Цель фрагмента урока: Создать условия для ознакомления с таблицей умножения и деления с числом 7.
Для учителя: учебник «математика», 3 класс, 1 часть, УМК «Школа России», Моро М.И. и др.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (ф, и, п, г) | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (п -познавательные, р - регулятивые, к – коммуникативные) | Личностные |
1.Мотивация учебной деятельности (2 минуты) Задача: Мотивация учащихся | - Здравствуйте, ребята. - Обратите внимание на свое рабочее место, все ли у вас готово к уроку. Пенал, учебник, рабочая тетрадь. - Сейчас я предлагаю вам обратить внимание на пословицу, закрепленную на доске «Чтобы построить здание – надо иметь знание». - Кто прочитает ее всему классу? - Как вы поняли эту пословицу? - Верно, в этой пословице говорится о том, чтобы мы могли что-то создавать новое нам нужно учиться и получать знания для достижения наилучшего результата. - Я желаю вам сегодня пополнить свой багаж знаний для того, чтобы создавать что-то новое и полезное. Я хочу, чтобы вы сегодня хорошо работали, верно рассуждали, доказывали, чтобы ваши знания разложились по полочкам. | Приветствуют учителя. Принимают участие в размышлении над смыслом пословицы. | Ф | | Умеют строить высказывания и умозаключения в устной форме (К); | Мотивация учебной деятельности на личностно значимом уровне; |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения (10 минут) Задача: Готовность мышления и осознания потребности к получению новой информации | - А чтобы вы хорошо работали, нам нужно начать урок с разминки для ума. Первая часть разминки будет – каллиграфия. - Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. Выполните показ, записанный учителем. - Запишите данное число до конца строки, оставляя в конце одну клетку. - Начертите на полях шкалу оценивания. Поставьте крестик в самом верху, если вы все цифры написали аккуратно и правильно, посередине, если некоторые цифры у вас получились неаккуратными и в самом низу, если ни одна цифра не была написана правильно. - Подчеркните цифры, которые написаны аккуратно. - С первой частью разминки мы справились, а значит можем перейти ко второй части. Это будет умственная разминка, которая состоит из двух заданий. Первое задание называется «магический квадрат». Кто мне скажет, что такое магический квадрат? На слайде представлен квадрат с числами. Вам нужно дописать недостающие цифры так, чтобы сумма чисел по вертикали, горизонтали и диагонали составляла 15. Начертите квадрат со сторонами 6 см у себя в тетради и попробуйте заполнить пропуски. У кого получилось, кто хочет выйти и попробовать объснить? Посмотрите на доску, вам нужно решить следующие выражения: 6*7 (42); 6*8 (48); 54:6 (9); 7*8 (56); 4*4 (16); 7.8(56) 7.7(49) 49:7(7) 7.9(63) 56:7(8) . Запишите выражения в два столбика, как на слайде. Подчеркните карандашом выражения, которые у вас вызовут затруднение. Сравните свои ответы с ответами на слайде. - Ребята, поднимите руку у кого все верно получилось. В каком выражении у вас возникли трудности? Как вы думаете, каких же знаний нам не достает, чтобы решить данные выражения? | Слушают учителя. Записывают число Решают выражения. Выполняют самооценку своей деятельности | Ф | Умеют решать выражения на знание таблицы умножения и деления. | Умеют применять ранее полученные знания при работе на уроке (Р) | Уважительное отношение друг к другу в парной деятельности |
