СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по чтению во 2 классе на тему: «Кот ворюга» К. Г. Паустовский.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению во 2 классе на тему: «Кот ворюга» К. Г. Паустовский.»

Конспект урока по чтению К. Г. Паустовский «Кот ворюга».

Цель: познакомить учащихся с творчеством К.Паустовского.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с произведением К. Г. Паустовского «Кот ворюга».

  2. Обучать выразительному чтению, пересказу, монологическому ответу на поставленные вопросы; развивать навыки работы с художественным текстом.

  3. воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  • иллюстрация к тексту,

  • портрет писателя,

  • аудиозапись по теме.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь!

II. Артикуляционная гимнастика.

-Для того чтобы хорошо разговаривать на русском языке мы с вами сделаем артикуляционное упражнение. Сначала внимательно послушайте меня, а затем вместе повторим.

Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

III. Подготовка к восприятию.

На доске портреты писателей (А.С.Пушкина, К.Г. Паустовского).

- Кто это?

- Это известный русский писатель К.Г.Паустовский.

Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии.

К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок. Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах.

-У него есть много рассказов. Например, такие как «Заячьи лапы», «Золотая роза».

- А сейчас отгадайте загадку. Отгадав, её вы узнаете, о чём будет идти речь в произведении, с которым мы познакомимся сегодня.

У него четыре лапки,
Лапки - цап-царапки,
Пара чутких ушей,
Он - гроза мышей!(Кот)

И сегодня мы с вами познакомимся с его рассказом, который называется «Кот ворюга».

-Поднимите руку, у кого дома есть кот или кошка?

-Как он у вас появился?

-Какие чувства возникают у вас, когда вы видите своего питомца?

-Вот сегодня мы с вами и узнаем, почему автор назвал своё произведение именно так.


Добро всегда добром возвращается.

-Как вы понимаете эту пословицу? Прочитав этот рассказ, мы с вами узнаем, правда ли это.

IV. Первичное восприятие .

-Откройте учебник на стр. 96.

Лексическая работа с незнакомыми словами. Но прежде чем мы начнем читать , давайте разберем непонятные слова , которые встретятся в тексте.

1)Найди синонимы к словам: БЕСCТРАШИЕ, ОТЧАЯНИЕ, ОПАСАТЬСЯ, ЦЕПЛЯТЬСЯ.

2)Какие значения может иметь слово ЗАБРОСИТЬ?

3)Кукан-сетка для хранения пойманной рыбы.

4) Тесовая- сделанная из теса (тонких досок)

5) Босяцкие- хулиганские, грубые.

6) Голенастый- с длинными тонкими ногами.

-А как вы понимаете рисунок на стр. 96?


-Ребята, сначала мы с вами послушаем по аудиозаписи этот рассказ.

-О чём этот рассказ?

- Назовите героев рассказа. (Автор, Кот-ворюга, Рувим, Ленька, Петух и куры).

-И так давайте перейдем к чтению рассказа. Первую часть прочитаем по цепочке. Внимательно следите по учебнику

Ребята, мы прочитали 1 часть и познакомились с главным героем этого рассказа. Какой он? (Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе. Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома.)

Физкультминутка .

Все захлопали в ладоши
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки-
Громче и быстрей!
По коле ночкам ударим-
Тише! Тише! Тише!
Ручки, ручки поднимаем -
Выше! Выше! Выше!
Завертелись наши ручки;
Снова опустились
Мы на месте покружились
И остановились.

V . Анализ произведения.

-Что мы узнали о коте из 1 части? Найдите в тексте его описание.

( Кот, у которого разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза.)

          - О каких поступках узнали? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)

Какой вывод из всего сказанного мы можем сделать?

( Он описан как хулиган, боец).  

-Какие чувства вызывает кот?( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)

        - Как автор называет кота?( бродяга и бандит, ворюга)

            -  Что означает слово вор?( это , тот кто крадёт)

         -А ворюга? ( так говорят презрительно о том, кто совершает кражи).

VI . Обобщение изученного.

- А хотите ли вы узнать, что было дальше?

- Выразительное чтение текста “цепочкой” 2 части.

Почему кот перестал воровать?

- Кем теперь стал кот?

- Как стали его называть? Почему?

- Будет ли он теперь воровать? 

- Почему кот стал следить за порядком во дворе?


Кот сначала (что делал)? Воровал (затем он…)Попался (что с ним сделали)?Накормили (как он себя повёл)?
Кошки, как и другие животные, когда-то были дикими. Несмотря на то, что кошки научилась жить рядом с человеком, они обладают независимым характером, любят свободу и не терпят принуждения. Но в некоторых случаях кошка остаётся бездомной, и человек приходит ей на помощь.

Так, какой же кот?  ( В начале мы кота представляли бандитом, вором, но оказывается кот очень добрый и милый. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Кот был никому не нужен. Но когда его накормили приютили, он ответил добротой.

Главная идея этого произведения- добро всегда добром возвращается.


Упражнение 3, стр.101.

Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении?

( Пейзаж-описание природы)

Что в рассказе Паустовского является пейзажем?

(В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома.)

Какой литературный приём  использует Паустовский, описывая поведение кота? («выл, как подземный дух»)   

Олицетворение – один из художественных приёмов: свойства живого переносятся на неодушевлённые предметы т.е на неживое.

Каким был этот вой, какие чувства он вызывал, почему?.( Этот вой страшный зловещный, тем самым кот даёт понять, что никто с ним не справиться.)

VII. Итоги урока.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Почему автор назвал своё произведение “Кот-ворюга”?

- Какова главная мысль этого произведения?

- Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.

VIII. Домашнее задание

Упражнение 4 (б) на странице 101.