СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету начальной школы с применением ИКТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по литературному чтению. 3 класс, Паустовский  "Какие бывают дожди?"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету начальной школы с применением ИКТ»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Конспект (технологическая карта) пробного урока

«Литературное чтение»

Студентки 3 «Б» группы

Белогорцевой Янины Андреевны

Тема: Какие бывают дожди?

Класс 3 «В» МБОУ «СОШ 32» г. Астрахани


Допуск к проведению урока:

Студентка: Белогорцева Я.А

___________(подпись)

Методист: Целовальникова Н.В.

__________(подпись)

Учитель: Лахтина Е.Н

____________(подпись)

Астрахань, 2023



УМК: Начальная школа 21 века

Учебник, автор: учебник «Литературное чтение» ч.2, 3 класс, Л. А. Ефросинина.

Класс: 3 «В»

Тема: Какие бывают дожди?

Тип урока: усвоение новых знаний

Форма урока:

Цель: Ознакомление с содержанием произведения К.Г Паустовского

Планируемые результаты:

Образовательные (предметные):

- продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского через рассказ «Какие бывают дожди»;

- работать над содержанием по модели; совершенствовать умение анализировать текст, определять ключевые слова, понимать авторский замысел; делать выводы;

- работать с текстом самостоятельно;

- на основе научно-познавательного текста уметь выделять причинно-следственные связи;

-уметь выделять в тексте главное, находить нужную информацию;

- понимать как различные части информации связаны между собой;

-- продолжить обучение работе с источником информации, перерабатывать её в виде таблицы;

- совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения.

Воспитательные (личностные):

- воспитывать любовь к природе, способность видеть ее красоту и умение отражать увиденное в рисунках, рассказах;

- формировать умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие (метапредметные):

- развивать речь учащихся (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

- развивать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран

Дата проведения: 1.03.2023

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный этап.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Яна Андреевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Проверьте всё ли у Вас подготовлено к уроку? Теперь тихо садитесь на место

-Приветствуют учителя.





-садятся на места.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

  1. Этап проверки домашнего задания.

-Какое произведение изучали на прошлом уроке? Кто его автор?


Домашним заданием у вас было подготовить рассказ о коте: внешний вид, поведение, отношение к людям. Кто хочет выйти к доске и рассказать?

-Молодцы!

- мы изучали произведение К.Г.Паустовского «Кот-ворюга»


-2-3 ученика выходят и рассказывают.

Коммуникативные:

-воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

- оформлять свои мысли в устной форме: грамотно строить речевые высказывания

- уметь слушать других и вступать в диалог

  1. Этап подготовки школьников к восприятию литературного воспроизведения.





Целеполагание








































- Какой раздел мы изучаем?


-Почему именно так называется этот раздел?



-Правильно, давайте подробнее познакомимся с творчеством К.Г.Паустовского:

Он переменил много профессий: он был вожатым и кондуктором московского трамвая, рабочим на металлургических заводах в Донбассе и Таганроге, рыбаком, санитаром в старой армии во время первой Мировой войны, служащим, преподавателем русской литературы, журналистом и, наконец, писателем. За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках нашей страны. «Почти каждая моя книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», – говорил он. Всё его творчество тесно связано с Мещерским краем, который стал для него второй родиной.)

- Какие произведения Паустовского вы знаете?

- Сегодня мы продолжим изучать творчество этого замечательного писателя.

-Посмотрите внимательно на доску. Что это за картины?

-Предположите, какое это время года?

- Можем ли мы по этой картинке определить, о чём пойдёт речь в произведении?

- О дожде очень много как примет, так и загадок и пословиц. Без дождя не будет урожая, опустеют колодцы, обмелеют реки и пруды. Дождь нужен всем – и людям, и растения, и зверям. Пусть дождь не всегда приятен, но без него никуда. А вы знаете, какие бывают дожди?

- А разве может быть так много разных дождей?

- Откройте учебник на странице 92. Прочтите название заголовка.

- Как вы думаете, о чём будет текст?

-Какая тема нашего урока?



-Какую цель ставим на урок?



- В тексте вам могут встретиться непонятные слова. Давайте их разберём. Как вы думаете, что такое «примета?»


-А какие приметы вы знаете?




- Что значит «голосят?»

- Произведения К.Г Паустовского.

-В этом разделе собраны произведения Паустовского.



















-Кот-ворюга, Стальное колечко. (выставка книг на слайд.)


-Картины, на которых идёт дождь.

-Осень

-Речь пойдёт о дождике.







- проливной дождь, ливень, косой.

-Да


-Какие бывают дожди?


-О разных видах дождя.