3.Построение проекта выхода из затруднения (3 минуты) Задача: Создание условий для формулировки цели и темы урока. | - Предположите, какая же тема нашего урока? (таблица умножения и деления на 7) - Какую цель для себя вы поставите на уроке? Я обобщила ваши предложения и у меня получилась следующая цель. (составить таблицу умножения и деления с числом 7) - Ребята, наш сегодняшний урок состоит из нескольких пунктов плана: Повторяю Узнаю Тренируюсь Делаю вывод - Какой пункт мы уже выполнили? К какому мы переходим? | Слушают учителя. Высказывают свои мнения по поводу цели и темы урока. | Ф | | Ставят учебную задачу и сохраняют ее на протяжении всего урока (Р) Умеют высказывать свое мнение (К) | Умеют выбрать из представленного материала лично значимый для каждого |
4.Реализация построенного проекта (10 минут) Задача: Постановка цели учебной деятельности и выбор способов её реализации | - Откройте 48 страницу учебника и посмотрите на рисунок, расположенный вверху. Какая закономерность следует в нижнем числовом ряду? (увеличиваются на 7). По сколько кругов в квадратах (по 7). Подумайте, как связаны между собой верхний ряд чисел и квадраты с кругами? (Верхний ряд чисел показывает сколько у нас квадратов). Как мы получаем нижнее число? (для того, чтобы получить нижнее число нам нужно взять по 7 столько-то раз,). Чтобы получить число 7, что нужно сделать? (взять по 7 один раз). Чтобы получить число 14, что нам нужно сделать? (взять по 7 два раза). Чтобы…Чтобы получить число 42, что нужно сделать? (взять по 7 шесть раз). Ребята, а знакомы ли вам уже такие случаи умножения? Нужно ли нам записывать эти выражения в таблицу умножения? Почему? - У вас на столах лежат карточки, пододвиньте их к себе ближе. - Каких выражений там нет, почему? (Мы их знаем) - Работаем над первым столбиком. Как мы можем найти произведение чисел 7 и 7? (Заменить умножение сложением). - Как еще? (7*6+7=49) - Как будет увеличиваться произведение? (Каждый раз увеличивается на 7.) - Найдите значение выражений в первом столбике самостоятельно. Проверка. - Какое правило применили во втором столбике? (от перестановки множителей …) - Кто продиктует, что мы запишем во втором столбике? Запишите второй столбик. Проверка. - Какое правило используем в 3-м столбике? (Если произведение разделить на 2-й множитель, то получится 1-й множитель). - Кто продиктует, что мы запишем в третьем столбике? (49:7 = 7). Запишите третий столбик. Проверка. - Какое правило используем в 4-м столбике? (Если произведение разделить на 1-й множитель, то получится 2-й множитель). Запишите четвертый столбик. Далее по аналогии. - Ребята, мы выполнили пункт плана «узнаю». Давайте подведем его итог. Что мы сделали? Какую установку мы дадим себе домой? - Ребята, мы составили с вами таблицу умножения и деления с числом 7. Но кто же мне скажет нужно ли нам запомнить эту таблицу умножения? Для чего нам нужно знать таблицу умножения? - Да, ребята, я с вами согласна. Таблица умножения – это фундамент математики, без нее вы не сможете дальше осваивать такую науку, как математика и освоить разные интересные профессии, если не выучите таблицу умножения. Таблица умножения так же развивает математическое мышление, увеличивает скорость мышления. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Ф | Умеют составлять таблицу умножения и деления | Умеют высказывать свое мнение (К) | Умеют выбрать из представленного материала лично значимый для каждого |
5.Первичная проверка понимания (5 минут) Задача: Создать условия для проверки понимания нового материала | - Ребята, к какому этапу нашего плана мы переходим? (тренируюсь) - Теперь я предлагаю применить полученные знания на практике. Для этого откройте учебник на 48 странице и посмотрите на 1 номер. Что нам нужно сделать? Кто хочет решить первые два выражения с комментированием у доски и получить оценку? Остальные работают у себя в тетрадях. - Молодец, ты верно решил выражения. Но тебе нужно еще поработать на уроке и правильно отвечать, чтобы получить хорошую отметку. Молодец, ты верно решил выражения и получаешь оценку «5». Ты правильно решил выражения, но допустил оценку, поэтому получаешь оценку «4». - Кто хочет решить следующие два выражения? - Кто хочет решить 3 выражение? 