Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №15»
городской округ Симферополь
Республика Крым
План – конспект урока
литературного чтения
для 4 – Б класса
ТЕМА: П.П.Бажов «Серебряное копытце»
Учитель: О.Г.Виноградова
2019 г.
Цели:
Предметные: Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения; сравнивать содержание народной и литературной сказок, определять нравственный смысл сказки; характеризовать героев произведения; высказывать свое мнение, отношение.
Метопредметные: Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях; читать выразительно и осознанно текст произведения.
Универсальные: Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Задачи:
Предметная: организовать деятельность учащихся
Метапредметная: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных
Познавательная:
Создать представления о новом разделе
Совершенствовать расширению кругозора, обогащению словарного запаса учащихся; развивать умения работать с разными информационными источниками: учебником, схемами, знаками.
Формировать учебную самостоятельность;
Регулятивная:
Умение:
- работать по предложенному плану
- формулировать цель урока, делать выводы
Коммуникативная:
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Личностная:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
УУД: Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.
Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: планирование, прогнозирование
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера;
умение разрешать конфликты; умение выражать свои мысли.
- Итак, мы начинаем урок литературного чтения. Выпрямите спины, положите руки правильно, приготовьтесь работать.
Сегодня, как вы поняли мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах:
В группах должно быть комфортно каждому (дайте высказаться желающим);
Уважайте труд других (даем возможность высказаться другим группам);
Соблюдаем дисциплину на уроке. Четко выполняем требования учителя.
- Готовы?
Задание 1:
У каждой группы на столе лежат маленькие карточки с названиями жанров художественных произведения и всего одно определение. Задача: соединить при помощи клея на бумаге определение с подходящим названием жанра.
1 группа: Небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека. (рассказ)
2 группа: Произведение поучительного характера, чаще в стихах. Действующим лицом являются животные, в которых проявляются человеческие качества. (басня)
3 группа: От слова «Быль». В них неизвестные авторы рассказывают о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. (былина)
4 группа: Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.(сказка)
ПРОВЕРКА!
- Хочу задать вопрос всем группам. Были ли трудности при выполнении задания? Может вы встретились с незнакомым для вас понятием?
(- Мы не поняли, что такое сказ!)
- Это поправимо, тем более, что вы определили одну из целей нашего сегодняшнего урока.
Цель 1: Знакомство с жанром «Сказ»
- Мы сегодня познакомимся с новым литературным жанром художественных произведений, который называется – СКАЗ. (учитель вывешивает на доску понятие).
- Подберите мне однокоренные слова к этому слову (сказка, сказывать, сказочный). Среди них выберите то, которое является названием жанра художественной литературы (сказка).
Совершенно верно. Перед нами становится задача – раскрыть смысл понятия «сказ». Выделить характерные признаки, затем выведем определение.
Чтобы нам проще было работать, предлагаю это сделать путем сравнения с жанром художественной литературы – сказкой.
Сравнение сказки и сказа
- Итак, сказ и сказка. Кроме одного корня, эти два понятия имеют еще нечто общее, а именно – оба термина относятся к устному народному творчеству и объединяет их фольклорная основа. И в сказах и в сказках есть волшебство. Но есть между этими понятиями и значительные различия, которые и развели эти два термина.
Перед каждым из вас лежит таблица, с характерными признаками сказа и сказки. Давайте исследуем их и обозначим отличия.
Произведения устного народного
творчества
СКАЗ | СКАЗКА |
Опирается на предания, легенды. | Абсолютно вымышленные события. |
Речь ведётся от первого лица, рассказчик является свидетелем той истории, которую пересказывает. | 2. Речь рассказчика от третьего лица, или вовсе рассказчика нет. |
Речь рассказчика богата архаизмами, поговорками. | 3. речь рассказчика особой роли не имеет. |
Рассказчик выражает личное мнение к происходящему. | 4. рассказчик подводит читателя к выводу. |
Я даю вам для прочтения несколько минут, а затем вы должны будете воспроизвести прочитанное.
- Хорошо! Теперь мы можем дать четкое определение. Что такое сказ.
СКАЗ – произведение устного народного творчества.
Опирается на легенды и предания. Речь ведётся от 1-го лица и содержит архаизмы и поговорки.
Мы справились с поставленной целью? (Да)
- Продолжим путешествие по этапам урока.
- Ставим перед собой новую цель. Какую?
