Тема урока «Методы описания в биологии»
Цель
Научить применять теоретические знания на практике.
Побудить интерес к описательной деятельности.
Расширить представление учащихся о методе описания.
Воспитывать умение работать в группах
Задачи урока
Образовательная. Расширить знания учащихся о методе описания , об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы; обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Развивающая. Создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.
Воспитательная. Продолжить формирование культуры труда на основе ведения записей в тетради; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование
Натуральные объекты: листья деревьев.
Изобразительные пособия: иллюстрации в учебнике.
Вспомогательное оборудование: доска, учебник, линейка
Ход урока
I. Орг момент
- Здравствуйте, мои юные друзья!
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
II. Актуализация опорных знаний
- Ребята, о чем вы узнали на прошлом уроке? Ответы учащихся.
- Вспомним изученный материал.
Индивидуальная работа: 5 учащихся приглашаются работать по карточкам. Приложение 1.
Фронтальная работа:
1. Что такое метод? Какие методы мы знаем?
2. Назовите признаки живой природы.
3. Чем наблюдение отличается от эксперимента?
III. Мотивация и целеполагание
- Ребята, вы теперь хорошо знаете, метод наблюдения и метод эксперимент. Как интересно изучать природу! Но необходимо знать, как это правильно делать. Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый.
- Сегодня на уроке нам предстоит узнать, про метод описание, как он используются для изучения объектов живой природы.
- Итак, тема урока: «Метод описания в биологии».
Запись числа и темы в тетрадь.
IV. Изложение нового материала
Наблюдатель может следить за объектом без технических приспособлений. Например, наблюдение за поведением земляных ос. Чаще всего ученые используют специальное оборудование. Приборы могут быть простые: бинокль, очки ночного видения и т. д. В лабораториях чаще пользуются более сложными приборами, например, микроскопом. Объектом наблюдения может быть не только непосредственно организм или явление, но и результаты определенных действий. Например, изменение концентрации лейкоцитов в крови.
Описательный метод базируется не на рассеянном наблюдении, а на конкретном. То есть, перед наблюдателем стоит определенная цель, и он не может отвлекаться на посторонние факторы. Для успешного результата перед наблюдением требуется оценка задачи, разработка правильной стратегии и выбор необходимых технических средств. Кроме того, важную роль играет опыт наблюдателя, его собранность и аккуратность.
В процессе наблюдения все данные тщательно фиксируются и описываются. Описание может быть как числовым или буквенным, так и при помощи схем или рисунков.
На факты, полученные в процессе наблюдения, оказывает влияние большое число факторов. Например, место и время события или личный опыт наблюдателя. Поэтому после описания факта нужно подтвердить его экспериментально.
Сущность метода: запись собранных сведений об объектах.
- О каком еще одном методе вы узнали? В чем его сущность?
V. Физкультминутка Слайд 9.
- А теперь немного отдохнем.
Учащиеся встают.
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! (Учащиеся машут руками).
Теперь в океане дельфином плывете. (Учащиеся совершают плавательные движения).
Теперь в саду яблоки спелые рвете. (Учащиеся поднимают руки вверх).
Налево, направо, вокруг посмотрели. (Поворот туловища).
Открыли глаза, и снова за дело!
VI. Практическая работа
- А сейчас мы посмотрим на нашу луковицу, которую мы посадили в стакан 2 недели тому назад, попробуем применить метод описания к нему, на практике.(работа по группам)
VII. Подведение итогов
- Итак, давайте подведем итоги.
О каком методе изучения природы вы узнали сегодня на уроке?
Что вам больше всего понравилось?
А что вам трудно далось?
VIII. Домашнее задание
Решите задачу.
Две белочки грызут орехи с разной скоростью. Экспериментально установлено, что первая белка сгрызает один орех за 5 секунд, а вторая – орех такого же размера – за 7,5 секунд. Рассчитайте, на сколько больше времени потратит вторая белка по сравнению с первой, если им дать по 3 ореха.
Приложение 1
Работа по карточкам (индивидуально)
Ф.И _________________________________________________
1. В приведенном ниже списке выберите и подчеркните одной чертой природные тела, двумя – природные явления.
Гроза, пень, снегопад, холм, радуга, бабочка, восход солнца, дуб, распускание листьев, туман
2.Установите соответствие между естественными науками и объектами их изучения. Соедините прямыми линиями соответствующие строки.
Астрономия живая природа
Физика вещества
Химия земная поверхность
Биология небесные тела
География явления природы
3. 2) Выберите из списка и подчеркните только ту информацию, которая получена путем измерений.
1)Птицы строят гнезда весной.
2)Сахар лучше растворяется в горячей воде, чем в холодной.
3)Рога лося достигают полутора метров в размахе.
4)Дождевые черви питаются перегноем.
5)Длина тела соболя достигает 56 см.
6)При отсутствии полива комнатные растения погибают.
7)Гепард может бежать со скоростью 110 км/ч.
8)У зверей, живущих в холодном климате, развит густой подшерсток.