Конспект урока по чтению К. Г. Паустовский «Кот ворюга».
Цель: познакомить учащихся с творчеством К.Паустовского.
Задачи:
Познакомить учащихся с произведением К. Г. Паустовского «Кот ворюга».
Обучать выразительному чтению, пересказу, монологическому ответу на поставленные вопросы; развивать навыки работы с художественным текстом.
воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
иллюстрация к тексту,
портрет писателя,
аудиозапись по теме.
Ход урока.
Организационный момент
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь!
II. Артикуляционная гимнастика.
-Для того чтобы хорошо разговаривать на русском языке мы с вами сделаем артикуляционное упражнение. Сначала внимательно послушайте меня, а затем вместе повторим.
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
III. Подготовка к восприятию.
На доске портреты писателей (А.С.Пушкина, К.Г. Паустовского).
- Кто это?
- Это известный русский писатель К.Г.Паустовский.
Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии.
К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок. Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах.
-У него есть много рассказов. Например, такие как «Заячьи лапы», «Золотая роза».
- А сейчас отгадайте загадку. Отгадав, её вы узнаете, о чём будет идти речь в произведении, с которым мы познакомимся сегодня.
У него четыре лапки,
Лапки - цап-царапки,
Пара чутких ушей,
Он - гроза мышей!(Кот)
И сегодня мы с вами познакомимся с его рассказом, который называется «Кот ворюга».
-Поднимите руку, у кого дома есть кот или кошка?
-Как он у вас появился?
-Какие чувства возникают у вас, когда вы видите своего питомца?
-Вот сегодня мы с вами и узнаем, почему автор назвал своё произведение именно так.
Добро всегда добром возвращается.
-Как вы понимаете эту пословицу? Прочитав этот рассказ, мы с вами узнаем, правда ли это.
IV. Первичное восприятие .
-Откройте учебник на стр. 96.
Лексическая работа с незнакомыми словами. Но прежде чем мы начнем читать , давайте разберем непонятные слова , которые встретятся в тексте.
1)Найди синонимы к словам: БЕСCТРАШИЕ, ОТЧАЯНИЕ, ОПАСАТЬСЯ, ЦЕПЛЯТЬСЯ.
2)Какие значения может иметь слово ЗАБРОСИТЬ?
3)Кукан-сетка для хранения пойманной рыбы.
4) Тесовая- сделанная из теса (тонких досок)
5) Босяцкие- хулиганские, грубые.
6) Голенастый- с длинными тонкими ногами.
-А как вы понимаете рисунок на стр. 96?
-Ребята, сначала мы с вами послушаем по аудиозаписи этот рассказ.
-О чём этот рассказ?
- Назовите героев рассказа. (Автор, Кот-ворюга, Рувим, Ленька, Петух и куры).
-И так давайте перейдем к чтению рассказа. Первую часть прочитаем по цепочке. Внимательно следите по учебнику
Ребята, мы прочитали 1 часть и познакомились с главным героем этого рассказа. Какой он? (Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе. Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома.)
Физкультминутка .
Все захлопали в ладоши
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки-
Громче и быстрей!
По коле ночкам ударим-
Тише! Тише! Тише!
Ручки, ручки поднимаем -
Выше! Выше! Выше!
Завертелись наши ручки;
Снова опустились
Мы на месте покружились
И остановились.
V . Анализ произведения.
-Что мы узнали о коте из 1 части? Найдите в тексте его описание.
( Кот, у которого разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза.)
- О каких поступках узнали? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)
Какой вывод из всего сказанного мы можем сделать?
( Он описан как хулиган, боец).
-Какие чувства вызывает кот?( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)
- Как автор называет кота?( бродяга и бандит, ворюга)
- Что означает слово вор?( это , тот кто крадёт)
-А ворюга? ( так говорят презрительно о том, кто совершает кражи).
VI . Обобщение изученного.
- А хотите ли вы узнать, что было дальше?
- Выразительное чтение текста “цепочкой” 2 части.
Почему кот перестал воровать?
- Кем теперь стал кот?
- Как стали его называть? Почему?
- Будет ли он теперь воровать?
- Почему кот стал следить за порядком во дворе?
Кот сначала (что делал)? Воровал (затем он…)Попался (что с ним сделали)?Накормили (как он себя повёл)?
Кошки, как и другие животные, когда-то были дикими. Несмотря на то, что кошки научилась жить рядом с человеком, они обладают независимым характером, любят свободу и не терпят принуждения. Но в некоторых случаях кошка остаётся бездомной, и человек приходит ей на помощь.
Так, какой же кот? ( В начале мы кота представляли бандитом, вором, но оказывается кот очень добрый и милый. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Кот был никому не нужен. Но когда его накормили приютили, он ответил добротой.
Главная идея этого произведения- добро всегда добром возвращается.
Упражнение 3, стр.101.
Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении?
( Пейзаж-описание природы)
Что в рассказе Паустовского является пейзажем?
(В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома.)
Какой литературный приём использует Паустовский, описывая поведение кота? («выл, как подземный дух»)
Олицетворение – один из художественных приёмов: свойства живого переносятся на неодушевлённые предметы т.е на неживое.
Каким был этот вой, какие чувства он вызывал, почему?.( Этот вой страшный зловещный, тем самым кот даёт понять, что никто с ним не справиться.)
VII. Итоги урока.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Почему автор назвал своё произведение “Кот-ворюга”?
- Какова главная мысль этого произведения?
- Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:
Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.
VIII. Домашнее задание
Упражнение 4 (б) на странице 101.