Подумайте, узнав о существовании нового жанра, каким должен быть наш следующий шаг? Верно, мы можем познакомиться с произведением этого жанра. И конечно, перед этим, с кем? (правильно, с автором).
Цель 2. Знакомство с биографией П.П.Бажова.
- Сегодня мы познакомимся с писателем П.П.Бажовым. Почему именно с ним? Об этом вы узнаете чуть позже. Мне помогут дети, которым заранее было предложено подготовить сообщения.
(просмотр презентации с сообщениями детей)
- Что такое шкатулка? Для чего она нужна? Верно, это небольшой ларчик, в старину в нем хранили дорогие сердцу письма, бумаги или драгоценности. Очень удачно подобранное название для книги. Как в шкатулку складывали драгоценности, так и в свою книгу писатель постепенно складывал новые произведения, новые сказы. Писателю были интересны уральские мастера и талантливые русские умельцы, которые лили сталь, ковали оружие. Создавали удивительные по красоте изделия из железа и чугуна. Его влекли достоинство и душевная красота русского человека.
Сказы – это такие драгоценности, шкатулкой для них становится наша память. Именно к ней я хочу сейчас обратиться. Какие произведения Бажова вы уже читали?
(выставка произведений)
Творчество Бажова неразрывно связано с жизнью Урала. Неисчерпаемы богатства здешних недр. Именно здесь появилось слово «самоцветы». Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Трудно указать такой камень, которые не находили бы в уральских горах. 800 Видов минералов добывают там.
Работа с картой.
Цель 3. Знакомство с произведением «Серебряное копытце»
- Перед прочтением произведения, какой вид работы необходимо провести? (словарная)
Я просила ребят найти значение определенных слов в словарях. Есть такие?
Все выполнили задание. Сейчас назовите свои слова и если ребята не смогут объяснить их лексическое значение, вы им поможете.
Взъесться – невзлюбив, рассердившись начать упрекать
Голбчик – приступка для выхода на печь
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи
Несподручно – неудобно
Похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля и крупы
Пособник – помощник в делах
Покосные ложки – широкие пологие овраги, покрытые травой
Статочное ли дело – уст.Хорошее ли дело
Горюн - бедолага, горемыка
Душной – дурно пахнущий
- Приступаем к чтению. Но чтение я хочу немного усложнить. У каждого есть текст, неспроста перед вами не учебники. Сейчас вы возьмете цветные карандаши и по ходу чтения будете подчеркивать те фразы, которые относятся к характеристике главных героев. Если вы не успеваете это делать, громко говорите: «Стоп!»
(учащиеся читают произведение жужжащим чтением)
- Итак, мы закончили. Давайте еще раз назовем главных героев.
Давайте начнем, если получится анализировать произведение. Весь анализ мы сделать не сможем, но некоторые моменты осветим.
- воспользуемся планом:
План анализа произведения
Определи жанр.
Установи тему.
Определи вид текста.
Определи структуру текста.
Составь описание художественных образов.
Проведи анализ авторского текста.
Сформулируй выводы (раскрой идею текста).
(учащиеся зачитывают характеристику главных героев сказа: Коковани, Даренки, Козлика, кошки)
- На характеристике одного героя мне бы хотелось остановится. Дикий козлик. Дикими козликами в той местности называли и диких косуль, и оленей. Вам не интересно узнать кем был Серебряное копытце? Давайте это сделаем.
- на парте у вас есть лист с таким же вопросом. Проанализируйте текст, сопоставьте его с тем, что мы знаем о Серебряном копытце и определите кто он.
- Значит все же ближе к нашему герою благородный олень.
- Вы знаете, мы говорим с вами, что сказ всегда опирается на народные предания и легенды. И животное это было выбрано Бажовым не случайно.
Рассказ «Олень в культуре славян» (учащиеся рассказывают свои сообщения)
- Мы сегодня плодотворно поработали. Хочу сказать спасибо всем. Особо выделить хочется…
Но чтобы узнать насколько вы внимательно читали произведение, проведем маленькую проверочную работу.
- выполняем самопроверку.
Домашнее задание: запишите в тетрадь характеристику понравившегося героя (1 группа), придумать 5 «думающих» вопроса к тексту.
Хочется закончить наш урок словами замечательного русского писателя Льва Кассиля о П.П. Бажове:
«Надо родиться на Урале, прожить столько лет, чтобы так его знать и так его любить. Разве можно не любя создать «Малахитовую шкатулку»?! Павел Бажов – сверкающий самоцвет литературы Урала»
Лев Кассиль