) на 10; 2) на 3; 3) на 2; 4) простое число
- Делятся на 2: 128, 202, 750, 78, 606, 734, 64, 194, 538, 480
- Делятся на 3: 717, 1011, 78, 606, 4005, 261, 357
- Делятся на 5: 275, 85, 105, 4005, 750, 480
- Простые числа: 47, 73, 907, 17, 199
У каждого ученика на столе карточка с записанным на ней натуральным числом. Ученики поднимают карточки, соответствующие вопросу учителя. Осуществляют самопроверку (слайд 7).
Ребята, как вы думаете, где в жизни можно применить признаки делимости?
Знание признаков делимости чисел можно использовать не только в математике, но и в жизни. Например, когда нам нужно определить, можно ли распределить некоторое количество предметов на равные группы: разложить карандаши поровну в несколько коробок, разложить поровну конфеты в подарочные пакеты и т.д. (слайд 8).
6.Физминутка. Все умеем мы считать (слайд 9)
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)
7. Первичное закрепление
Работа с учебником. Выполнить задание № 651 (е, ж)
- Кто правильно решил?
Обучающиеся выполняют и проверяют (слайд 10,11)
- Решил полностью и правильно (красная)
- Решил в целом правильно, не представив 2*2 в виде степени (желтая)
- Решил с ошибкой или совсем не решил (зеленая)
8.Самостоятельная работа с взаимопроверкой (слайд 12)
Разложите на простые множители числа
Вариант 1 Вариант 2
32, 45, 126 24, 72, 108
(1 верный ответ -3, два верных - 4, три верных ответа - 5)
9.Итоги урока. Рефлексия
- Какую цель мы поставили в начале урока? Чему мы хотели научиться? (слайд 13)
-Достигли мы её или нет?
-Кто хорошо понял, как раскладывать числа на простые множители? (красная карточка)
-Кто не все понял, допустил ошибки? (желтая карточка)
-Кто не понял, как раскладывать числа на простые множители? (зеленая карточка)
10.Домашнее задание (с комментариями)
Для всех: п.3.4, № 651(в, д) № 657 (а, г, е) (слайд 14)
Дополнительное
Для творческих: придумать текстовую задачу, в которой, необходимо разложить на множители натуральное число.
Обучающиеся записывают задание в дневник.