СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Корзина с еловыми шишками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Корзина с еловыми шишками"»

Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

«Волшебная сила музыки»

(обобщающий урок по теме)



Цели:

Продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного

выразительного чтения. Показать, что человек становится

по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту

окружающего мира.

Задачи:

  1. Способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству,

духовной культуре.

2. Способствовать развитию музыкального и художественного вкуса.

3. Развивать речь учащихся и умение формулировать идею произведения.

4. Способствовать формированию творческого воображения через слово,

Музыку, обосновывать свою точку зрения.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей,

умение сопереживать.

Оборудование: 1. Мультимедийная презентация, Э. Григ. «Утро»,


Ход урока.

  1. Организационный момент

Проверьте готовность к уроку. Мы начинаем наш урок чтения. Мне очень хочется, чтобы у вас сегодня всё получилось. Я желаю вам удачи.

Разминка (слайд № 2)

- Для чего нужны речевые разминки?

(Речевая разминка  вырабатывает четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание, выразительность, единый темп чтения, память, обогащает речь).


Скороговорка «На ёлке шишки, на столе книжки»

- чтение шёпотом

- медленное чтение с ускорением

- чтение в парах

III. Сообщение темы и цели урока.

- Как думаете, почему сегодня я предложила вам работу именно с этой скороговоркой?

- Сегодня мы завершаем работу с рассказом «Корзина с еловыми шишками» и познакомимся с произведением Эдварда Грига.


- Прочтите тему нашего урока: (слайд № 3 ) «Волшебная сила музыки»

- Как думаете, на какой вопрос предстоит вам ответить? (В чём заключается волшебная сила музыки?)

- А в чём, по-вашему, волшебная сила музыки?

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы решить эту учебную задачу? (Лучше разобраться в тексте произведения, подумать, прочитать более внимательно)

- А сейчас найдите среди букв фамилии известных вам людей.

(текст записан на карточках для каждого ученика)

(слайд № 4 ).


КОиНвыСТмуАэНТоИдщН нПолАтУблСйфТсОфщВСлгКэхИЙ

юдЭДакВзщАРйцД эъГьРквИГ


- Что это за фамилии, каким людям они принадлежат?

Соотнесите портреты, фамилии и предметы (слайд № 5 ).


IV.Актуализация знаний учащихся.


Кто такой Константин Георгиевич Паустовский? (К.Г. Паустовский был писателем)

- Какой рассказ К.Г. Паустовского мы читаем?

(Мы читаем рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками»).


- Все произведения К.Г. Паустовского   наполнены  удивительно тёплым и трепетным чувством любви к природе родной земли, учат видеть прекрасное.

К. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Он встречался со многими известными людьми: композиторами, художниками, писателями.

- О каком композиторе говорится в рассказе?

(В рассказе говорится о норвежском композиторе Эдварде Григе.)


- Кто такой композитор?

(Композитор -это человек, который пишет музыку.)



Где жил Эдвард Григ?


(Эдвард жил в Норвегии в лесах около Бергена.)

Эдвард Григ - норвежский композитор, пианист и дирижёр. Музыка Грига красивая, яркая, интересная. В ней оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии.

При жизни Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря».



- А теперь давайте вспомнить, как мы озаглавили части рассказа.

- О чём первая часть? Как её озаглавили? ( «Встреча»)

- О чём говорится во второй части? («Рождение музыки»)

- Третья часть о чём повествует? («Дагни в гостях»)

- Где происходит действие в четвёртой части? («На концерте»)


V. Работа с текстом произведения.

1. Выборочное чтение. 1 часть

- Найдите отрывок, где К. Паустовский описывает природу осеннего горного леса. Прочитаем его. (Зеленые пряди мха, золото и медь листьев)


- Какими красками нарисован лес? 


- Какие звуки наполняли его? (Раздаётся эхо, шелест листьев, шум прибоя.)


 

- А запахи?

-Как вы считаете, случайно ли писатель включил в свой рассказ описание природы?

- Как вы думаете, ребята, можно ли эти звуки, краски, запахи изобразить в музыке?


2. А сейчас вместе с Григом попробуем под завораживающие аккорды представить картины природы. Прослушаем его бессмертное произведение «Утро».

- Как композитор передает картины природы в музыке?

((Слушание. Э.Григ «Утро»)

(Слайд №6)

Мы слышим как поют птицы, шелестит листвой ветер. И, наконец, будто хлынули потоки солнечного света – так сверкает всеми красками оркестр. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника. В пьесе ощущается состояние покоя и безмятежности.

  • Среди этой сказочной красоты и произошла встреча композитора и маленькой девочки Дагни.



Продолжите мысль:

Дагни понравилась Григу. Она была мала, но ….


(трудолюбива, доверчива, мила, имела доброе сердце).



- Что надеялась получить в подарок девочка? (игрушку)

- Почему композитор задержал на 10 лет свой подарок? В чем необычность подарка? (Он задумал сложный подарок, духовный – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку).




2 часть.

Григ, сочиняя музыку, подозревал, что его подслушивают: .

(синицы, матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка)

VI. Физминутка ( (слайд № 7, 8 )



3 часть.

Расскажите, как Дагни спустя 10 лет оказалась в Бергене?

(Дагни осталась такой же чуткой, милой и впечатлительной как в детстве).

4 часть.

Беседа с элементами выборочного чтения.

  • Куда любила ходить Дагни в городе?

  • Почему она плакала после театральных спектаклей?

  • Как Дагни оказалась на концерте?

  • С каким настроением Дагни собиралась на концерт?

  • Какое чудо произошло во время концерта? Прочитайте.

Слайд № 9

- Как вы думаете, какие чувства возникли в душе Дагни? 

(Чувство восхищения, благодарности, радости, восторга, сожаления, что она не увидит его, чтобы отблагодарить, сказать спасибо, обнять, прижаться и поцеловать).


- Почему же теперь Дагни плакала, слушая музыку Грига?

Дагни поняла, какой подарок он ей обещал. Это были слёзы благодарности. Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за эту чудесную музыку.



  • - За что Дагни была благодарна Григу? Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?  Зачитайте словами автора. 

За то, что вы не забыли меня, за вашу щедрость. За то, что  Вы открыли для меня то - прекрасное, чем должен жить человек.


-Так чем же должен жить человек? Дагни это поняла, а вы?

(Нужно жить и любить свою жизнь потому, что она удивительна и прекрасна, что бы о ней ни говорили. Совершать добрые дела Слайд № 10



- Вот так заканчивается история Дагни Педерсен.

VIII. Рефлексия

- «Волшебник и великий музыкант» О ком эти слова?

- Мы должны быть благодарны писателю К.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом композиторе Э.Григе - об этом добром волшебнике и музыканте. Оба они великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. Они оставили свой след в искусстве.

Шаблон «След». У каждого из вас на столе лежит шаблон следа человека. Напишите на нём: одно слово-тайну, которую вы открыли сегодня для себя.

(У каждого учащегося модель следа человека). Пишут слово-тайну (жизнь, счастье, музыка, подарок, волшебник и т.д.)





Шкатулка с зеркальцем.

-Я тоже сегодня немного волшебница и принесла вам вот такую шкатулку (внутри зеркало). Там спрятан тот, без кого бы этот урок не состоялся. Загляните в неё. Кого увидели? (Себя)

-Да, без вас не было бы этого урока. Спасибо вам за то, что вы мне сегодня тоже помогли вернуться в детство и открыть новые тайны рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

IX. Д/З

Дети получают карточки в форме шишек с заданиями

На шишках записано дом задание. У каждого оно своё:

  1. Подготовить пересказ понравившегося фрагмента текста.

  2. Нарисовать иллюстрацию к музыкальной пьесе «Утро».

  3. Выбрать понравившийся отрывок и подготовить его выразительное чтение (для слабых детей)



X. Выставление оценок

Слайд № 11