СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира "Пустыни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит конспект урока  по программе А.А. Плешакова "Окружающий мир" 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Пустыни"»

Пустыни

Цель: формировать у обучающихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром;

Развивать словесно-логическую память, коррегировать искажение представлений о жизни, природе, обществе;

Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру обучающихся, умение работать в парах, сотрудничать.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс Плешаков А.А., карта природных зон России, презентация по теме урока, карточки для работы в парах.

    1. Ход урока
      1. I. Организация класса.
      2. II. Актуализация опорных знаний.

- Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним природные зоны, с которыми познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в группах. Каждая группа получает карточку с текстами описаниями, прочитав которые, нужно определить о какой природной зоне идёт речь.

(Степь) - это природная зона, в которой растут разнообразные травянистые растения. Тюльпаны и ирисы цветут весной, а с наступлением летней жары надземные их части отмирают, в почве остаются луковицы. Ковыль и типчак переносят засуху благодаря узким листьям.


(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники.

(Лесная зона)- это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.

(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

Проверка.

      1. III. Сообщение темы и цели урока.
      2. 1. Игра «Кто, где живёт?»

– Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Посмотрите на доску, я условно разделила её на природные зоны, сейчас каждый подумает, мы обсудим, и разместим карточки с названием животных на той части доски, в какой зоне они обитают.

(В игре участвуют и карточки с названиями животных пустынь, но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).

– Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте, нет ли ошибок.

– Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?

– Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?

Почему вы так решили, обоснуйте?

– Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу, какой зоны мы будем сегодня изучать на уроке.

- Какой вы себе представляете пустыню?

- Если бы вы были художниками, какие краски взяли бы?

Я представляю её себе такой:

Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.

- Скажите, а какой ещё может быть пустыня? (Глиняной ,каменистой)

- Но мы сегодня будем изучать песчаную пустыню.

– Природу пустыни будем исследовать по плану:

  1. Границы зоны.

  2. Поверхность в пустыне.

  3. Климат.

  4. Растения. Животные.

  5. Деятельность человека. Экологические проблемы.

      1. IV. Изучение нового материала. Работа с картой.

– Начнём изучать с границ. Посмотрите на карту и попробуйте определить границы зоны пустынь.

– В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору.

– Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо).

– Есть ли в пустыне зима? (Есть)

–– Каким цветом обозначают пустыни? Почему?

– Какую зону сменяет пустыня?

– Переходим к следующему пункту плана. Изучаем поверхность.

– Откройте учебники на стр.18-119. Прочитайте какова поверхность пустыни.

– Что такое бархан? А такыр?

  • Как образуются эти формы земной поверхности?

(Барханы образуются при движении песков под действием ветра. Одна сторона их пологая, другая – крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая кустарники, колодцы. Но растения, оказавшись под песком , выпускают новые корни и продолжают расти . Барханы бывают высотой от 3 до 8 метров

Такыр-это ровная, сухая, твёрдная площадка без растений, которая при высыхании трескается. )

С какой природной зоной схожа поверхность пустыни, чем? (Арктическая пустыня)

Физкультминутка

По пустыне мы гуляли.

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели.

И нас всех лучи согрели.

- Какие климатические условия в пустыне?

– Верно ли утверждение: «Пустыня – мёртвая местность»?

– Пустыня… Слово-то, какое! Произошло от слова «пусто». Создаётся впечатление, что здесь ничего и никого нет. Но на самом деле это не так.

Какие же растения и животные можно встретить в пустыне? Ваши предположения.

–Как же животные и растения смогли приспособиться к жизни в таких тяжёлых условиях?

  • Можно ли только по внешним признакам догадаться, в какой природной зоне они обитают?

  • Попробуем охарактеризовать сначала растения, а потом животных прочитав текст учебника со слов (Одно из…. 4 абзац с.122)

– Выполним это задание с помощью плана.

1. Древесное или травянистое растение.

1. Величина животного.

2. Высота от поверхности земли.

2. Окраска.

3. Размер листьев.

3. Дневной или ночной образ жизни.

4. Особенности корня.

4. Требовательность к пище и воде.

(Учащиеся делают следующие выводы после обсуждения в группах:

Корни глубоко ищут влагу.

Защитная окраска.

Листья мелкие, меньше испарения.

Нетребовательны к пище, быстро бегают.

Колючки. Низкие

Могут впадать в спячку, ночной.

– Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в пустыне. Свой ответ обоснуйте.

У нас осталось 2 последних пункта плана, обратимся к учебнику с.123 и тогда мы легко разберёмся с ними.

Итак, какова же деятельность человека в пустыне?

(разведение полей, садов, виноградников, овец, верблюдов)

О каких экологических проблемах вы узнали?

(неумеренное орошение (поливать) приводит к накоплению соли в почвах; из-за неумеренного выпаса скота стало больше подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки; незаконная охота-браконьерство)

Как их можно решать? (заповедники, другие варианты.)

      1. V. Закрепление изученного материала.
      2. - Предлагаю выполнить задание, чтобы узнать, кто сегодня был внимателен.
      3. Возьмите в руки карандаш и ручку, если вы согласны с высказывание то поднимайте карандаш, если нет, то ручку.
  1. Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)

  2. Зона пустынь сменяет зону степей. (+)

  3. Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)

  4. Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)

  5. Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)

  1. Итог урока.
      1. Посмотрите ещё раз на план и скажите, мы ответили на все вопросы?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

      1. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос:

Чем пустыни в корне отличаются от всех других зон? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни.

Также как всегда выполнить задание в тетради по изученной теме.