Тема: Иррациональные уравнения.
Цель работы:
- повторить понятия: равносильные уравнения, их свойства, потеря корней, посторонние корни, иррациональные уравнения;
- развитие умений и навыков работы с источником информации, с практическим материалом.
Основной теоретический материал:
1) Ш.А. Алимов. Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс, глава 2, §8-9.
2) Способы решения:
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Иррациональные уравнения"»
Тема: Иррациональные уравнения.
Цель работы:
повторить понятия: равносильные уравнения, их свойства, потеря корней, посторонние корни, иррациональные уравнения;
развитие умений и навыков работы с источником информации, с практическим материалом.
Основной теоретический материал:
1) Ш.А. Алимов. Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс, глава 2, §8-9.
2) Способы решения:
Уединение радикала и возведение в степень.
Смысл таких преобразований в сведении данного иррационального уравнения к равносильному ему рациональному уравнению.
Уравнения, содержащие кубические радикалы.
Основным методом решения уравнений является последовательное возведение в куб обеих частей уравнения, используя формулы
,
.
Задание:
1) Перепишите и заполните пропуски:
Пример 1. Решить уравнение
Решение: Уединим радикал
Это уравнение равносильно системе
Решим уравнение (1):
х = … Найденное значение
удовлетворяет условиям (2) и (3).
Ответ: –1. Пример 2. а) Найдите корень уравнения
= 3 . Решение: Возведем в квадрат правую и левую части уравнения:
)2 = 32, 15 – 2х = 9,
–2х = 9 – 15, –2х = – 6, х = ... Сделаем проверку. Для этого подставим число 3 в исходное уравнение:
= 3, 3 = 3 – верно.
Ответ: 3.
б) Решить уравнение
=
.
Решение:
=
=
˂=
=
= х = ...
Ответ: – 1.
Пример 3. Решить уравнение
= х -7 .
Решение:
= х -7 =
=
=
=
= х = ...
Ответ: 14.
Пример 4. Решите уравнение
=
.
Решение:
=
= 7
х + х
2
2
= 2х
5 =
5 – х =
=
25 – 10х + х2 =
х2 + 9х – 14 =
2х2
19х + 39 = 0,
D = (– 19)2
4
2
39= 361 – 312 = …, х1= (19 + 7) : 4 = …, х2 = (19 – 7) : 4 = …,
Проверка: а) х1= 6,5,
–
=
,
=
– неверное равенство.
б) х2 = 3,
–
=
,
=
, – верное равенство. Ответ: 3.
Пример 5. Решить уравнение
Решение: Возводим в куб обе части уравнения
получим
Учитывая, что выражение в скобках равно 1 (см. условие), получаем
Возводим в куб:
Проверкой убеждаемся, что
и
корни уравнения.
Ответ: 80, – 109.
2)Решить задание ( по примерам):
Решить уравнения:
а)
. б)
.
.