4? 7*8 = 56 63:7 = 9 4*6:8 = 3 (55-7):6 = 8 7*7 = 49 56:8 = 7 54:6*5 = 45 28:(32-25) = 4 - Вы все молодцы. А теперь переходим ко второму номеру. Почитайте задачу в слух. «На стоянке было 15 грузовых машин, легковых на 25 машин больше, чем грузовых, а мотоциклов в 5 раз меньше, чем легковых машин. Сколько мотоциклов было на стоянке?» Этапы работы над задачей: 1этап. Восприятие и анализ содержания задачи. - Опишите ситуацию, не называя чисел. - О чем говорится в задаче? - Что известно в задаче? - Что в задаче неизвестно? - Что требуется найти? - На слайде представлено краткое условие задачи. Заполните пропуски. - Что значит на 25 машин больше? (значит столько же, сколько и грузовых, да еще 25) - Что значит в 5 раз меньше мотоциклов? (значит количество легковых машин нужно разделить на 5 равных частей и взять столько, сколько в одной части) - Просигнальте согласие или не согласие. 2 этап. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения. Зная, сколько было грузовых машин и на сколько легковых машин больше, что можно найти? (Сколько было легковых машин) Каким действием? (Сложением.) Почему сложением? Зная, сколько было легковых машин и во сколько раз меньше мотоциклов, что можно найти? (Сколько всего мотоциклов) Каким действием? (Делением.) Почему делением? 3 этап. Осуществление плана решения задачи и запись решения. - Во сколько действий задача? Что находим первым действием? Вторым? ( Задача решается в два действия. Первым действием находим количество легковых машин. Вторым действием находим количество мотоциклов) 1) 15 + 25 2) ?: 5 ? - Кто запишет первое действие у доски? Второе? - Какой ответ получается? 4 этап. Проверка решения задачи. - Молодцы, мы справились задачей, а теперь нужно немного отдохнуть. Встаньте возле своих рабочих мест. | Работают в тетрадях и у доски | Ф, И. П | Умеют применять ранее полученные знания. Умеют решать задачи. | Умеют осуществлять контроль своих действий (Р) Умеют оценивать свою деятельность и деятельность других (Р) | Принимать активное участие в учебной деятельности |
6.Физминутка | А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | | | | | |
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 минут) Задача: Создать условия для применения приобретенных знаний и умений | - Ребята, какой пункт плана мы с вами уже выполнили? Что мы тренировались делать? А к какому переходим? - Сейчас я предлагаю поработать и повторить таблицу умножения. У вас на столах лежат карточки с сундучками. Вам нужно соединить выражение с ответом. Приступайте к выполнению. - Давайте проверим на слайде. Если вы все соединили верно, то поставьте «+», если нет, то поставьте «-«. | Работают у доски и в тетрадях | Ф, П | Умеют работать в парах | Умеют осуществлять контроль своих действий (Р) Умеют оценивать свою деятельность и деятельность других (Р) | Принимать активное участие в учебной деятельности |
8.Рефлексия ( 2 минуты) Задача: Анализ и оценка успешности достижения цели; | - Давайте вспомним цель нашего урока. Можно ли сказать, что мы ее достигли? Все ли было понятно? Если нет, то спросите сами у себя, над чем мне еще нужно поработать? - Кого бы вы похвалили сегодня на уроке и за что? - Откройте дневник и запишите домашнее задание: - Ребята, спасибо за урок, вы все хорошо сегодня поработали и сегодня мне бы хотелось поставить (имя) 5, потому что он(а) работала возле доски и правильно решал(а) примера, оценку 4 (имя), потому что он(а) решала задания, но допускала ошибки. - До свидания! | | | Умеют оценивать свою деятельность на уроке | Умеют высказывать свое мнение (К) Умение оценивать свою деятельность и деятельность других (Р) | Определить значимость полученных знаний на личностно значимом уровне |