СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике на тему "Алгоритм деления на однозначное число"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему "Алгоритм деления на однозначное число"»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области “Карасукский педагогический колледж”











Конспект учебного занятия по математике

В 3 «А» классе МБОУ СОШ № 2

Карасукского района Новосибирской области

Студентки 301 группы

Семенченко Марии Дмитриевны

Урок будет дан: 24.04.2025

Методист: Пахолко Ольга Дмитриевна

К уроку допущена:

_______________________

(подпись методиста)





Отметка за проведение урока:____________________







ФИО студента: Семенченко Мария Дмитриевна Класс:

Тема: Алгоритм деления на однозначное число

Цель: формирование первичных представлений о порядке действий при вычислении значения числового выражения, содержащее арифметическое действие – деление.

Задачи:

Дидактические:

выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление на однозначное число

выполнять арифметические действия: деление на однозначное число

использовать при выполнении практических заданий и решении задач

единицы: длины (сантиметр), массы (килограмм)

при решении задач выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;

решать задачи в одно-два действия

находить периметр квадрата,

составлять план выполнения учебного задания и следовать ему, выполнять действия по алгоритму;

Развивающие:

развивать умения применять базовые логические универсальные действия;

проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;

комментировать процесс вычисления, построения, решения;

в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения,

проявлять этику общения;

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.

Воспитательные:

воспитывать умения осознавать необходимость изучения математики;

характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей.



Этап урока

Образовательная

Задача этапа урока

Методы

И приемы

работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Этап мотивации


















Создать условие для возникновения внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Словестный (беседа)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Дмитриевна, сегодня урок проведу у вас я.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке!

- Ребята прочитайте фразу на доске (Никогда не унывать! Все пройти и все узнать!).

- Проговорите в парах, как вы понимаете эту фразу и ее значение.

- Итак, что вам ответил сосед по парте? Как он понимает эту фразу?

- Что мы можем сделать чтобы узнать что-то новое на уроке?

- Что нам нужно для этого сделать?

- Эта фраза станет девизом нашего урока.

Приветствуют учителя

Ф

Смарт-доска

Контроль учителя


К: слушать и понимать речь учителя и других обучающихся; допускать возможность существование других точек зрения

Устойчивая положительная мотивация деятельности

Этап актуализации и фиксирование затруднения

Организовать фиксацию затруднения на уроке как направлений будущей учебной деятельности

Словестный (беседа)


Практический (решение примеров)

- Перед началом работы, давайте проведем математическую разминку. Для этого поиграем в игру «День – ночь»

8+9-4+5+2-10+4-5+3 Ответ:12

11+4-5+8-5+7-10-6-3+7-2+5 Ответ: 11

1+8-9+12+11-3-10+4+4-8+5-6-4+10 Ответ: 15

- Молодцы!

- Давайте решим ребус (задание 1), какое слово у вас получилось? (алгоритм)

- Что такое алгоритм?

- А сейчас я предлагаю вам выполнить задание номер 2 в рабочих листах.

28:3 63:7 312:3

- Получилось ли у вас решить примеры?

- Какое действие вы выполняли?

- Как вы его выполнили?

- Что вы делали сначала?

- Какие шаги вы выполнили, чтобы получить результат?

- Как еще можно назвать эти шаги? (этапы, алгоритм)

- Знаете ли вы, по какому алгоритму делить трехзначное число на однозначное? (нет)


Ф

Рабочие листы

Контроль учителя

выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление на однозначное число


выполнять арифметические действия: деление на однозначное число


П.:

применять базовые логические универсальные действия

.

Воспитание умения осознавать необходимость изучения математики

Выявление места и причины затруднения.



Организовать анализ учащихся возникшей ситуации и выявить причины затруднения

Словесный (беседа)

- какое у нас возникло затруднение? (не знаем алгоритм деления)

- почему не знаем?


Отвечают на вопросы

ф

Рабочие листы

Контроль учителя



К.:

Высказывать суждения


Воспитывать умения осознавать необходимость изучения математики

Этап построение проекта выхода из затруднения

Способствовать постановки цели учебной деятельности выбор способа действия для реализации

Словесный (беседа)





Практический (составление плана)

- Какую цель мы можем поставить на урок? (узнать алгоритм деления)

- Что нужно сделать для того чтобы достигнуть цели? (Составить план)

- Ваша задача установить правильную последовательность пунктов плана в парах, двое у доски.

План:

  1. Узнать алгоритм деления на однозначное число

  2. Сделать вывод

  3. Применить полученные знания

У вас на партах лежат листы самооценки, вы будете оценивать свою деятельность в течении урока.

