1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Давайте сразу договоримся: на уроке мы кроме поднятой руки будем использовать сигнальные знаки. Большой палец вверх – все хорошо, я выполнил задание , готов ответить, большой танец в сторону – у меня затруднения, большой палец вниз - мне очень нужна поддержка. | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Приступаем к выполнению практической работы. Задание №1. Работаем в парах. 1.Положите пред собой чистый лист бумаги. 2. Возьмите предмет под №1, опустите в баночку с краской и поставьте отпечаток на листе бумаги. Обратите внимание на форму отпечатка. 3. Теперь то же самое сделайте с предметом№2. Обратите внимание на след, оставленный предметом. Обсудите с соседом по парте, какие геометрические фигуры вы получили и почему вы так считаете? Итак, какие фигуры вы получили? Оцените выполнение этого задания. Какая же тема нашего урока? Запишите её в индивидуальных листах. Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать? Сформулируйте цели урока. | Тема урока: «Окружность и круг». Цель: 1. различать окружность и круг; 2. определять радиус и диаметр; 3. выполнять построение окружности. Сравнивают окружность и круг. Объясняют свой выбор. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: окружность и круг» | А как давно человек использует круги и окружности? Историческая справка. Ещё в Древней Греции круг и окружность считали венцом совершенства. В каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности стало толчком к возникновению колеса. Изобретатель колеса неизвестен, но самые первые колеса были сделаны в Месопотамии (ныне Ирак) в 3000 г. до н. э. и представляли собой гончарный круг и тележное колесо. Колесо – это чудо! Что же в нём особенного? – подумаете вы. Но это только на первый взгляд. Представьте себе на секунду, что вдруг случилась беда: на Земле исчезли все колёса! Если остановится колесо, то остановится колесо Истории. Остановятся все виды транспорта, остановятся все часы и механизмы, фабрики и заводы. Не произойдет движения вперед. -Какие знакомые вам предметы имеют форму круга, а какие окружности? Называем предмет и его форму. Так как отличить круг от окружности? Вы сказали, что окружность – это замкнутая линия. Так может, я чего-то не знаю? У меня есть три замкнутых линии. Это все окружности? Давайте это выясним. У вас на столе есть вырезанный круг, а по краю круга идет окружность. Выполним задание №2. (читают, выполняют, не забываем про сигнальные знаки). Возьмите вырезанный круг. Сложите круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется___________________. А если ещё раз свернём пополам, то линия сгиба будет _______________. Точка пересечения сгибов – это_______________ круга. (если есть затруднения, то посмотрите п. 22 учебника, стр.133 ) Проверяем, какие слова вы записали. Обратите внимание, как пишутся эти слова. На этом круге карандашом обведите диаметр, центр круга и радиус. Сколько диаметров мы можем провести в окружности? Дайте определение диаметру. А сколько радиусов? Так что же такое радиус? Край круга – это окружность. Измерьте расстояние от центра круга до любой точки окружности. Что вы можете сказать об этих расстояниях? Какой вывод можно сделать? Вернемся к определению окружности и круга. Физминутка. Как построить окружность на листе бумаги? - С каким словом созвучно название? (Цирк) -А почему? - Правильно, ведь слова цирк и циркуль происходят от одного и того же слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность». У цирка арена круглая, и циркуль чертит круги и окружности. Обратите внимание как пишется слово ЦИРКУЛЬ. Построение с помощью циркуля. - Какие правила безопасности надо соблюдать? - Как же построить окружность с помощью циркуля? Отмечаем центр окружности. Поставим в центр окружности ножку циркуля с иглой. Возьмем циркуль за хвостик и проведем окружность. Примечание. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться. Выполняем задание № 3. Задание №3: Постройте окружность с радиусом 3 см и отметьте ее центр. Соедините две точки окружности таким образом, чтобы данный отрезок проходил через центр окружности. Как называется этот отрезок? Сравните свой ответ с ответом на слайде. Поставьте себе оценку. Переходим к выполнению задания №4. Задание №4: Измерьте радиусы окружностей 1)_____2)_______3)______ Запишите, чему равен диаметр каждой из фигур 1)______2)_______3)_______ Запишите, какие выводы можно сделать? Поменяйтесь листами, проверьте работу соседа по парте и выставьте оценку. | Выдвигают гипотезы. Перечисляют предметы Окружность - это замкнутая линия. Круг – это часть плоскости, внутри окружности. Формулируют понятие радиус и диаметр круга. Называют чертежный инструмент Выявляют соотношение между диаметром и радиусом окружности Формулируют определения окружности и круга Повторяют правила безопасности Делают соответствующие записи в индивидуальных листах Выполняют задания в индивидуальных листах, делают вывод, затем выполняют взаимопроверку, используя слайд, выставляют оценку. Выполняют построение и называют получившиеся фигуры. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, умение вступать в диалог. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство; умение строить модель и преобразовывать в случае необходимости Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5.Первичное закрепление | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Устно. Посмотрите на слайд и назовите все радиусы и диаметры окружности. | Устно выполняют задание | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение сотрудничать с другими людми в поиске необходимой информации. |
6. Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Проверим свои знания с помощью теста. Задание №5 соедини стрелочками понятие с его определением Сравните свой ответ с ответом на слайде и выставите себе оценку. | Самостоятельное решение теста Самопроверка. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |