Конспект урока
Класс: 4
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Средства художественной выразительности в стихотворении И.А.Бунина «Листопад»
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Листопад».
Задачи:
- развивать умение анализировать стихотворение о природе;
- развивать речь, память, мышление, воображение;
- воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.
Оборудование: учебник литературного чтения Л.Ф. Климановой, 4 класс; презентация с фрагментами урока; кленовые листочки.
Ход урока
1. Орг.момент.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Улыбнитесь друг другу и тихонечко садитесь.
2. Введение в тему.
Художница взмахнула кистью,
Жёлтым окрасила лёгкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пёстрых узорчатых листьев клёна
Ковёр расстелила на фоне зелёном.
- О какой «художнице» идёт речь?
- Посмотрите на доску и прочитайте стихотворение. Какое слово пропущено.
Вот и осень наступила,
Вслед за летом,точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок
Листья стайками летят
В нашем парке……(листопад)
Листопад – опадение листьев у деревьев, кустарников. Осенний листопад.
3.Сообщение темы урока.
- Сегодня на дворе хмурый день. Ещё вчера лил дождь. Под ногами грязь и слякоть. На деревьях листья опали. А мы с вами вернёмся в пору золотой осени.
- Сегодня на уроке читаем стихотворение И. Бунина «Листопад». Будем учиться находить средства художественной выразительности, которые автор использует для описания леса?
- Средства художественной выразительности, с которыми сегодня работаем:
эпитет, сравнение, олицетворение. (Словарная работа)
Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей
выразительности.
Пример:
Под ледяной своей корой
Ручей немеет. (Баратынский Е.А.)
- Эпитеты используются для передачи чувств, настроения, через них автор передает свое отношение к происходящему.
Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Примеры:
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души. (Никитин И.С.)
Олицетворение - воплощение чего - нибудь в образе живого существа.
Пример:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит…. (Тютчев Ф.И.)
Послушайте стихотворение И.А.Бунина «Листопад»
(Чтение стихотворения учителем)
- Что вы представили?
- Осень, осенний листопад.
- Автором этих замечательных строк является Иван Алексеевич Бунин.
(На доске тема урока и портрет Бунина)
4. Работа по теме урока.
И.А.Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалёку от Ельца. Он провёл их вместе с крестьянскими детьми из ближних деревень. Он рассказывал товарищам сказку про аленький цветочек, которую сам только что услышал – то ли от матери, то ли от няньки.
Бунин начал писать стихи ещё в гимназии. Он писал их почти до конца своей долгой, трудной жизни (он умер в Париже 8 ноября 1953 года.) Большинство его стихов адресовано взрослому читателю. Но есть и такие, которые Бунин печатал для детей.
- Прочитайте ещё раз стихотворении самостоятельно.
(Словарная работа)
- Ребята, в стихотворении вам встретились незнакомые слова, давайте узнаем их значение:
Завороженный – очарованный, околдованный.
Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.
Золотой – жёлтый, изумительный.
Багряный – красный густого, тёмного оттенка.
Лазурь – яркий светло-синий цвет.
Терем – на Руси дом в виде башни.
Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости.
Подумайте, что напомнил осенний лес поэту?
- Терем.
- Давайте прочитаем первые 4 строчки. (читает ученик)
- Какие слова были непонятны?
- У вас на партах лежат листочки со стихотворением, подчеркните сравнения в первых 4-х строчках.
- С чем сравнивает Бунин лес?
- С теремом.
Ребята, будьте внимательны. В конце урока скажем, из каких деревьев построен терем в этом стихотворении.
- Назовите эпитеты.
- Давайте прочитаем следующие 6 строчек.
- Как поэт изображает берёзы?
- Подберите синоним к слову: лазурь-светло-синий цвет
- С чем сравнивает ёлочки? Подчеркните.
- Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (клёны)
-Что между ними синеют? (просветы)
- А что это такое?
- Подчеркните сравнение.
- Почему Бунин говорит «оконца», а не окна?
- Поэт не только использует краски в описании осени, но он обращает наше внимание на запахи.
- Зачитайте, чем пахнет лес у Бунина.
- Прочитайте следующие 2 строчки.
- Почему слово «Осень» написано с большой буквы?
- С кем сравнивает её поэт? Подчеркните.
- Кто такая вдова?
- Как понимаете строки «… тихою вдовой вступает в терем свой»
- Какой приём использует автор? (олицетворение)
- Прочитайте следующие 4 строчки.
- Где оказался автор?
- Что он увидел здесь?
- А когда осенью бывает много паутины?
- Найдите сравнения в этом отрывке.
- Давайте прочтём, кого ещё увидел Бунин на поляне.
- Кто такой мотылёк?
- Какое сравнение придумал для него автор?
- Какие слова помогают поэту показать, что в лесу тишина? Зачитайте.
- А почему о тишине автор говорит, что она «мёртвая».
- Автор повторяет слово сегодня, почему?
- Автор хотел сказать, что было очень светло и очень тихо. Только сегодня мы можем видеть красоту осеннего леса. Завтра может все исчезнуть.
- Скажите, ребята, почему же автор использовал эпитеты, сравнения, олицетворения в стихотворении?
- Чтобы мы ярче представили картину осеннего леса. Из чего же построен терем И. Бунина?
- Из каких деревьев?
- Из берез, ёлочек, кленов, дубов и сосен.
- Какое впечатление создаёт это стихотворение?
- Создаётся впечатление, что сами находимся в осеннем лесу и ощущаем все запахи осени.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Мне стихотворение понравилось. Оно красивое, живое, яркое. Услышав его, поднимается настроение.
- Мы прочитали стихотворение, а теперь подумайте и скажите, о чем это стихотворение?
- О красоте осенней природы. Под пером автора лес ожил и наполнился красками.
- Какова главная мысль?
- Всё проходит, всё умирает, даже осенняя красота не вечна. (Автор учит нас любить, ценить природу, наслаждаться её красотой).
5. Физкультминутка
6. Работа над выразительностью (чтение стихотворения)
- Какое настроение вы передадите при чтении? Почему?
- Как будем читать стихотворение?
- Спокойно, с восхищением.
7. Домашнее задание
1. Выучить отрывок до слов «И осень тихою вдовой…»
2. Подготовить выразительное чтение.
8. Итог урока. Рефлексия.
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Что хотел сказать Бунин своим читателям?
- У вас на столах лежат 2 кленовых листочка: красный и жёлтый. Если на уроке вам было всё понятно, интересно, поднимите красный листок. Если были трудности - жёлтый.
- Сейчас попрошу всех выйти к доске с листочками. У нас тоже сегодня будет свой листопад. Подбросьте вверх свои кленовые листья.
7