Пустыни
Цель: формировать у обучающихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром;
Развивать словесно-логическую память, коррегировать искажение представлений о жизни, природе, обществе;
Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру обучающихся, умение работать в парах, сотрудничать.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс Плешаков А.А., карта природных зон России, презентация по теме урока, карточки для работы в парах.
- Ход урока
- I. Организация класса.
- II. Актуализация опорных знаний.
- Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним природные зоны, с которыми познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в группах. Каждая группа получает карточку с текстами описаниями, прочитав которые, нужно определить о какой природной зоне идёт речь.
(Степь) - это природная зона, в которой растут разнообразные травянистые растения. Тюльпаны и ирисы цветут весной, а с наступлением летней жары надземные их части отмирают, в почве остаются луковицы. Ковыль и типчак переносят засуху благодаря узким листьям.
(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники.
(Лесная зона)- это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.
(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
Проверка.
- III. Сообщение темы и цели урока.
- 1. Игра «Кто, где живёт?»
– Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Посмотрите на доску, я условно разделила её на природные зоны, сейчас каждый подумает, мы обсудим, и разместим карточки с названием животных на той части доски, в какой зоне они обитают.
(В игре участвуют и карточки с названиями животных пустынь, но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).
– Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте, нет ли ошибок.
– Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?
– Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?
Почему вы так решили, обоснуйте?
– Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу, какой зоны мы будем сегодня изучать на уроке.
- Какой вы себе представляете пустыню?
- Если бы вы были художниками, какие краски взяли бы?
Я представляю её себе такой:
Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.
- Скажите, а какой ещё может быть пустыня? (Глиняной ,каменистой)
- Но мы сегодня будем изучать песчаную пустыню.
– Природу пустыни будем исследовать по плану:
Границы зоны.
Поверхность в пустыне.
Климат.
Растения. Животные.
Деятельность человека. Экологические проблемы.
- IV. Изучение нового материала. Работа с картой.
– Начнём изучать с границ. Посмотрите на карту и попробуйте определить границы зоны пустынь.
– В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору.
– Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо).
– Есть ли в пустыне зима? (Есть)
–– Каким цветом обозначают пустыни? Почему?
– Какую зону сменяет пустыня?
– Переходим к следующему пункту плана. Изучаем поверхность.
– Откройте учебники на стр.18-119. Прочитайте какова поверхность пустыни.
– Что такое бархан? А такыр?
(Барханы образуются при движении песков под действием ветра. Одна сторона их пологая, другая – крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая кустарники, колодцы. Но растения, оказавшись под песком , выпускают новые корни и продолжают расти . Барханы бывают высотой от 3 до 8 метров
Такыр-это ровная, сухая, твёрдная площадка без растений, которая при высыхании трескается. )
С какой природной зоной схожа поверхность пустыни, чем? (Арктическая пустыня)
Физкультминутка
По пустыне мы гуляли.
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели.
И нас всех лучи согрели.
- Какие климатические условия в пустыне?
– Верно ли утверждение: «Пустыня – мёртвая местность»?
– Пустыня… Слово-то, какое! Произошло от слова «пусто». Создаётся впечатление, что здесь ничего и никого нет. Но на самом деле это не так.
Какие же растения и животные можно встретить в пустыне? Ваши предположения.
–Как же животные и растения смогли приспособиться к жизни в таких тяжёлых условиях?
Можно ли только по внешним признакам догадаться, в какой природной зоне они обитают?
Попробуем охарактеризовать сначала растения, а потом животных прочитав текст учебника со слов (Одно из…. 4 абзац с.122)
– Выполним это задание с помощью плана.
1. Древесное или травянистое растение. | 1. Величина животного. |
2. Высота от поверхности земли. | 2. Окраска. |
3. Размер листьев. | 3. Дневной или ночной образ жизни. |
4. Особенности корня. | 4. Требовательность к пище и воде. |
(Учащиеся делают следующие выводы после обсуждения в группах: |
Корни глубоко ищут влагу. | Защитная окраска. |
Листья мелкие, меньше испарения. | Нетребовательны к пище, быстро бегают. |
Колючки. Низкие | Могут впадать в спячку, ночной. |
– Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в пустыне. Свой ответ обоснуйте.
У нас осталось 2 последних пункта плана, обратимся к учебнику с.123 и тогда мы легко разберёмся с ними.
Итак, какова же деятельность человека в пустыне?
(разведение полей, садов, виноградников, овец, верблюдов)
О каких экологических проблемах вы узнали?
(неумеренное орошение (поливать) приводит к накоплению соли в почвах; из-за неумеренного выпаса скота стало больше подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки; незаконная охота-браконьерство)
Как их можно решать? (заповедники, другие варианты.)
- V. Закрепление изученного материала.
- - Предлагаю выполнить задание, чтобы узнать, кто сегодня был внимателен.
- Возьмите в руки карандаш и ручку, если вы согласны с высказывание то поднимайте карандаш, если нет, то ручку.
Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
Зона пустынь сменяет зону степей. (+)
Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)
Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)
Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)
- Итог урока.
- Посмотрите ещё раз на план и скажите, мы ответили на все вопросы?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?
- Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос:
Чем пустыни в корне отличаются от всех других зон? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни.
Также как всегда выполнить задание в тетради по изученной теме.