- Тема урока: Константин Георгиевич Паустовский. «Какие бывают дожди?»

-Познакомимся с новым произведением, узнаем, какие бывают дожди.

- примета-это явление, случай, который в народе считается предвестием чего-либо.

- если чёрная кошка перебежала дорогу, жди неприятности, ласточки низко летают-к дождю

-громко поют

Предметные: прогнозируют содержание текста  по заголовку.

Регулятивные: формулируют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение.


  1. Этап первичного восприятия

-Сейчас вы самостоятельно прочитаете произведение, определите его жанр и тему.

- Читают про себя

Личностные: эмоционально «переживаот» текст, выражают свои эмоции.

Предметные: воспринимают на слух содержание; осознанно, правильно, выразительно читают; определяют жанр произведения

  1. Этап проверки первичного восприятия

-О чем этот рассказ?

-Ваши предположения подтвердились?

-Какое настроение вызвал этот рассказ?








-Есть ли в этом рассказе сюжет, главные герои?

-Что необычного в этом рассказе?


-Какие эмоции испытывает автор при описании дождя?

-Чем отличается этот рассказ от предыдущего «Кот-ворюга»?



-Рассказ, в котором сообщаются научные факты, называется научным-познавательным. На каком уроке мы чаще всего изучаем научно-познавательные текст?

О чем бывают научно-познавательные рассказы?

-О разных видах дождя.

-Да

- Произведение познавательное. Можно узнать приметы, особенности дождей, потому что у каждого свой звук. Настроение меняется с прочтением произведения.

-нет


-Рассказ о природном явление, разных дождях.

-наслаждение, любование природой

-Предыдущий был художественным рассказом с сюжетом, главными героями.


-На окружающем мире



-Это обучающие рассказы

О природных явлениях(радуга, гром, дождь). Рассказ и писателях, об ученых или их изобретениях.

Предметные: применяют поисковое чтение.

Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществляют анализ

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли.


  1. Этап постановки учебной задачи

- Что могло привлечь писателя в дожде?

-Наблюдения за явлениями природы

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя;

Коммуникативные:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме;

формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  1. Этап перечитывания и анализа


-Перечитаем текст и определим, о каких фактах сообщает автор

Перечитывать вслух по цепочке.

-Читаем 1 часть

Читают 1 абзац

-О чем автор сообщает в начале рассказа?

- Какие приметы выделил автор? 


-Как автор передает состояние природы перед дождём?

-Как озаглавим часть? 

-Читаем 2 абзац

Читают 2-3 абзац

-Как описывается начало дождя?




- Что значит крапает?


-дождь расходится?

-Что появляется в воздухе, когда дождь расходится?

-Когда это запах исчезает?


-Чей запах его «перебивает»?

-Что такое крапива?



- Как озаглавим эту часть?

-Читаем следующую часть

- Читают от слов: характерно, что… до силу или стихает.

-Почему любой дождь называют ласково «дождик»?



-Что означает «дождик припустил»?

-Какие же виды дождя существуют? Знали ли вы о них раньше?

- О каком виде дождя говорит автор в этой части?

- Что значит спорый дождь? Прочитайте в тексте.



- Где хорош спорый дождь?

-Особенности спорого дождя?





-С чем сравнивает автор капли дождя?

-А что это такое?






-

Какие звуки в природе вы слышите при спором дожде?

-О чем вы можете догадаться по этому звону?


-Как озаглавим эту часть?






-О приближении дождя

-Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко.

- Слышится нежное дыхание влаги оттуда, где дожди уже прошли.

-Перед дождём.



-Редкие капли оставляют тёмные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

-Падает мелкими, редкими каплями.

- Начинает идти сильнее

-прохладный запах земли


-Когда его вытесняет запах мокрой травы.

-Крапива

- Крапива-это растение с обжигающими волосками на стеблях и листьях

-Начало дождя




-Потому что, дождь оживляет природу, даёт всему живому влагу, освежает воздух

- быстро усилился

-Спорый, грибной, слепой


- О спором


- Быстрый, скорый

-льётся отвесно, сильно и всегда приближается с набегающим шумом

-на речке.

Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг

- С жемчугом

-Жемчуг - это единственный драгоценный камень, который имеет животное происхождение: он образуется в раковинах моллюсков

-Стеклянный звон


-Набирает ли дождь силу или стихает

-Спорый дождь.

Познавательные: овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся. Расширение кругозора учащихся.

