систематизация и расширение представлений учащихся о возможности визуализации данных в электронных таблицах;
активизация познавательных интересов, развитие навыков работы по построению диаграмм и графиков в электронных таблицах.
-формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.);
- умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата; - умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах и графиках;
- овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения.
- умение отображать учебный материал, выделять существенное, формирование обобщенных знаний;
- рефлексия способов и условий действия, контроль о оценка процесса и результатов деятельности.
- умение адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности;
- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1. Организационно - мотивационный этап (2 мин) Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока; проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок | Готовятся к работе. | Приветствует гостей. Включает в деловой ритм, создаёт положительный эмоциональный настрой. | - Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке присутствуют все? Спасибо. Говорят, Знания это наши плоды, так пусть сегодняшний день у нас будет урожайным! - Ребята, мы начинаем наш урок. Разрешите его начать с эпиграфа: Слайд 2 Мы нашу жизнь уже не мыслим без расчетов, Финансовых, научных, да мало ли у нас подсчетов, Но чтобы важный сей расчет заслуживал доверия, Использовать Excel нам нужно без сомнения. Слайд 3 - У вас на парте лежит лист вашего настроения и самочувствия на сегодняшнем занятии. Отметьте на нем по 5-бальной системе свое настроение, самочувствие в начале урока. | | Личностные: самоорганизация Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний (7 мин) Цель этапа: Сконцентрировать внимание на основных понятиях изученного материала прошлых уроков | Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Вспоминают изученный материал. | Выявляет уровень знаний, ведет с учащимися диалог, в ходе которого учащиеся выявляют возникшие затруднения. | - Мы живем в мире цифр и статистические данные окружают нас, но за цифрами могут стоять реальные люди. Вот за аббревиатурой 9 стоите вы реальные дети и каждый из вас имеет свой порядковый номер в журнале, но это не просто номер - это реальный человек со своей жизнью и интересами. Слайд 4 - На предыдущих уроках мы с вами познакомились с таким программным обеспечением как электронные таблицы Microsoft Excel. Давайте вспомним ранее изученный материал. - У каждого из вас на парте лежат листки разного цвета. Если у вас лист красного цвета, то вам необходимо выполнить задание, которое находится на листке у доски (Приложение 2). Зеленый лист – выполните задания, которые я вам предлагаю (на листке представлены задания) (Приложение 3), ответы запишите на бланках ответов, а желтый лист – работаем со мной вместе. Я называю начало предложения или задаю вопрос, а вы даете правильный ответ (Приложение 1). Слайд 5-6 – Проверим задания выполненные на доске. | Понимать для чего необходимо знать о MS Excel. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: осознание своих возможностей Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в коллективе Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать цели |
3. Определение темы и цели урока. (8 мин) Цель этапа: Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности. | Выполняют задание, слушают, смотрят, вспоминают, делают выводы и обосновывают ответы. Пытаются формулировать тему, цель и план урока. | Подводит учащихся к теме и цели урока. Учитель пошагово предлагает ученикам составить алгоритм работы | - Каждый учитель в начале урока произносит замечательное слово «Здравствуйте». Это значит, что учитель желает своим ученикам ЗДОРОВЬЯ. Я не просто так заговорила о здоровье. Какие устройства, находящиеся в классе, оказывают влияние на Ваше здоровье? (Компьютеры) - Правильно. Но помимо компьютеров у нас у каждого находятся еще устройства, которые оказывают влияние на здоровье каждого из нас. Что это? (Сотовые телефоны). О воздействии сотового телефона на организм человека, мы узнаем, прочитав статью об исследованиях, которые проводили ученые из разных стран. Слайд 7 Прочитайте ее каждый. Что вы можете сказать о воздействии вашего сотового телефона на ваше здоровье? В каком виде представлена информация? ( В текстовом виде). -Как можно быстрее ответь на вопросы. Легко ли Вам воспринимать величины, записанные в тексте? Определите, какой телефон оказывает излучение в большей степени, а какой – в меньшей? Какой телефон больше всех влияет на зрение? Какой телефон меньше остальных способствует нарушению фаз сна? - Я вижу, что такие простые вопросы вызывают замешательство и вам требуется достаточно много времени, чтобы ответить на них. Но оказывается на вопросы можно ответить почти мгновенно. Как вы думаете в каком виде эта же информация будет лучше и быстрее восприниматься человеком? -Представить информацию в графическом виде. - Т.е. можно сказать, что информация, представления в графической форме, увеличивает наглядность. Прошу вас попробовать представить этот текст в графической форме. Очень долгий процесс. (Проблемная ситуация) Табличный процессор Microsoft Excel позволяет обрабатывать большое количество числовой информации и представлять ее в графическом виде с помощью диаграмм и графиков и ответы на все вопросы будут найдены очень быстро. (Еще раз отвечают на вопросы). Слайды 810 - Умеете ли вы строить диаграммы и графики? - Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 11 - Построение диаграмм и графиков. - Открываем тетради, записываем тему урока. - Какую цель можно поставить на сегодняшнем уроке? Слайд 12 - Познакомиться с понятиями "диаграмма" и "график"; научиться строить диаграммы и графики. | | Регулятивные: - определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке; - определение последовательности действий на уроке. Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
