Организационный момент Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, санитарное состояние класса Актуализация опорных знаний Итак, ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке. Ответьте на вопросы Дайте понятия терминам: естественный прирост населения, естественное движение населения, демографический взрыв, демографический кризис Решите задачи по естественному приросту 1 вариант Рождаемость 2118, смертность 1700 естественный прирост +418 Рождаемость 1450, смертность 2000 естественный прирост -550 2 вариант Рождаемость 1245, смертность 2500, естественный прирост -1255 Рождаемость 1948, смертность 750, естественный прирост +1198 Изучение нового материала На прошлом занятии говорили об историческом заселении территории нашей страны и отдельно останавливались на теме численность и естественный прирост населения. Сегодня мы продолжим изучать большой раздел население и на сегодня как вы думаете, какая у нас тема урока? Итак, наша тема занятия « Национальный состав населения России» Теперь давайте откроем тетради и запишем тему нашего урока Цель: Изучение этнического и национального состава населения России. Рассмотрение особенностей размещения основных религий. Задачи: Рассмотреть национальный состав населения России Способствовать рассмотрению языковых семей Рассмотреть основные характеристики населения республик России Изучить и закрепить основные знания по данным Ульяновской области Физкультминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись! Голова устала тоже, Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два Думай, думай голова! Как мы уже говорили, наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. В нашей стране по данным переписи 2010 года проживает огромное количество народов, больших и малых, более 190. На какие категории выделяют авторы учебника? (живущие преимущественно в пределах нашей страны, группы людей, проживающие в бывших союзных республиках Советского Союза, а также народы дальнего зарубежья) В России проживает более 190 народов. А вы знаете каков национальный состав населения нашей Ульяновской области? Русские, татары, мордва и чуваши. Задание: провести исследование на тему “Национальный состав учащихся вашего класса». Народов много и все они разные. Задание. Чем же отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки. Какой признак самый главный? Россия – страна многонациональная. Каждая нация имеет свой язык значит Россия и многоязычная. Ученые насчитывают более 150 языков. Здесь на равных учтены как русский, которым в России владеют 98% населения, так и языки малых народов, численность которых лишь несколько десятков. Есть ли похожие языки? Да некоторые языки очень похожи, люди могут говорить каждый на своем языке и при этом прекрасно понимать друг друга. Например, русский – белоруса, татарин – башкира, калмык – бурята. Почему? Потому что группы языков имеют общий язык-предок – праязык. Древние племена, говорившие на одном из таких языков, переселялись, смешивались с другими народами, и единый язык распадался на несколько. Так и возникло множество похожих языков. По сходству языков народы России относят к 4 большим языковым семьям. Давайте откроем таблицу 7 на 32 странице в учебнике и карту атласа «Народы России» Откройте атлас – на странице 13 “Народы России”. Все народы объединены в языковые группы, а группы – в семьи. Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России? Задание. – Какая языковая семья самая многочисленная? Да. 89% населения страны принадлежит к индоевропейской семье. – Рассмотрим, на какие языковые группы делится индоевропейская семья, какие народы к ней относятся? – Какая группа самая многочисленная и какие народы можно выделить в этой группе? – По условным знакам определите в атласе, где проживают эти народы? – Какие еще крупные народы из других групп этой семьи можно выделить? – А какой народ этой семьи самый малочисленный? Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются? На нашей таблице в учебнике отмечены буквами религии около каждого народа, давайте посмотрим по карте в каких регионах преобладают какие религии? Исторически в России ведущими религиями были христианство и ислам. Географически православие охватывает всю территорию России, так как после крещения Руси оно стало распространяться вместе с волнами переселений русских. Ислам, буддизм представлены в зонах проживания отдельных районов. Закрепление изученного материала В закрепление нашего нового материала давайте посмотрим фильм. О каких народах идёт речь? Определить и записать в тетрадь. Задание проверить. Рефлексия Итак, мы изучили еще одну тему раздела населения России «Национальный состав России». - Что на уроке вам показалось наиболее интересным? - Какую информацию вы впервые узнали на уроке? - Какие новые термины вы изучили сегодня? Домашнее задание Параграф 7 сообщения по темам: народы севера России, Народы Поволжья Народы Кавказа |