План – конспект урока
ФИО учителя | Кусова М. А. |
Предмет | музыка |
Дата проведения урока | 20.02.2021 |
№ урока в соответствии с КТП | 19 |
Класс | 6 |
Тема урока | Могучее царство Ф. Шопена |
Целеполагание | Цели урока: образовательная формирование знания о романтизме, как музыкальном направлении; о представлениях данного направления. развивающая развитие представления о танцевальном жанре; развитие певческих способностей учащихся. воспитательная повышать уровень музыкальной культурой учащихся; продолжать нравственное воспитание учащихся на примере музыки Ф. Шопена. |
Тип урока | решение учебных задач |
Планируемые результаты | Личностные: мотивация к учебной деятельности; выражение в музыкальном исполнительстве своих чувств и настроения; эмоционально отзываться на доступные по настроению музыкальные произведения. Метапредметные: осуществление поиска информации , расширяющей и дополняющей знания о биографии и творчестве Ф. Шопена. Предметные: знакомство с понятиями прелюдия, этюд. Интонационно-образный анализ сочинений Ф. Шопена. |
Оборудование | презентация |
Ход урока
1. Организационный этап
Музыкальное приветствие
«Как многогранна музыка…
Она звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны любви,
Печали, памяти, мечты…»
2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Звучит Вальс №7 Фридерика Шопена. Учащиеся выступают с сообщениями о жизни композитора. (По мере сообщения учащимися нового материала происходит показ слайдов с портретами).
Сообщения учащихся:
1 ученик:
- Родина замечательного композитора 19 века Ф.Шопена – Польша. Он родился 22 февраля 1810 года в Железновой Воле неподалеку от Варшавы. В этом году исполнилось 200 лет со дня его рождения. Судьба распорядилась так, что долгие годы композитор жил и писал свои музыкальные произведения на чужбине. Свои музыкальные послания отчизне, своему народу Ф.Шопен наполнил любовью и страданием, восторгом и отчаянием.
2 ученик:
- Любимым инструментом Ф.Шопена было фортепиано. Душа фортепиано – так называли польского гения. Будучи прекрасным пианистом, он написал для фортепиано множество сочинений. Среди них вальсы, полонезы, мазурки, прелюдии, этюды. О нем говорили, что «клавиши под его руками начинают петь».
Умер композитор вдали от Родины в Париже, но завещал похоронить свое сердце на Родине, в Варшаве. Поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Шопена.
3. Актуализация знаний
-О каком композиторе нам рассказали?
-Какая музыка сопровождала выступление ребят?
- Да, это Вальс №7, написанный в 1829 году и по выражению самого композитора «не для танца».
- -Как прозвучала музыка для передачи настроения, характера музыки? (Взволнованно, нежно, возвышенно, мечтательно, грустно, проникновенно. Музыка звучит как светлое воспоминание о Родине, о родной природе).
- Ф.Шопен не писал ни опер, ни балетов. Большая часть его произведений – фортепьянные пьесы, полонезы, мазурки, вальсы, этюды. Послушайте следующие строки из сохранившегося письма: «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?»
-Как вы думаете, к кому могут быть обращены эти строки? (Композитор обращается к своей матери или к кому-то из своих близких людей).
- Дослушаем до конца: «Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки. Вижу дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией: не то песни, не то любимого танца – мазурки. И так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался!».
-Так к кому же в своем письме обращался композитор? (К своей Родине).
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Конечно, ведь тема Родины красной нитью проходит через все творчество Ф.Шопена. Сегодня я хочу вам напомнить одно из таких сочинений – это Прелюдия №20. Давайте представим себя дирижёрами и будем управлять исполнителями во время слушания музыки: форте- широкий взмах рук над головой, пиано- на уровне груди, пианиссимо- на месте. (динамический контраст).
Слушание Прелюдии № 20.
- Как звучит эта музыка? (Сначала громко, затем тихо и совсем тихо).
- Какой контраст вы услышали в музыке? (Динамический)
- Подберите слова для передачи характера, настроения музыки. (Музыка звучит взволнованно, величественно, сурово, мужественно, как воспоминание, размышление).
- Как вы думаете, какой образ рисует нам музыка Шопена? (Образ человека нелегкой судьбы, образ человека, разлученного с Родиной).
- Судьба Ф.Шопена тесно переплелась с судьбой Родины. Признанный лучшим пианистом Польши, композитор должен был отправиться с концертами в Европу. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Он писал: «…нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, а как должно быть горько умирать на чужбине – не там, где жил.» И все же 20-летний композитор покидает Польшу. Когда из Польши пришла весть о начале народного восстания и его жестоком подавлении, Ф.Шопен решил прервать концертное путешествие и вернуться на Родину, однако родные и друзья, боясь за его жизнь, отговорили композитора от этого шага: пусть он служит Родине своим искусством. «Я проклинаю час своего отъезда…», - пишет в письмах композитор, - «Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных претворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».
5. Первичная проверка понимания
Свое горе, гнев, возмущение он излил в музыке. Как творческий отклик на происходящие в Польше события в 1831 году появилось также сочинение Шопена – знаменитый этюд №12, названный «Революционный».
Настройте свои сердца и постарайтесь понять, какими чувствами наполнена музыка.
Слушание Этюда №12.
-Какой образ возникает у вас, когда вы слушаете эту музыку? (Горе, гнев, возмущение).
-Что напоминает эта музыка: эпическое повествование, взволнованный рассказ, драматическую декламацию?
-Музыке какого композитора созвучно это произведение Шопена: Чайковского, Бетховена, Рахманинова, Грига? (В процессе обсуждения приходят к выводу, что музыке Бетховена – трагизм и героизм; Рахманинова – богатое фортепианное звучание).
6. Первичное закрепление
- Мы послушали и проанализировали музыкальные произведения, посвященные Родине. Какие контрастные чувства они у вас вызвали? Какие контрастные музыкальные образы мы услышали? (ответы учащихся)
- Что интересного узнали о Шопене? (ответы учащихся)
- Каким человеком перед нами раскрылся Шопен? (Как человек, горячо любящий свой народ, природу, преданный своей родине).
- Какие музыкальные произведения Шопена вам запомнились, понравились? (ответы)
- Для какого инструмента писал композитор? (Фортепиано)
- К какой сфере музыки – вокальной или инструментальной (камерной или симфонической) относятся произведения польского гения? (Инструментальная, камерная).
- Что означает понятие камерная музыка? (Комнатная музыка, предназначенная для домашнего музицирования, а позднее зазвучала наряду с симфонической музыкой в концертных залах).
7. Вокально-хоровая работа
8. Рефлексия
Кроссворд: “Шопен” - по вертикали.
Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне “Вечерняя звезда”.
Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?
Любимый инструмент Шопена.
О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”?
Музыка какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?
9. Домашнее задание: Выразить в рисунке свои впечатления от прослушивания музыки Ф. Шопена.