Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Натальин Яр»
Перелюбского муниципального района Саратовской области
Конспект урока по окружающему миру на тему:
«Наши подземные богатства».
Выполнил:
учитель начальных классов
Фадеев Вадим Николаевич
2022г.
Конспект урока по окружающему миру.
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ с. Натальин Яр» Перелюбского муниципального района Саратовской области».
Ф.И.О. учителя: Фадеев Вадим Николаевич.
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 4 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Окружающий мир («Школа России»).А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова-М.: Просвещение (Учебник, 2014)
Тема урока:«Наши подземные богатства»
Тип урока: комбинированный
Задачи урока: образовательная: сформировать представления учащихся о подземных богатствах, познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами;
развивающая: развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом, развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;
воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою родину.
Отрабатываемые УУД :
Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД: Формирование умения: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.
Личностные УУД: Учиться: выказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: Формирование умения: планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России, карточка-помощница.
Методы и формы обучения: формы:фронтальная, индивидуальная, групповая;
методы: словесный, наглядный, практический, поисковый.
Ход урока:
1. Организационный этап:
Учитель: Доброе утро, ребята! Начался урок окружающего мира. Настроились на урок, лишнее с парт убрали, садитесь.
2. Повторение изученного материала:
- Ребята. На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах. Чтобы вспомнить материал прошлого урока, я предлагаю вам поиграть в игру «Установи соответствие». Ваша задача подобрать правильное определение в левую часть таблицы. Хорошо, давайте проверим ваши работы, посмотрите на слайд.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- А теперь ребята послушайте сказку и скажите, кто спорил в этой сказке и почему?
«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
-Я - соль Земли,- говорит соль, - без меня каши не сваришь.
- А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
- А на чем варить будете? – интересуется уголь. - Без топлива в этом деле не обойтись.
- А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать».
Учитель:
- Ребята, а кто спорил между собой?
- Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?
- А зачем они нужны человеку? (для строительства зданий, памятников, дорог, для создания украшений(камни), для производства на предприятиях)
Как вы думаете, полезные ископаемые какой страны мы будем изучать сегодня? (России). Верно, то есть мы можем назвать их нашими? (да)
А как еще мы можем назвать полезные ископаемые? (предположения). Они нужны нашей стране, они дороги нам? (да) Мы можем назвать их богатствами? (можем)
- Где же находятся полезные ископаемые, где их находят? (под землей)
- А значит и богатства эти какие? (подземные)
- И так, я думаю, что вы догадались какова тема нашего сегодняшнего урока?
(Наши подземные богатства)
-Какие цели вы поставите на урок?
(Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами…)
4. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель:
- Как вы думаете, какие вопросы мы можем сегодня обсудить на уроке?
-Какие свойства имеют полезные ископаемые?
-Где они применяются?
-Как добываются полезные ископаемые?
Учитель: Ребята, а что же такое полезные ископаемые? Давайте найдем определение в учебнике.
(Полезные ископаемые – это остатки растений и животных, которые спустя несколько миллионов лет превратились в минералы.
Учитель: Как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?
- Сегодня вы будете геологами и проведёте очень серьёзную исследовательскую работу. А за ответы будете получать минералы, чем больше минералов соберете, тем выше будет ваша оценка.
- Ну а теперь давайте ответим на эти вопросы.
5. Первичная проверка понимания
- А теперь поиграем в игру.
Б) Игра распредели полезные ископаемые :
Учитель:
Ребята,каждое полезное ископаемое используется по разному. Выберите полезное ископаемое, которое используется в топливо, строительство, рудные: глина, известняк, гранит, железная руда, природный газ, каменный уголь.
Строительство: Топливо: Рудные:
- Закончили? А теперь внимание на слайд. Проверьте свои работы.
6.Физминутка:
Мы геологами станем (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами(шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показываем руками),
Бурная река (показываем руками),
Её не обойдешь (топаем ногами),
Её не проплывешь (плывём),
Её не пролетишь (крылья),
Надо напрямик (показываем руками) .
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
8. Поисково-творческая работа.– известняк, торф, песок, гранит,уголь,мел.
- Ну а сейчас самая трудная и исследовательская работа.
Разобьёмся на пары. Каждой паре достанется по 2 вида полезного ископаемого. Ваша задача определить полезное ископаемое, узнать о его свойствах, назначении и заполнить таблицу. Если есть необходимость, пользуйтесь физической картой, учебником.
- В итоге каждая группа представит результаты исследовательской работы. Ответы должны быть чёткими, интересными и краткими.
Прежде, чем перейти к этой работе,
План изучения полезных ископаемых вам дано на листах:
1) название полезного ископаемого;
2) его свойства;
3) значение и применение.
2. Кроссворд
— Ну а теперь разгадаем кроссворд. Угадайте полезные ископаемые, о которых мы сегодня говорили.
По горизонтали:
1. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит.)
3. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел.)
4. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
5. По трубе течет,
Пироги печет. (Газ.)
6. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это. (Нефть.)
8. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи... (Руда.)
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу. (Глина.)
2. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение. (Известняк.)
7. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф.)
9. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий. (Уголь.)
Учитель: - Сегодня мы узнали много нового о подземных богатствах и об их использовании.
А) Вопросы по данной теме:
Какие полезные ископаемые вы знаете?
В каких состояниях бывают полезные ископаемые?
Назовите полезное ископаемое, которое находится в жидком состоянии? (нефть)
Какие полезные ископаемые находятся в твердом состоянии?
Какие полезные ископаемые находятся в газообразном состоянии?
Где добывают твёрдые полезные ископаемые?
Как называют людей, которые добывают нефть?
Что строят для добычи нефти и газа? (буровые вышки ,глубокие скважины и проводят газопровод)
9.Домашняя работа:
в рабочей тетради с.72-73 №3 (объяснение домашней работы)
10.Рефлексия.
Учитель: Наш урок подходит к концу. На ваших партах лежат звездочки 3 цветов: красный , желтый и зелёный.
Зеленая звездочка обозначает- оценку «5»
Красная звёздочка обозначает – оценку «3»
Желтая звёздочка обозначает - оценку «4»
Оцените свою работу звёздочками.
11. Итог урока:
Учитель:
- Что сегодня вас больше всего заинтересовало на уроке? Что нового вы узнали сегодня на уроке?