СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения на тему: средства художественной выразительности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения на тему: средства художественной выразительности»

Конспект урока

Класс: 4

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Средства художественной выразительности в стихотворении   И.А.Бунина «Листопад»

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Листопад».

Задачи:

- развивать умение анализировать стихотворение о природе;

- развивать речь, память, мышление, воображение;

- воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.

Оборудование: учебник литературного чтения Л.Ф. Климановой, 4 класс; презентация с фрагментами урока; кленовые листочки.      

Ход урока

1. Орг.момент.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Улыбнитесь друг другу и тихонечко садитесь.

2. Введение в тему.

Художница взмахнула кистью,

Жёлтым окрасила лёгкие листья,

Небо пронзила сизо-лиловым,

Речку покрыла лаком свинцовым.

Из пёстрых узорчатых листьев клёна

Ковёр расстелила на фоне зелёном.

- О какой «художнице» идёт речь?

- Посмотрите на доску и прочитайте стихотворение. Какое слово пропущено.

Вот и осень наступила,

Вслед за летом,точно в срок,

И в садах позолотила

 Каждый маленький листок

Листья стайками летят

В нашем парке……(листопад)

Листопад – опадение листьев у деревьев, кустарников. Осенний листопад.

3.Сообщение темы урока.

- Сегодня на дворе хмурый день. Ещё вчера лил дождь. Под ногами грязь и слякоть. На деревьях листья опали. А мы с вами вернёмся в пору золотой осени.

- Сегодня на уроке читаем стихотворение И. Бунина «Листопад». Будем учиться находить средства художественной выразительности, которые автор использует для описания леса?

- Средства художественной выразительности, с которыми сегодня работаем:

эпитет, сравнение, олицетворение. (Словарная работа)

Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей

 выразительности.

Пример:

Под ледяной своей корой

Ручей немеет. (Баратынский Е.А.)

- Эпитеты используются для передачи чувств, настроения, через них автор передает свое отношение к происходящему.

Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Примеры:

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души. (Никитин И.С.) 

Олицетворение - воплощение чего - нибудь в образе живого существа.

Пример:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит…. (Тютчев Ф.И.)

Послушайте стихотворение И.А.Бунина «Листопад»

(Чтение стихотворения учителем)

- Что вы представили?

- Осень, осенний листопад.

- Автором этих замечательных строк является Иван Алексеевич Бунин.

(На доске тема урока и портрет Бунина)

4. Работа по теме урока.

И.А.Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалёку от Ельца. Он провёл их вместе с крестьянскими детьми из ближних деревень. Он рассказывал товарищам сказку про аленький цветочек, которую сам только что услышал – то ли от матери, то ли от няньки.

Бунин начал писать стихи ещё в гимназии. Он писал их почти до конца своей долгой, трудной жизни (он умер в Париже 8 ноября 1953 года.) Большинство его стихов адресовано взрослому читателю. Но есть и такие, которые Бунин печатал для детей.

- Прочитайте ещё раз стихотворении самостоятельно.

(Словарная работа)

- Ребята, в стихотворении вам встретились незнакомые слова, давайте узнаем их значение:

  • Завороженный – очарованный, околдованный.

  • Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.

  • Золотой – жёлтый, изумительный.

  • Багряный – красный густого, тёмного оттенка.

  • Лазурь – яркий светло-синий цвет.

  • Терем – на Руси дом в виде башни.

  • Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости.

Подумайте, что напомнил осенний лес поэту?

- Терем.

- Давайте прочитаем первые 4 строчки. (читает ученик)

- Какие слова были непонятны?

- У вас на партах лежат листочки со стихотворением, подчеркните сравнения в первых 4-х строчках.

- С чем сравнивает Бунин лес?

- С теремом.

Ребята, будьте внимательны. В конце урока скажем, из каких деревьев построен терем в этом стихотворении.

- Назовите эпитеты.

- Давайте прочитаем следующие 6 строчек.

- Как поэт изображает берёзы?

- Подберите синоним к слову: лазурь-светло-синий цвет

- С чем сравнивает ёлочки? Подчеркните.

- Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (клёны)

-Что между ними синеют? (просветы)

- А что это такое?

- Подчеркните сравнение.

- Почему Бунин говорит «оконца», а не окна?

- Поэт не только использует краски в описании осени, но он обращает наше внимание на запахи.

- Зачитайте, чем пахнет лес у Бунина.

- Прочитайте следующие 2 строчки.

- Почему слово «Осень» написано с большой буквы?

- С кем сравнивает её поэт? Подчеркните.

- Кто такая вдова?

- Как понимаете строки «… тихою вдовой вступает в терем свой»

- Какой приём использует автор? (олицетворение)

- Прочитайте следующие 4 строчки.

- Где оказался автор?

- Что он увидел здесь?

- А когда осенью бывает много паутины?

- Найдите сравнения в этом отрывке.

- Давайте прочтём, кого ещё увидел Бунин на поляне.

- Кто такой мотылёк?

- Какое сравнение придумал для него автор?

- Какие слова помогают поэту показать, что в лесу тишина? Зачитайте.

- А почему о тишине автор говорит, что она «мёртвая».

- Автор повторяет слово сегодня, почему?

- Автор хотел сказать, что было очень светло и очень тихо. Только сегодня мы можем видеть красоту осеннего леса. Завтра может все исчезнуть.

- Скажите, ребята, почему же автор использовал эпитеты, сравнения, олицетворения в стихотворении?

- Чтобы мы ярче представили картину осеннего леса. Из чего же построен терем И. Бунина?

- Из каких деревьев?

- Из берез, ёлочек, кленов, дубов и сосен.

- Какое впечатление создаёт это стихотворение?

- Создаётся впечатление, что сами находимся в осеннем лесу и ощущаем все запахи осени.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Мне стихотворение понравилось. Оно красивое, живое, яркое. Услышав его, поднимается настроение.

- Мы прочитали стихотворение, а теперь подумайте и скажите, о чем это стихотворение?

- О красоте осенней природы. Под пером автора лес ожил и наполнился красками.

- Какова главная мысль?

- Всё проходит, всё умирает, даже осенняя красота не вечна. (Автор учит нас любить, ценить природу, наслаждаться её красотой).

5. Физкультминутка

6. Работа над выразительностью (чтение стихотворения)

- Какое настроение вы передадите при чтении? Почему?

- Как будем читать стихотворение?

- Спокойно, с восхищением.

7. Домашнее задание

1. Выучить отрывок до слов «И осень тихою вдовой…»

2. Подготовить выразительное чтение.

8. Итог урока. Рефлексия.

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Что хотел сказать Бунин своим читателям?

- У вас на столах лежат 2 кленовых листочка: красный и жёлтый. Если на уроке вам было всё понятно, интересно, поднимите красный листок. Если были трудности - жёлтый.

- Сейчас попрошу всех выйти к доске с листочками. У нас тоже сегодня будет свой листопад. Подбросьте вверх свои кленовые листья.

7