Урок: «Информация. Информатика. Компьютер» для 5 класса
В данном уроке использованы следующие элементы интерактивности:
№1. «Электронное перо» - решение логических задач, заполнение таблиц, подчёркивание правильных ответов.
№2. «Ластик» - ответы открываются стёркой под прямоугольниками с вариантами ответов учащихся.
№3. «Затемнение экрана» - решение или ответ спрятаны с помощью эффекта затемнения экрана (шторка).
Цель урока: Дать представление о предмете изучения.
Литература:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л.Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 192 с.: ил.
Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007. – 338 с. : ил.
Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л.Босова. – 5-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 87 с.: ил.
Ход урока:
Страница №1

Учитель: Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше, - получаете новую информацию. Что такое информация? (отвечают дети…)
Страница №2

Учитель: Информация – это знания, получаемые вами от учителя в школе, это сведения, которые вы черпаете из книг, телепередач, это новости, которые вы слышите по радио или от людей, с которыми общаетесь.
В ходе повседневной жизни каждый из нас получает (воспринимает) самую разнообразную информацию.
Страница №3

Учитель: Первичную информацию об окружающем мире – о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, физических свойствах предметов – люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, через вестибулярный аппарат и нервную систему. Необходимо вписать маркерами недостающую информацию в таблицу.
Страница №4

Учитель: Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для разных животных различна. Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развитым у представленных на экране животных (слова передвигать под рисунок соответствующего животного указателем с эффектом множественного клонирования). У орла наиболее развито зрение, у волка – обоняние, у летучей мыши – слух, у дельфина – слух, у крота – обоняние.
Страница №5

Учитель: Но можем ли мы полностью доверять своим органам чувств? Больше всего информации мы получаем с помощью зрения. Взгляните на рисунки. Что вы видите? Что вы можете сказать о размере и форме фигур? (Пошаговый просмотр каждой иллюзии, на каждой картинке малая шторка).
Учитель: Для получения более точной информации в дополнение к органа чувств человек издавна использует различные устройства и приборы. Перечислите их? (линейка, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и др.)
Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и так далее (работа с учебником с.8-9 таблица «Виды информации по форме представления»).
На закрепление материала работа со страницей №6 – правильно заполнить таблицу.
Страница №6

Ответ:

Учитель: С давних времён люди всегда стремились облегчить свой труд. Они придумали подъемный кран, автомобиль, самолет и множество других машин, механизмов и приспособлений, усиливающих их физические возможности.
Страница №7

В ХХ веке были созданы компьютеры. Они облегчают умственный труд человека, усиливают его интеллектуальные способности, помогают справиться с гигантскими объемами информации.
Страница №8

Сегодня компьютеры – обычное явление в учреждениях, банках, магазинах, больницах и наших домах.
С помощью компьютера человек не только выполняет математические расчеты, управляет сложным оборудованием, но может рисовать, слушать мелодии, смотреть мультфильмы и делать многое другое.
А какими будут компьютеры в ближайшем будущем? Давайте посмотрим.
Страница №9

Какие устройства входят с состав компьютера? Какие действия они выполняют? (учитель рассказывает о тех устройствах, которые не назвали ученики)
Учитель: Задание №1 – расставьте подписи устройств на соответствующие им места.
Страница №10

Учитель: Проверим выполненное задание (учитель стирает ластиком под ответами учеников).
Ответы:

Учитель: Задание №2 - провести аналогию между функциями органов человека и функциями устройств компьютера (для пошаговой подачи информации используется малая шторка).
Страница №11

Учитель: Информацию, представленную в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером, называют данными. Например: тексты, числа, картинки, видеофрагменты, звуковые фрагменты и т.д.
Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера занимается наука информатика.
Учитель: Чтобы работать в компьютерном классе, необходимо знать правила техники безопасности. Познакомимся с ними: Правила техники безопасности.
Страница №12

Страница №13

Страница №14

Учитель: Домашнее задание: п.1.1, 2.2.
Страница № 15

Урок окончен.