СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Метод описания в биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

метод описания в биологии

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Метод описания в биологии"»

Тема урока «Методы описания в биологии»

Цель

  • Научить применять теоретические знания на практике.

  • Побудить интерес к описательной деятельности.

  • Расширить представление учащихся о методе описания. 

  • Воспитывать умение работать в группах

Задачи урока

Образовательная. Расширить знания учащихся о методе описания , об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы; обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.

Развивающая. Создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.

Воспитательная. Продолжить формирование культуры труда на основе ведения записей в тетради; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование

Натуральные объекты: листья деревьев.

Изобразительные пособия: иллюстрации в учебнике.

Вспомогательное оборудование: доска, учебник, линейка


Ход урока

I. Орг момент

- Здравствуйте, мои юные друзья!

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

II. Актуализация опорных знаний

- Ребята, о чем вы узнали на прошлом уроке? Ответы учащихся.

- Вспомним изученный материал.

Индивидуальная работа: 5 учащихся приглашаются работать по карточкам. Приложение 1.

Фронтальная работа:

1. Что такое метод? Какие методы мы знаем?

2. Назовите признаки живой природы.

3. Чем наблюдение отличается от эксперимента?

III. Мотивация и целеполагание

- Ребята, вы теперь хорошо знаете, метод наблюдения и метод эксперимент. Как интересно изучать природу! Но необходимо знать, как это правильно делать. Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый.

- Сегодня на уроке нам предстоит узнать, про метод описание, как он используются для изучения объектов живой природы.

- Итак, тема урока: «Метод описания в биологии».

Запись числа и темы в тетрадь.

IV. Изложение нового материала

Наблюдатель может следить за объектом без технических приспособлений. Например, наблюдение за поведением земляных ос. Чаще всего ученые используют специальное оборудование. Приборы могут быть простые: бинокль, очки ночного видения и т. д. В лабораториях чаще пользуются более сложными приборами, например, микроскопом. Объектом наблюдения может быть не только непосредственно организм или явление, но и результаты определенных действий. Например, изменение концентрации лейкоцитов в крови.

Описательный метод базируется не на рассеянном наблюдении, а на конкретном. То есть, перед наблюдателем стоит определенная цель, и он не может отвлекаться на посторонние факторы. Для успешного результата перед наблюдением требуется оценка задачи, разработка правильной стратегии и выбор необходимых технических средств. Кроме того, важную роль играет опыт наблюдателя, его собранность и аккуратность.

В процессе наблюдения все данные тщательно фиксируются и описываются. Описание может быть как числовым или буквенным, так и при помощи схем или рисунков.

На факты, полученные в процессе наблюдения, оказывает влияние большое число факторов. Например, место и время события или личный опыт наблюдателя. Поэтому после описания факта нужно подтвердить его экспериментально.


Сущность метода: запись собранных сведений об объектах.

- О каком еще одном методе вы узнали? В чем его сущность?

V. Физкультминутка Слайд 9.

- А теперь немного отдохнем.

Учащиеся встают.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! (Учащиеся машут руками).

Теперь в океане дельфином плывете. (Учащиеся совершают плавательные движения).

Теперь в саду яблоки спелые рвете. (Учащиеся поднимают руки вверх).

Налево, направо, вокруг посмотрели. (Поворот туловища).

Открыли глаза, и снова за дело!

VI. Практическая работа

- А сейчас мы посмотрим на нашу луковицу, которую мы посадили в стакан 2 недели тому назад, попробуем применить метод описания к нему, на практике.(работа по группам)

VII. Подведение итогов

- Итак, давайте подведем итоги.

О каком методе изучения природы вы узнали сегодня на уроке?

Что вам больше всего понравилось?

А что вам трудно далось?

VIII. Домашнее задание

Решите задачу.

Две белочки грызут орехи с разной скоростью. Экспериментально установлено, что первая белка сгрызает один орех за 5 секунд, а вторая – орех такого же размера – за 7,5 секунд. Рассчитайте, на сколько больше времени потратит вторая белка по сравнению с первой, если им дать по 3 ореха.



Приложение 1

Работа по карточкам (индивидуально)

Ф.И _________________________________________________

1. В приведенном ниже списке выберите и подчеркните одной чертой природные тела, двумя – природные явления.

Гроза, пень, снегопад, холм, радуга, бабочка, восход солнца, дуб, распускание листьев, туман


2.Установите соответствие между естественными науками и объектами их изучения. Соедините прямыми линиями соответствующие строки.

Астрономия живая природа

Физика вещества

Химия земная поверхность

Биология небесные тела

География явления природы


3. 2) Выберите из списка и подчеркните только ту информацию, которая получена путем измерений.

1)Птицы строят гнезда весной.

2)Сахар лучше растворяется в горячей воде, чем в холодной.

3)Рога лося достигают полутора метров в размахе.

4)Дождевые черви питаются перегноем.

5)Длина тела соболя достигает 56 см.

6)При отсутствии полива комнатные растения погибают.

7)Гепард может бежать со скоростью 110 км/ч.

8)У зверей, живущих в холодном климате, развит густой подшерсток.