КОНСПЕКТ
Класс 3
Урок: русский
Тема: Имя существительное. Повторение изученного.
Цель урока: итоговое обобщение и систематизация знаний по теме: «Имя существительное»
Задачи:
1) Образовательная: повторить существенные признаки имени существительного .
2)Развивающая: способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти; умение рассуждать, анализировать, развивать устную речь;
3)Воспитательная: воспитывать внимательное отношение детей к ходу рассуждений на уроке; воспитывать культуру общения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, стимулирования и мотивации учения.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
раздаточный материал.
Конспект урока
I.Организационный момент
2. Самоопределение к деятельности
Прозвенел и смолк урок
Начинаем наш урок
Все друг к другу повернитесь
Мило, дружно улыбнитесь.
И садитесь по местам.
Проверка домашнего задания(упр.2 стр.46)
- Сегодня на уроке мы отправимся в страну Речь. Там живут разные части речи. Мы отправимся в гости к одному из её жителей. Мы будем вести дневник путешественника – это ваши тетради. 3. Чистописание
– Прежде чем начать писать, давайте вспомним правило правильной работы.
Дети.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Запишите в дневнике дату путешествия. (Дети записывают число)
А сейчас – чистописание. Выполнив его, отправимся в путешествие.
Я сейчас вам прочитаю стихотворение и вы скажете о каком времени года это стихотворение( зима)
Проплясали по снегам
Снежные метели
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся коньки,
Режут лед снегурки.
Какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении? С
Какой он? (Согласный, глухой)
Пропишите, соединяя заглавную и строчную буквы в тетради.
сСс СсС
4.А теперь ребята проведем словарную работу, но перед как начать вспомним что такое синонимы.
Синонимы – это слова одной части речи, которые звучат и пишутся по разному.а по смыслу одинаковы( веселый- радостный, смелый – храбрый)
1.Синоним к слову холод ( мороз).
2. Тонкий снежный слой на деревьях (иней).
3.Сильный ветер со снегом ( метель).
4. Без нее нельзя обойтись в игре на льду ( шайба).
5. Самое холодное время года ( зима).
Самопроверка. Проверьте, как вы написали данные слова.(на доске)
– Какой частью речи являются?
На какие вопрос они отвечают?(кто? что?)
(Эти слова имена существительные)
5. Работа по теме урока.
«Великое количество слов в языке – сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир – Морфология.(определение морфологии)
Первого жителя страны, к которому мы сейчас отправимся, вы узнаете, выполнив задания в парах
- Из данных слов выпишите имена прилагательные, глаголы, местоимения (бежит, река, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, солнце, звери, ты).
-Какой частью речи являются оставшиеся слова.
-Сформулируйте тему урока
Чему учились, изучая имя существительное?
-Какая задача стоит перед нами?
- Вот и добрались мы до ущелья вопросов.
-Кто знает лексическое значение слова «ущелье»?
(Ответы детей)
- Вот что об этом говорится в толковом словаре. Ущелье – это узкая крутосклонная долина, промытая рекой в твёрдых коренных породах. ---Преодолеть ущелье нам поможет следующее задание.
Игра «Волшебный квадрат» (определить число имён существительных):
- Поиграем в игру «Волшебный квадрат».
У каждого из вас на столах лежат квадраты. В клеточках этого квадрата вписаны имена существительные. Определите число каждого существительного.
(Самостоятельная работа учащихся на листочках)
подарки | чай | торты | музыка |
суббота | книги | столица | цветы |
ребята | яблоко | грибы | ель |
человек | деревни | метель | ножницы |
-Закрасьте синим карандашом имена существительные множественного числа.
(Учащиеся закрашивают синим карандашом имена существительные множественного числа.)
-Сверьте свой рисунок с рисунком на доске
-Как определить в каком числе стоит имя существительное?
Дети: Если существительное обозначает один предмет, значит, оно стоит в единственном числе, если существительное обозначает два или несколько предметов, то оно стоит во множественном числе.
Молодцы, справились с заданием, вышли из ущелья вопросов и идём дальше. Перед нами небольшой холмик. Прочтите его название.
Дети: «Холм Выбора».
в) игра «Узнай род имён существительных».
- Чтобы по нему пройти, выполним следующее задание. Игра «Узнай род имён существительных». Разделите листочек в своих дневниках путешественника на 3 равных столбика. Я буду диктовать слова, вы должны распределить их по родам.
Фамилия, посёлки, имя, картофель, вагон, сёла, портфель, морковь, туфли, ботинки, семья, плащи , города , расстояние, овощ.,
Какого рода бывают имена существительные?
Дети: Имена существительные бывают женского, мужского, среднего родов.
- Как определить род имени существительного?
Дети: Чтобы определить род имени существительного, нужно заменить его подходящим местоимением – он – мужской род, она – женский род, оно – средний род.
Изменяются ли имена существительные по родам? Можно ли определить род у существительных множественного числа?
Дети: Имена существительные по родам не изменяются.
6. Физкультминутка «Одушевлённое-неодушевлённое»:
Нарицательные и собственные
Дочь ,тетрадь ,собака. Вова, Москва, Дружок.
Учитель: Выполнив задание, мы подошли к Дубраве Здоровья.
Пришло время подышать свежим воздухом и немножко отдохнуть. Встали все около своих парт. Сейчас я буду называть вам слова. Если существительное одушевлённое то все хлопают в ладоши 3 раза, если неодушевлённое прыгают на двух ногах на месте 3 раза.
Лейка, окно, карась, мальчик, зверь, ящик, муха, конура, коза, жук, девочка, овца, лопата, рыба, зуб, платок, кролик, доктор, учителя
7. Продолжение работы по теме урока
- Отдохнули. Пора двигаться дальше. Впереди «Поляна падежей».
д) склонение имён существительных:
- Знаете ли вы падежи? Назовите мне их хором.
(Учащиеся проговаривают хором падежи)
- Что такое склонение?
Дети: Изменение имён существительных по падежам называется склонением.
- Просклоняйте существительное погода. Выделите окончание.
(на доске кто-то выполняет,а остальные в тетради)
Дети: И.п. что? погода
Р.П. чего? погоды
Д.п. чему? погоде
В.п. что? погоду
Т.п. чем? погодой
П.п. о чём? о погоде
(Взаимопроверка)
-Как определить падеж имени существительного?
Дети: Чтобы определить падеж имени существительного нужно задать к нему вопрос.
е) упражнение в определении падежей имён существительных:
-Спишите словосочетания, которые вы видите на доске. Укажите падеж имени существительного.
(Самостоятельная работа учащихся)
На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к заводу, подарил книгу, переплыл через речку, сделано из дерева, стоял на вершине, пошли в школу .
8. Подведение итогов
-В какой стране мы побывали?
9.Рефлексия.
Заканчивается наше путешествие в страну Речь.
В путь! Домой!
Садитесь поудобнее,
Ведь к концу подходит наш урок.
Чтобы закончить наше путешествие,
Надо подвести итог.
Над какой темой мы работали?
Что мы повторили об имени существительном? Что вам особенно
понравилось?
Мы прощаемся с Именем существительным и страной Речь. Вы еще не раз
побываете в этой удивительной стране и познакомитесь с другими её жителей.
Ребята, у каждого из вас на парте лежат картинки с изображением лиц. Если вам понравился наш урок, то покажите улыбающееся лицо, а если вам было грустно, неинтересно, то покажите невеселое лицо.
10. Домашнее задание.
Упр.5 стр.46.
- Всем спасибо. Урок окончен.