Регулятивные: умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы

  1. Физминутка

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ручками похлопали,

Ножками потопали

Повертелись, покружились

И за парты все уселись

Глазки крепко закрываем

Дружно до 5 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

Выполняют задания ща учителем

Регулятивные: организация внимания и самоконтроля;

Снятие напряжения и усталости во время проведения физ.минутки

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни

Познавательные: восприятие на слух глаголов движения

Метапредметные: овладение навыками физ. упражнений для снятия усталости

  1. Этап перечитывания и анализа

Читаем следующую часть

Читают от слов: а мелкий грибной до плотва.

- О каком виде дождя говорится в этой части?

Как вы думаете, почему дождь получил такое название?



-Что означает «сонно сыплется»?

-Перечитайте описание грибного дождя





-Есть ли отличия между грибным и спорым дождём?



Что такое перегной?




-А мох?


-Что происходит после грибного дождя?


-Какие?




-Знакомы ли вам эти грибы?

-Кто-нибудь из вас собирал грибы? Как надо собирать грибы?

-Почему?

-Что такое грибница.

Грибница − это подземная часть гриба, которая тянется под землёй от ножек в разные стороны

-Какие съедобные грибы вы ещё знаете?


- А ядовитые?


- Чем пропитан воздух во время грибного дождя.


- Как назовём эту часть?

Читаем последнюю часть, до конца

-О каком виде дождя говорит автор в этой части?

-Как в народе говорят о таком дожде?

-Почему Царевна плачет?


-Какие звуки слышны во время дождя?





-Что такое тесовая крыша?



-Водосточная труба? Для чего она нужна?





- Как назовём эту часть?

-Какой вывод делает автор в конце рассказа о своих размышлениях?


-Давайте соберём из наших названных частей план

1. Перед дождём

2. Начало дождя

3. Спорый дождь

4. Грибной дождь

5. Слепой дождь




О грибном

- потому что при таком дожде нет туч и часто светит солнце и от него лучше растут грибы.

-медленно, не спеша

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой

- да, грибной дождь очень медленный, сонный, а спорый очень быстрый и сильный.

-Перегной-это часть грунта, в основе которой находятся перегнившие растительные и животные остатки.

-Мох-это растение, у которого нет корней

-Начинают буйно лезть грибы.

- Маслята, лисички, боровики, рыжики, опёнки, поганки.

-да

- срезать аккуратно ножичком, а не вырывать.

-Чтобы не повредить грибницу




-белый гриб, вешенки, подберёзовик, сыроежка.

- мухомор, ложные опята, жёлтый гриб

-попахивает дымкой и ловится рыба плотва.



- Грибной дождь


-О слепом


- «Царевна плачет».

-Потому что они похожи на крупные слёзы.

-От мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряжённого гула

Тесовая крыша - это крыша из доски, обработанной специальным путём.

-Водосточная труба предназначена для обеспечения надежного и эффективного отвода воды с кровли здания

-Слепой дождь

-Что все его размышления, это только малая часть того, что можно рассказать о доже – красивом явлении природы.



Познавательные: овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся. Расширение кругозора учащихся.

Регулятивные: умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы

  1. Этап обобщения.

- Кто хочет по плану пересказать?

-Что автору удалось нам рассказать?














-Как вы думаете, все ли виды дождя описал автор?
-Как говорил об этом сам автор, прочитайте.



-Нужно ли было Паустовскому написать о всех видах дождя?
-Чем удивил вас автор? Над чем задумались?




-А вы любите дождь? Почему




- А понравился ли вам жанр произведения, с которым мы сегодня работали. Чем это произведение отличается от предыдущих


- пересказывают рассказ

- О разных видах дождя, учит быть внимательными к природе и о красоте природы. Писатель показал нам всю красоту дождей, которые делают мир свежее и чище.  природа увлекательна, природа многообразна, ведь она может удивлять каждый день. Поэтому, нужно быть очень наблюдательным, чтобы замечать ту всю красоту, которую нам даёт природа.

-нет


- Всё это – только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.

-Нет


-О красоте дождей, о том, что нужно больше наблюдать за красотой природы.

-Я люблю дождь, потому что можно ходить с зонтиком и прыгать по лужам.

-Понравился. Необычно было читать, потому что не было главных героев и сюжет отличается от того, что мы обычно читаем.

Регулятивные: Осознание уровня собственных достижений, качества знаний, ошибки и их причины, пути их решения.

Коммуникативные:

Умение формулировать своё мнение

  1. Рефлексия

-Посмотрите на слайд. Давайте оценим себя, как вы работали на уроке

  • Я узнал на уроке_________

  • Мне было интересно_______

  • Пришлось задуматься______

  • Могу рассказать другим_____

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. До свидания!

Оценивают свою деятельность на уроке.

Познавательные:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные:

соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;