Формулируют цель и тему урока






Составляют план

Ф









п


Карточки с перемешанными пунктами плана

Контроль учителя




взаимоконтроль


К.:

Высказывать суждения


Р.: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;


Воспитывать умения осознавать необходимость изучения математики


Этап реализации построенного проекта

Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.



Словесный (беседа)




Словестный (объяснение)



























Практический (решение примеров)


Практический (решение примеров)


Словесный (делают вывод)




- Какой первый пункт плана?

- Сейчас мы с вами разберем алгоритм деления числа на однозначное. Для этого решим пример – разделим 748 на 2.

- Для начала определим количество чисел в частном. Для этого определим первое неполное делимое – 7. Число 7 обозначает сотни, значит в частном будет 3 цифры.

Разделим 748 на 2.
Делю сотни - сотен 7.
Делю: 7 на 2. В частном будет 3 сот.
Умножаю: 3 • 2 = 6. Разделили 6 сот.
Вычитаю: 7 - 6 = 1. Осталось разделить 1 сот.
Делю десятки - 1 сот. и 4 дес. - это
14 дес.
Делю: 14:2 =7. В частном будет 7 дес.
Умножаю: 7 • 2 = 14. Разделили 14 дес.
Вычитаю: 14 - 14 = 0. Остатка нет. Десятки раз-делили все.
Делю единицы — единиц 8.
Делю: 8:2 = 4. В частном будет 4 ед.
Умножаю: 4•2 = 8. Разделили 8 ед.
Вычитаю: 8 -8=0. Остатка нет.
Читаю ответ: 374.

- ребята, откройте тетради, запишите дату, классная работа

откройте страницу 93 в учебнике.

- Давайте выполним упражнение номер 1 в учебнике, что нужно сделать?

856 : 4

Что нужно сделать сначала?

Сколько чисел в частном?

Сколько сотен? Какая цифра будет в частном?

Сколько десятков? Какая цифра будет в частном?

Сколько единиц? Какая цифра будет в частном?

Читаем ответ. 214

- а теперь выполним задание номер 2, что нужно сделать? Выполним его по цепочке:

968:4 496:2 655:5

- Молодцы, какой пункт плана мы выполнили?

- Оцените свою деятельность на листах самооценки

- Какой следующий пункт плана?


-Ребята, в парах проговорите с помощью какого алгоритма мы решаем примеры на деление.

- Итак, давайте проговорим, какой алгоритм у нас получился:

1. определение количества цифр в частном

2. деление сотен

3. деление десятков

4. деление единиц

5. чтение ответа

- Молодцы, какой пункт плана мы выполнили?

- Оцените свою деятельность на листах самооценки








Определяют последовательность действий при делении на однозначное число,

Разбирают алгоритм деления на однозначное число, выполняют арифметические действия: деление на однозначное число








Выполняют арифметические действия

Делят трехзначные числа на однозначные






Выполняют арифметические действия

Делят трехзначные числа на однозначные



Составляют алгоритм действий по решению учебной задачи

Ф
















































П



Учебник

тетрадь






























Учебник










Учебник


Листы самооценки













Листы самооценки

Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль

составлять план выполнения учебного задания и следовать ему, выполнять действия по алгоритму;







составлять план выполнения учебного задания и следовать ему, выполнять действия по алгоритму;





выполнять арифметические действия: деление на однозначное число








выполнять арифметические действия: деление на однозначное число

составлять план выполнения учебного задания и следовать ему, выполнять действия по алгоритму;


Р:осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности

П:выбирать приём вычисления, выполнения действия


К.:

Высказывать суждения;















К.:

Высказывать суждения;

П.:

применять базовые логические универсальные действия

Р:формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением, расчётами


К.:

Высказывать суждения;

П.:

применять базовые логические универсальные действия: сравнение


Воспитывать умения осознавать необходимость изучения математики








Стремление углублять свои математические знания и умения















Стремление углублять свои математические знания и умения










Стремление углублять свои математические знания и

Первичное закрепление с проговариванием

Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Практический (решение примеров)



Практический (решение задачи)













Практический (решение задачи)

- Какой следующий пункт плана?

- Итак, обратите внимание на рабочие листы, решим примеры с помощью алгоритма, который у нас получился.

- давайте решим задачу номер 3 в учебнике:

Найди длину стороны квадрата, периметр которого 76 см.

- РПЗ

- Чему равен периметр квадрата? (76)

- Что нужно знать, для того, чтобы найти периметр квадрата?

- Что нам известно про периметр квадрата (Р=4а)

- Что нужно сделать, для того, чтобы узнать длину стороны квадрата?

-Какой вопрос задачи?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Каким действием? (делением)

- Почему?

- Каково решение задачи?

