Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Конспект урока по математике
5 класс
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
Составила:
учитель математики
и информатики
Наумкина С. А.
2021 г.
Цели темы: систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей», а также изучить и первично закрепить алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей.
Планируемый результат:
Учащиеся научатся: понимать и объяснять способ «+» и «
» десятичных дробей в столбик, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей;
моделировать ситуацию, иллюстрирующую алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей
Учащиеся получат возможность выбрать алгоритм решения нестандартной задачи
Метапредметные: понимать и извлекать информацию из текста, таблицы, диаграммы;
Регулятивные: действовать по алгоритму; работать со схемой;
Развитие говорения с применением чтения десятичных дробей и выражений с десятичными дробями;
Ход урока:
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, проверьте, все ли вы приготовили к уроку, ваши тетрадки, ручки и карандаши. У вас на партах лежат разноцветные смайлики, я вас попрошу с помощью них продемонстрировать ваше настроение в начале нашего урока: красный – восторженное настроение; желтый – радостное; зеленый – спокойное; синий – грустное; фиолетовый – тревожное. Я желаю к концу урока всем сохранить хорошее и радостное настроение.
2. Актуализация знаний
Я подготовила для вас цветок, отрывая листочек этого цветка, необходимо будет ответить на вопрос, который записан на нем.
Ромашка Блума
Как сравнивают десятичные дроби?
(Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала уравнять у них число десятичных знаков, приписав к одной из них справа нули, а потом, отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа.)
Приводим примеры
Сформулируйте правило сложения десятичных дробей.
(Сложение десятичных дробей выполняется по правилам сложения в «столбик». При сложении десятичные дроби записываются «столбиком», так чтобы одноименные разряды находились друг под другом без смещения. При этом запятые должны стоять четко друг под другом.)
Приводим примеры
Объясните, что общего при сложении десятичных дробей и натуральных чисел?
( И десятичные дроби, и натуральные числа складываются поразрядно)
Приводим примеры
4.Как вычесть из натурального числа десятичную дробь?
(Чтобы из натурального числа вычесть десятичную дробь, надо к натуральному числу приписать запятую и столько нулей, сколько их у вычитаемого)
Восстановите запятые и нули
17 5,73 1127 | 5 2,07 2 93 | 138 40 5 9,75 |
Вычислите значение выражения
3 решают у доски, остальные устно
8,1-5,46=2,64 | 5,82-3,27=2,55 | 37,2-0,03=37,17 |
24,2+0,867=25,067 | 3,96+7,85=11,81 | 9,83+0,11=9,94 |
12,07 +7, 93=20 | 15-1,12=13,88 | 17-3,25=13,75 |
83-82,877=0,123 | 908,67+7,6=916,27 | 23,84+0,267=24,107 |
25,243+17,77=43,013 | 5,34+13,12=18,46 | 18,7+0,003=18,703 |
У
стный счет:
8,7м
17,3мм
12 м
19,5м
На рисунке изображен план сада, вдоль периметра которого нужно вырыть канаву. Какова будет длина канавы, ответ дайте в метрах.
Решение:
(17,3+8,7)+(17,3+8,7)+19,5+19,5=26+26+19,5+19,5=91
17,3+5,5+8,7+12++8,7+2+17,3+19,5=91)
Где в жизни мы можем встретить десятичные дроби?
Когда вы в школу заходите, вам температуру измеряют?(да) 36,6; 36,3; и т.д десятичные дроби?(да) Теперь вы свои примеры приведите…
(Десятичные дроби мы можем встретить в больнице в результатах анализов, на кухне при приготовлении еды, в магазинах и т. д.)
3.Закрепление изученного материала
Молодцы, привели примеры из жизни, а теперь давайте посмотрим задачи, которые также связаны с жизненными ситуациями и решаются при помощи сложения и вычитания десятичных дробей.
У вас на партах лежит листок с задачей №1. Давайте внимательно причитаем условие этой задачи.
Доктора советуют употреблять в пищу как можно больше витаминов, особенно витамина С, который содержится в ягодах и фруктах.
Апельсины – 0,055г | Мандарины – 0,04г | Клюква – 0,015г |
Яблоки – 0,013г | Смородина – 0,2г | Малина – 0,025г |
Установите, где витамина С больше? (в смородине)
Установите, где витамина С меньше? (в яблоке)
На сколько больше витамина С в смородине, чем в апельсинах?
(0,2-0,055=0,145г)
Сколько витамина С получит пациент, если съест по одному фрукту, представленному в данной таблице? (0,055+0,04+0,013=0,108 г)
Где больше витамина С, во всех этих ягодах или во всех этих фруктах?
(0,055+0,04+0,013=0,108 (г)- витамина С во всех фруктах
0,015+0,2+0,025=0,24 (г)- витамина С во всех ягодах
0,240,108, значит в этих ягодах витамина С больше, чем во всех этих фруктах)
А теперь давайте приступим к решению следующего задания, задача №2 на ваших листочках.
Найти значение буквенного выражения а-(b+c) при значениях букв, указанных в таблице. Записать полученное значение в строке «результат» и закрасить столбцы диаграммы соответствующим цветом.
a | 20,5 | 14,95 | 18,85 | 20,3 | 40,04 |
b | 3,62 | 3,78 | 5,49 | 7,15 | 16,56 |
c | 13,38 | 6,67 | 5,56 | 7,15 | 13,38 |
Результат | 3,5 | 4,5 | 7,8 | 6 | 10,1 |
Цвет | зеленый | синий | красный | фиолетовый | желтый |
Расстояние от станции Москва до станции Купавна 39,3 км. Расстояние от станции Москва до станции Железнодорожная 33,7 км, а от станции Кучино до станции Купавна 10,4 км. Найдите расстояние от станции Кучино, до станции Железнодорожная. Выполните чертеж к задаче и ответьте на поставленный вопрос.
1)39,3-33,7=5,6(км)- расстояние от ст.Желез до ст. Купавна
2)10,4-5,6=4,8(км) –расстояние от ст. Кучино до ст. Железнодорожная
2 способ
1)39,3-10,4=28,9(км) расстояние от ст. Моква до ст. Кучино
2)33,7-28,9=4,8(км) расстояние от ст. Кучино до ст. Железнодорожная
3 способ
(10,4+33,7)-39,3=4,8(км) расстояние от ст. Кучино до ст. Железнодорожная
Молодцы, справились. Помогла ли вам схема маршрута при составлении чертежа к данной задаче?
Рефлексия
Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?
Какие задания были наиболее трудными, почему?
А какие задания вам показались легкими, почему?
Итак, мы сегодня складывали и вычитали десятичные дроби, убедились с вами в важности данной темы, увидели, как эта тема тесно связана с нашей жизнью. А теперь я вас попрошу оценить свою работу на уроке с помощью карточек:5,4 или 3.
А я оценила ваши работу следующим образом:
Домашнее задание
Придумать, решить и проиллюстрировать задачу, по теме сложения и вычитания десятичных дробей.