Актуализация знаний | - Ребята, а сейчас давайте прослушаем одно произведение. После того, как прозвучит мелодия, вы должны мне сказать, к какому жанру относится такая музыка. (звучит русская народная колыбельная «Ой-лю-ли-лю-люшеньки…, длительность 1:03 мин.) - Итак, каков же жанр музыки у мелодии, которую мы сейчас с вами прослушали? - Верно. Ребята, сейчас вы прослушали русскую народную колыбельную. Как вы думаете, что означает «русская народная колыбельная»? - Верно. Ребята, а для чего народ сочинял колыбельные? - Правильно. А с какой интонацией поется колыбельная? - Ребята, кто обычно исполняет колыбельную? - Верно. Ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную, укладывая тебя спать. Первое что слышит и ощущает ребёнок - это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные. Первая песня, которую слышит малыш – это колыбельная. Когда наступает самое тихое время, вечер, приходит время обнимашек, самых теплых прикосновений мамы. - Ребята, а вы уже догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока? - Верно. Сегодня мы с вами продолжим изучать такой жанр русского песенного фольклора, как колыбельная песня. А какую цель мы можем с вами поставить? | Слушают колыбельную - Колыбельная песня - Это означает, что ее сочинил народ. У нее нет автора - Для того чтобы убаюкивать детей. - С убаюкивающей интонацией. - Мама, бабушка, няня и т.д. Слушают учителя - Тема нашего сегодняшнего урока – «Колыбельные. Мама». - Пополнить и закрепить знания о колыбельной песне. | Коммуникативные: Уметь выражать свои мысли в устной форме |
Изучение нового материала | - Молодцы. Сегодня мы с вами продолжим путешествовать по стране колыбельных песен. Колыбельная – это жанр русского песенного фольклора. Фольклор – это устное народное творчество, которое передается из поколения в поколение. Колыбельная передавалась от бабушки маме, от мамы к дочке. - Откройте учебник на стр. 32. Запишите в тетрадь число, классная работа и тему нашего урока «Колыбельные. Мама» После темы запишите в столбик слова «Темп», «динамика», «выразительность». Темп – это скорость движения при исполнении музыки. Динамика – это сила, громкость звука при исполнении музыки. Выразительность – это умение выражать в исполнении музыки свои чувства. - Давайте с вами посмотрим отрывок из сказки «Снежная Королева» писателя Ганса Христиана Андерсона. (Отрывок длительность мин.) - Слушая колыбельные, мы засыпаем и видим сны. Как и Оле-Лукойе, нам снятся сказки. Мы умеем летать во снах. - Рассмотрите первую иллюстрацию на стр. 32. Кто на ней изображен? - Что делает мама? - Верно. Мама укладывает спать своего ребенка. А что она поет своему малышу? - Верно. Ребята, а как мама исполняет своему малышу колыбельную? Найдите и прочитайте под иллюстрацией. - Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней. Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует. Колыбельная песня - это особенный диалог между матерью и ребенком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души, любви и нежности. - Ребята, а сейчас я предлагаю вам прослушать пьесу великого композитора Петра Ильича Чайковского «Мама» из сборника пьес «Детский альбом», написанного для исполнения на фортепиано. Петр Ильич посвятил ее соей маме. Именно к этой пьесе вы прочитали фразу под иллюстрацией, «С большим чувством и нежностью». (звучит пьеса П.И. Чайковского «Мама», длительность 1:09 мин.) - Ребята, вы прослушали пьесу. Давайте сравним ее с колыбельной песней. Скажите, похожа ли она на колыбельную и почему? - А чем эта пьеса отличается от колыбельной, которую мы прослушали в начале урока? - Ребята, сегодня мы много говорим о самом главном человеке в нашей жизни – о маме. А кто из вас знает, какой праздник отмечается каждый год в последнее воскресенье ноября? - Верно. В этом году День матери отмечается в последнее воскресенье этого месяца, 26 ноября. Ребята, а теперь просмотрим видео и закрепим наши знания. Но для начала я дам вам задание. Вы должны нарисовать в своих тетрадях рисунок, который отражает нашу тему – колыбельная. Вы можете срисовать иллюстрацию из учебника по нашей теме, а можете нарисовать иллюстрацию к колыбельной «Спят усталые игрушки». Смотрите видео и выполняете рисунок. (Видеоурок «Колыбельные. Мама». Длительность 7 минут) Останавливаю перед «Спят усталые игрушки» - Ребята, а сейчас мы с вами узнаем о главной колыбельной нашей страны – «Спят усталые игрушки». Как мы с вами сказали в начале урока, колыбельная бывает русская народная. Но существует еще один вид колыбельной песни – композиторская или авторская колыбельная. Это означает, что у этой колыбельной есть композитор или автор, который ее написал. Колыбельная «Спят усталые игрушки» является авторской, так как ее автор – Аркадий Ильич Островский. (Включаю до юбилея 50 лет) | Слушают учителя Записывают число, классную работу и тему урока, термины в тетрадь Слушают учителя Смотрят сказку «Снежная Королева» - Мама и ребенок. - Укладывает спать ребенка. - Колыбельную. - С большим чувством и нежностью. Слушают учителя Слушают пьесу П.И. Чайковского «Мама» - Да, пьеса похожа на колыбельную, потому что она звучит как колыбельные песни, нежно, ласково, по-доброму, с любовью. - Эта пьеса написана без слов. Она написана для фортепиано, значит она инструментальная. - День матери Смотрят видеоурок, рисуют рисунок Слушают учителя | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания. |
Музыкально-ритмическая деятельность (физминутка) | - Ребята, я думаю, у каждого из вас есть хотя бы одна мягкая игрушка, с которой вы засыпаете. Сейчас мы посмотрим отрывок колыбельной «Спят усталые игрушки» из программы «Спокойной ночи, малыши» и немного с вами подвигаемся. Давайте представим, что мы крепко-крепко обнимаем свои игрушки. (Видео «Спят усталые игрушки», длительность мин). - Обнимите игрушку. Покружитесь с игрушкой. Подкиньте игрушку. | Повторяют движения за учителем | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми. |
Продолжение работы по теме урока. | - Ребята, давайте с вами споем эту колыбельную. (Включаю караоке «Спят усталые игрушки») - Ребята, наверное, многие из вас смотрели мультфильм «Умка», который повествует нам о дружбе белого медвежонка Умки и мальчика. В этом мультфильме звучит песня «Колыбельная медведицы». Эта колыбельная тоже является авторской, потому что у нее есть автор – Юрий Яковлев. (Включаю дальше видеоурок) - Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Умка» с колыбельной песней под названием «Колыбельная медведицы». Смотрим и слушаем внимательно (длительность 1:27) - Ребята, а теперь я предлагаю спеть эту колыбельную. (Включаю караоке) - Давайте с вами разучим Колыбельную Медведицы. Споем еще раз под плюс, а затем под минус. | Поют песню под караоке Слушают учителя Смотрят мультфильм Умка Поют караоке под плюс Разучивают Колыбельную Медведицы | Личностные: Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Итог урока. Рефлексия | - Молодцы. Наш урок подходит к концу. Подведём итоги. - Ребята, какая же была тема нашего сегодняшнего урока? - Давайте вспомним, что такое колыбельная и для чего она нужна? - Как нужно спеть колыбельную, чтобы выразительно исполнить ее? - Что мы делали на сегодняшнем уроке? - А что вам понравилось больше всего? - Ребята, теперь оцените свою работу на уроке. У вас на партах у каждого лежит Если вы поняли сегодняшнюю тему и сможете объяснить своему товарищу, поднимите зеленую ноту. Если вы поняли сегодняшнюю тему, но не сможете объяснить ее своему товарищу, поднимите желтую ноту. Если вы совсем не поняли тему урока, поднимите красную ноту. - Я рада была поработать с вами, ребята. До свидания! | - «Колыбельные. Мама» - Колыбельная – это жанр русского песенного фольклора. Она нужна для убаюкивания малышей. - Нужно исполнять колыбельную тихо, спокойно, убаюкивающе, с ласковой, нежной интонацией. С большой любовью, теплом. - Сравнивали колыбельные с известными пьесами, слушали другие колыбельные, разучивали песню «Колыбельная медведицы». Ответы учащихся Выполняют рефлексию | Познавательные: рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса. |