- 76:4=19

- ответ: 19 см длина стороны квадрата.



-Решим задачу номер 5 в рабочих листах:

В магазин привезли 6 ящиков помидоров по 8 кг в каждом. За день продали 29 кг помидоров. Сколько кг помидоров осталось в магазине?

-РПЗ

- Что известно о помидорах? (6 ящиков по 8 кг)

- Как вы понимаете, 6 по 8? (6 раз по 8 кг)

- сколько кг помидоров продали? (29)

- Какой вопрос задачи? (сколько кг помидоров осталось)

Синтез:

- Зная, что в магазин привезли 6 ящиков помидоров по 8 кг, что мы можем узнать? (сколько всего кг помидоров привезли в магазин)

- Зная сколько кг помидоров привезли в магазин и сколько кг помидоров продали, что мы можем узнать? (сколько кг помидоров осталось)

Анализ:

- Чтобы ответить на вопрос задачи, что нужно знать? (сколько кг помидоров привезли и сколько продали)

- Чтобы узнать сколько было помидоров, что нужно знать? (сколько ящиков по сколько кг привезли в магазин)

- Сколько вопросов появилось? (2)

- Тогда сколько действий? (2)

- Какое первое? (умножение)

- Что мы узнаем? (сколько всего кг помидоров привезли в магазин)

- Какое первое? (вычитание)

- Что мы узнаем? (сколько кг помидоров осталось)

- 6*8=48

48-29=19

- Ответ: 19 кг помидоров осталось в магазине.


- Выполним следующее задание 6:



- Молодцы, какой пункт плана мы выполнили?

- Оцените свою деятельность на листах самооценки

Выполняют задание





Применяют алгоритм при решении учебной задачи




Решают задачу в 1-2 действия, выполняют арифметические действия: деление















Решают задачу в 1-2 действия, выполняют арифметические действия: умножение, вычитание

































Решают задачу в 1-2 действия, выполняют арифметические действия: умножение, вычитание

Ф




















Ф






















Ф














Ф





Рабочие листы
















Учебник



















Рабочие листы









































Листы самооценки

самоконтроль

использовать при выполнении практических заданий и решении задач

единицы: длины (сантиметр),

при решении задач выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;

решать задачи в одно-два действия

находить периметр квадрата



использовать при выполнении практических заданий и решении задач

единицы: массы (килограмм)

при решении задач выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;

решать задачи в одно-два действия


П.:

применять базовые логические универсальные действия:



Воспитывать умения осознавать необходимость изучения математики

















Воспитывать умения осознавать необходимость изучения математики




























Воспитывать умения осознавать необходимость изучения математики

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявить уровень усвоения нового материала

Практический (решение примеров)

-Сейчас, выполним самостоятельную работу.

За эту работу вы получите отметки, поэтому хорошо постарайтесь. (по вариантам)

1 вариант:

484:2=

987:3=

270:2=


2 вариант:

966:3=

522:3=

284:2=

Выполняют арифметические действия: деление на однозначное число


И

карточки

самоконтроль

выполнять арифметические действия: деление на однозначное число


П.:

применять базовые логические универсальные действия

Р.: находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск

путей преодоления ошибок


Воспитывать умения осознавать необходимость изучения математики

Этап проговаривания и включения в систему знаний

Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке

Словестный(беседа)

Практический (решение примеров)

- Ребята, сегодня мы хорошо поработали.

- Давайте вернемся к девизу урока. Получилось ли у нас узнать что-то новое?

- Все ли у вас получилось на уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Сможем ли мы тогда выполнить то задание, что вызвало у вас затруднение в начале урока?

- Давайте тогда сделаем его еще раз.


Задание на затруднение


- какой была цель урока?

- Достигли ли мы цели?

- узнали ли алгоритм деления на однозначное число?

- где вам пригодятся эти знания?

Отвечают на вопросы

Ф










Рабочие листы

Контроль учителя

Выражают собственное мнение аргументируют его.

К:высказывать своё мнение; отвечать на вопросы;

Р: понимать и принимать учебную задачу;

проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции


Рефлексия






Словестный(беседа)

- Ребята, наш урок подходит к концу, я предлагаю вам проанализировать ваши листы самооценки.

- Ребята, на доске вы видите разную степень заряда батареи. Оцените свою работу на уроке, поставив энергию на ту батарейку, что вам подходит.

- Ребята, продолжите фразы:

Сегодня я узнал, что…

Было трудно …

Я понял, что …

Мне понравилось …

Осуществляют самоконтроль.

Оценивают свою деятельность

И

Листы самооценки

Презентация

Самоконтроль

Выражают собственное мнение аргументируют его.

Р: устанавливают причины успеха и неудач деятельности

Формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения