I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Проанализируйте представленную информацию. 1 2 – Рельеф – основа ландшафта. Он является той границей раздела, выше которой действуют внешние силы Земли, а ниже – внутренние силы. – Как элемент ландшафта рельеф оказывает сильное влияние на все остальные, но и сам зависит от них. Однако рельеф – самая устойчивая к изменению составляющая ландшафта. – Какой вопрос у вас возникает? Предложите свой вариант проблемного вопроса урока. 1 Как формируется рельеф нашей планеты? 2. – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 3. – Что называют литосферой? Что входит в её состав? Как называют огромные блоки, из которых состоит земная кора? Какие древние материки вы знаете? Чем материковая кора отличается от океанической? Что такое рельеф? Назовите и покажите на карте самые крупные формы рельефа. 1 4. – Определите, какие из перечисленных величин характеризуют среднюю высоту суши, самую длинную реку, максимальную высоту гор Земли, самые протяжённые горы, самый длинный ледник: а) 145 км; б) 6671 км; в) 875 м; г) 9000 км; д) 8882 м. 1 4 – Определите, какие формы рельефа возникают в результате деятельности ветра, ледников на равнине, подземных вод, тектонических движений, вулканических извержений: а) моренные холмы; б) горы и равнины; в) горы; г) дюны, барханы, песчаные гряды; д) оползни. 1 4 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. 7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
II. Поиск решения. | 1. – Каково строение земной коры на материках и под океанами? Работаем с рис. 4.1 на с. 24. Определите несколько различий в строении материковой и океанической коры. Определите признаки для сравнения. Ответ запишите в задание 2 в рабочей тетради. 1 2 4 5 2. – Определите причины различий в строении земной коры на материках и под океанами. 1 2 4 6 3. – Выполните задание 3 в рабочей тетради. 1 2 4. – Игра пресс-конференция. Класс разбивается на две группы: учёные и журналисты. Тема конференции: «Гипотезы развития земной коры». Используя текст на с. 25–26, каждая группа разрабатывает перечень вопросов для рассмотрения на конференции, готовит аргументы и контраргументы. Организация обсуждения. 2 4 1 2 3 5. – Выполните задание 4 из рабочей тетради. 1 2 6*. – Работаем в группах: 1 2 3 1-я группа. Какие геологические процессы происходят при столкновении материковых частей литосферных плит? Какие формы рельефа при этом образуются? Сделайте поясняющий рисунок. 1 2 3 4 6 2-я группа. Какие геологические процессы происходят при раздвижении литосферных плит? Какие участки земной коры при этом образуются? Сделайте поясняющий рисунок. 1 2 3 4 6 3-я группа. Какие геологические процессы происходят при столкновении материкового и океанического краёв литосферных плит? Какие формы рельефа при этом образуются? Сделайте поясняющий рисунок. 1 2 3 4 6 7. – Работаем с картой «Строение земной коры». Что на ней изображено? Что можно узнать? Какие закономерности можно установить с помощью этой карты? 1 2 4 8. – Используя политическую карту мира и карту «Строение земной коры», назовите примеры стран, расположенные частично или полностью на границе литосферных плит. Спрогнозируйте, какие катастрофические природные явления могут произойти на их территориях. 1 2 4 6 9. – Как ответим на основной вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |
ΙV. Итог урока. | – Сделайте вывод по уроку. 3 4 Домашнее задание: § 4; задание 1, 5, 6 в рабочей тетради. – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? | ТОУУ |