План – конспект урока
Предмет | музыка |
Тема урока | «Царит гармония оркестра…» |
Целеполагание | Цели урока: образовательная углубить знания о симфоническом оркестре, об инструментах, входящих в его состав, о дирижере; познакомить с видами оркестров; объяснить понятие новых терминов: орхестра, гармония, оркестровая яма, партитура расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра. развивающая развивать умения сопоставлять тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами других оркестров; развивать умения определять по характеру музыки героев; развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся; развитие творческого воображения, интонационно-образного мышления. воспитательная воспитывать интерес и любовь к творчеству русских композиторов; воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки. |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты | Личностные: накоплять и обобщать музыкально-слуховые впечатления. Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий; различать звучание отдельных инструментов, размышлять о музыке. Предметные: знакомство с группами симфонического оркестра, тембрами инструментов. Знакомство с понятиями: состав симфонического оркестра, дирижер. |
Оборудование | презентация, раздаточный материал для тестирования, рефлексии |
Ход урока
1. Организационный этап
Приветствие учащихся.
Послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря
И приступим все к работе.
2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Звучит «Старый замок» в фортепианном изложении.
Вопросы к классу:
- Вам знакомо это произведение?
- Кто его автор?
- Ребята, сейчас вновь прозвучит пьеса «Старый замок» М. П. Мусоргского, но будьте внимательны, постарайтесь услышать, какие произойдут изменения? (слушают пьесу в исполнении оркестра, отвечают на вопросы).
- Оно прозвучало в том же исполнении, как вначале урока? В чьём исполнении оно прозвучало?
- Что же такое оркестр?
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (учащиеся формулируют тему урока).
- Урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тема урока звучит так: «Царит гармония оркестра…»
3. Актуализация знаний
Какое новое слово, вы, увидели в названии темы урока? (гармония)
- Кто из вас знает, что означает это слово?
- Давайте узнаем значение этого слова - в оркестре много разных инструментов и когда они вместе организованно звучат, образовывается полное созвучие, то есть гармония.
- Мир музыкальных инструментов достаточно широк. Звучание симфонического оркестра, самое разнообразное по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером. Но для начала, давайте вспомним на какие группы можно разделить музыкальные инструменты в симфоническом оркестре? (работа с презентацией, учащиеся повторяют группы симфонического оркестра, отвечают на вопросы).
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Как вы думаете. От какого слова произошло слово «оркестр»?
- Слово "оркестр" возникло в Греции очень давно, от слова Орхестра. В Античности площадку перед сценой, на которой располагался хор, а позднее оркестранты, сопровождавшие театральное представление музыкой, называли «Орхестрой».
- Музыканты оркестра располагаются на сцене по определённой схеме. Как вы можете объяснить эту необходимость, ребята? (Ответы учащихся)
-Ребята, а где находится оркестр во время концертов? (На сцене или в специальной оркестровой яме перед сценой, если сопровождает исполнение оперы или балета).
- Отгадайте загадку?
Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку, или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это …ДИРИЖЕР
- Как вы думаете, какую роль играет дирижер в управлении оркестром? (ответы учащихся).
- Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. От взмахов палочки дирижера зависит слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения (учащиеся знакомятся с историей дирижирования).
В начале 19 в. оркестром управлял музыкант, сидевший на за клавесином (чембалист) или игравший на первой скрипке (концертмейстер). Впервые с дирижерской палочкой в руке выступил на концерте немецкий композитор и дирижер Людвиг Шпор (1784 – 1859).
А Рихард Вагнер (1813-1883), дирижируя оркестром, впервые повернулся спиной к публике. Дирижер стал не только организатором коллективной игры, но и интерпретатором музыки.
Показ портретов дирижеров.
Посмотрите на выдающихся российских дирижеров.
Вероника Дударова (1916-2009) - (её имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами)
Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»);
Юрий Башмет (известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").
- Дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и мимики. Как вы думаете, может ли оркестр играть без дирижера?
Физминутка
5. Первичная проверка понимания
- С каким видом оркестра мы с вами часто сталкиваемся на наших уроках? (симфонический).
- Давайте попробуем определить по изображению и по звучанию другие виды оркестра. (Определяют разные оркестры, характеризуют, высказывают свое мнение).
6. Первичное закрепление
Тестирование по карточкам. (Учащиеся самостоятельно выполняют задания по карточкам, осуществляют взаимопроверку).
1.Какая группа музыкальных инструментов самая большая в оркестре.
А) Деревянная духовая Б) Ударная В) Струнная
2. Какой инструмент называют «царицей музыки»
А) Гитара
Б) Труба
В) Скрипка
3. Какой инструмент не входит не в одну группу:
А) Контрабас
Б) Рояль
В) Тромбон
4. Какому инструменту легче всего исполнять голоса птиц
А) труба
Б) флейта
В) треугольник
5. Как называют человека, который руководит оркестром.
А) директор
Б) музыкант
В) дирижер
7. Вокально-хоровая работа
Мы с вами сегодня услышали чарующие звуки оркестра. Но самый совершенный инструмент - это голос человека. Предлагаю вашему вниманию новую песню, которая называется «Я хочу услышать музыку…» композитора Георгия Струве. (первичное слушание).
Разучивание первого куплета песни, работа над звуковедением, дыханием, правильной артикуляцией.
8. Рефлексия
На листочках у учащихся нарисована ладонь. Им необходимо закрасить палец или несколько пальцев, если:
Большой пальчик - для меня это важно и интересно
Указательный пальчик – мне понравилось
Средний пальчик – Мне было трудно
Безымянный пальчик – мы узнали новое о музыке
Мизинец – мне не интересно.
9. Домашнее задание: Найти имена известных мировых дирижеров.