4. Открытие нового знания. (10 мин) Цель – организовать осмысленное восприятие новой информации. | Слушают, запоминают, заполняют опорный конспект, отвечают на вопросы учителя. | Изложение учебного материала с использованием презентации диалог с учащимися. Работа с учебником. | - Умение строить диаграммы является неотъемлемой частью знаний пользователя в области прикладного программного обеспечения. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах. Слайд 13 Средства программы MS Excel позволяют создать диаграммы и графики различного типа, основанные на данных из электронной таблицы, и помещать их в той же самой рабочей книге. Слайд 14 - Открываем учебник на с. 140 и составляем опорный конспект. Надо записать определение, типы диаграмм. - Проверяем. - Что такое диаграмма? Слайд 15 Диаграмма – средство наглядного графического представления количественных данных. Диаграммы предназначены для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины и слежения за изменением их значений. - Назовите типы диаграмм, о которых вы прочитали? Слайд 16 График – отображение зависимости значений одной величины от другой. Графики используются для отображения зависимости значений одной величины (функции) от другой (аргумента); графики позволяют отслеживать динамику изменения данных. Слайд 17 Круговые диаграммы используются для отображения величин (размеров) частей некоторого целого; в них каждая часть целого представляется как сектор круга, угловой размер которого прямо пропорционален величине (размеру) части. Слайд 18 Гистограммы (столбчатые диаграммы) используются для сравнения нескольких величин; в них величины отображаются в виде вертикальных или горизонтальных столбцов. Слайд 19 Ярусные диаграммы (гистограмма с накоплением) дают представление о вкладе каждой из нескольких величин в общую сумму; в них значения нескольких величин изображаются объединёнными в одном столбце. Слайд 20 -На слайде изображены разные типы диаграмм. Рассмотрите и ответьте на вопросы. - Какой процент учеников получили оценку 3? 10% учеников получили оценку 3. - Из какой диаграммы вы получили эту информацию? Круговая диаграмма - Назовите количество человек, получивших оценку "3"? 3 человека Из какой диаграммы вы получили эту информацию? Гистограмма - Для чего используется график? Графики используются для отображения зависимости значений одной величины от другой. - Что показывает график в данном примере? График показывает изменение атмосферного давления - В какой из дней давление было максимальным? 5 мая - Чему оно равно? Давление равно 760 мм.рт.ст Молодцы! - Давайте рассмотрим алгоритм построения диаграмм и графиков в электронных таблицах MS Excel, а также познакомимся с основными объектами диаграмм - Откройте учебник на с. 144 и найдите под управлением чего строятся диаграммы в электронных таблицах. С помощью Мастера диаграмм Слайд 21 - Сколько шагов имеет Мастер диаграмм? Найдите в учебнике и прочитайте. Слайд 22 - Давайте рассмотрим основные элементы диаграммы. - Заполните лист вашего настроения и самочувствия в середине урока. | Знает определение "диаграмма" и типы диаграмм | Личностные: осознание значимости темы Регулятивные: принимают учебную задачу, сохраняют, решают Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учеником, слушают, слышат друг друга, составляют связные высказывания Познавательные: логические умения (сравнивают, анализируют, классифицируют) |
5. Физкультминутка (1 мин) Цель: Снятие физического и умственного напряжения. | Учащиеся выполняют упражнения | Учитель показывает упражнения | Слайд 23 -Ребята, встаньте и представьте себе, что вы приглашены на бал в царство диаграмм. Перед балом нужно привести себя в порядок. Потрите ладошки, до ощущения тепла и сделайте маску своим глазкам, погрейте их – они от этого станут еще красивее и заблестят. Поставьте ладони с растопыренными пальчиками перед глазками и разводим кисти в противоположном направлении – влево, вправо. И так мы выглядим прекрасно. Пора на бал. Вот в зал входят «Столбчатые» диаграммы – изображайте их – потянитесь изо всех сил вверх, чтобы почувствовать, как каждая мышца растягивается и отдыхает от напряжения. Вы похожи на столбчатые диаграммы. А теперь в зал вошли линейные диаграммы – сделайте наклон вправо и хорошенько потянитесь, а затем влево и также потянитесь. И вот бал начался и все закружились в вальсе – руки на пояс – сделайте круговые обороты туловищем. Бал закончен. Садитесь на свои места. - Молодцы! | . | Личностные: -стремление и готовность к поддержанию своего здоровья. |
6. Этап закрепления (первичное закрепление и применение знаний) (5 мин) Цель: Проговаривание и закрепление нового знания, применение на практике. | Выполняют задание | Организует выполнение задания, инструктирует, корректирует работу учащихся. | Слайд 24 - Выполните задание на слайде. - Молодцы! | Умеет правильно выполнять задание. | Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, прогнозирование Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение договариваться Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение планировать свою трудовую деятельность |
7. Практическое применение знаний и формирование умений и навыков. (8 мин) Цель: закрепить полученные знания (применение полученного знания в практике) | Выполняют практическую работу, уценивают свою деятельность, задают вопросы. | Корректирует деятельность обучающихся в процессе практической работы; контролирует и консультирует обучающихся, напоминает правила ТБ. | Слайд 25 - Сейчас мы с вами научимся строить диаграммы и графики в электронной таблице. Назовите основные правила ТБ при работе на компьютере. - Запустите программу MS Excel. - Выполните задания на листках. | | Регулятивные: - контроль, оценка, коррекция. Познавательные: - обще учебное умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: - умение слушать и слышать. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок(3 мин) Цель: - зафиксировать новое содержание урока, - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Организует рефлексию. Организует оценку и самооценку учебной деятельности. | Слайд 26 - Теперь настала пора подвести итого нашего урока. - Чему я научился? - Что нового узнал? - Удовлетворен ли я своей работой? - И в конце урока мне бы хотелось вас попросить построить еще один график – график вашего настроения и самочувствия на сегодняшнем занятии. Отметьте свое настроение, самочувствие в конце урока и, соединив точки, вы получите график. - Молодцы! Спасибо за работу. | | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку, осознанность учения |
13. Домашнее задание (1 мин) | Записывают домашнее задание, приводят в порядок рабочее место. | Объясняет задание | Слайд 27 Подготовиться к проверочной работе по 3 главе. | | |