СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому родному языку "Имя прилагательное" 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому родному языку "Имя прилагательное" 3 класс»

Тема: «Имя прилагательное»

Цель: совершенствование речевых, коммуникативных умений на основе знаний об изменении имен прилагательных; создать условия для знакомства с понятием «имя прилагательное», способствовать формированию умения объяснять роль прилагательных в речи.

Задачи:

Дидактическая - мотивировать обучающихся на изучение изменение имен прилагательных в русском языке, иметь представление о начальной форме имени прилагательного; определять изученные грамматические признаки имени прилагательного; изменять имена прилагательные по вопросам; расширять словарный запас учащихся.

Развивающая - развить навыки грамотного письма и развивать грамотную речь в процессе устного обсуждения.

Воспитательная – воспитать интерес к изучению русского языка и сформировать умение общаться.

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): находить имя прилагательное ( по алгоритму); выявить взаимосвязь между именем существительным и прилагательным; по вопросу и окончанию определять род и число имен прилагательных.

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, сотрудничать друг с другом; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные: умение выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; умение строить рассуждения.

Регулятивные: умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; умение адекватно воспринимать оценку учителя.

Личностные (соответствуют поставленным задачам): формировать познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; проявлять.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Тип урока: открытие новых знаний.

Литература: Хамраева Е. А.: Русский язык. 3 класс. Учебник для школ с родным (нерусским) языком обучения.

Учебник «Русский язык», ч. 2, В.П.Канакина,В.Г.Горецкий.



Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность инофонов

Планируемые результаты

    1. Мотивационный этап


Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

-Здравствуйте, ребята. Сегодня я у вас проведу урок рки. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должно лежать учебник, тетрадь и пенал. Если все готово, то присаживайтесь.

Мы сегодня вновь пойдем к новым знаниям!

Для начала выполним артикуляционную гимнастику.

Упражнение 1. Язык во рту двигаем вперед - назад. Можно чуть приоткрыть рот. Контролируем движение по горлу.

Упражнение 2. Приставить узкий кончик языка к верхним зубам и провести им по нёбу назад.

-Молодцы!

-Откройте тетрадь, отступите вниз 4 клеточки и запишите дату и слова «Классная работа».

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Слушают высказывание.




- Выполняют артикуляционную гимнастику вместе с учителем.




- Записывают дату и слова «Классная работа».

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей;

    1. Актуализация знаний и целеполагание


Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке

- Ребята, посмотрите на доску.

На доске карточки со словами: весна, скворец, туманы, солнце, берёзовый, цветок, душистые, птичий.

- Прочитайте записанные слова и разделите их на две группы.


- По какому признаку вы определили слова в первую группу?

- Докажите.




- Какие признаки имен существительных вы еще знаете?






- Обратимся ко второй группе слов.

- Как называют такие слова?


- Что вы о них знаете?





- Как изменяются имена прилагательные?



- Что вы можете сказать о роли прилагательных в предложении?

- Кто уже догадался какая тема сегодняшнего урока?

- Какие задачи поставим на урок?










- Совершенно верно! Молодцы!

- Читают слова, разделяют их на группы.

Весна берёзовый

солнце душистые

туманы птичий

цветок

скворец

- Это имена существительные.

- Слова отвечают на вопросы кто? Что? И обозначают предметы, явления природы.

- Существительные

бывают одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные,

единственного и множественного числа, женского, мужского и среднего рода.


- Это имена прилагательные.

- Имена прилагательные обозначают признак, отвечают на

вопросы какой? какая? какое? какие? Чей?

Имена прилагательные изменяются, по

числам и по родам.

- В предложении являются определением.

- Имя прилагательное.

- Задачи:

Узнать, какие признаки предметов называет имя прилагательное.

2. Находить прилагательные в тексте и определять их значение.

3. Узнать, как ещё изменяются имена прилагательные.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; формировать

Регулятивные: формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.

Предметные: находить имя прилагательное ( по алгоритму); выявить взаимосвязь между именем существительным и прилагательным; по вопросу и окончанию определять род и число имен прилагательных.

Познавательные: умение выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; умение строить рассуждения.

    1. Открытие нового знания


Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия

- Посмотрите, у вас на столах листочки с текстами. Прочитайте их.

1 текст.

Лес осенью.

Как хорош лес осенью! Ветра нет, в воздухе разлит запах. Туман стоит над полем. Сквозь сучья

деревьев белеет небо. На липах висят листья.

А какой день!

Берёзка красиво рисует на небе. Солнце уже не греет, но блестит ярче. Роща вся сверкает.

2 текст.

Лес осенью.

Как хорош лес поздней осенью! Ветра нет, в мягком воздухе разлит осенний запах. Тонкий

туман стоит над жёлтым полем. Сквозь бурые сучья деревьев белеет небо. На липах висят

последние золотые листья.

А какой осенний, ясный, немножко холодный утром день!

Берёза красиво рисуется на голубом небе. Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего.

Небольшая осиновая роща вся сверкает.


- Какой из текстов вам понравился больше?

- Почему вы считаете, что второй текст интереснее?

- В чём разница между текстом №1 и текстом№2?






- Слова какой части речи помогают нам представить этот пейзаж?

- Какой вывод мы можем сделать о роли имён прилагательных в нашей речи?















- Правильно. Молодцы!

- Читают тексты. По желанию.






















- Ответы детей.



- Текст № 1 передаёт событийность, а текст № 2 рисует в нашем воображении

чудесную картину природы.

- Имена прилагательные.


- Прилагательные придают нашей речи образность, художественность,

обозначают признаки предмета. Чтобы рассказать об окружающем мире, описать

удивительное и разное - для этого понадобятся имена прилагательные. Они широко

используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств,

настроений, душевных переживаний.

Регулятивные: формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Познавательные: умение выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; моделировать различные языковые

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других;

Предметные: находить имя прилагательное ( по алгоритму); выявить взаимосвязь между именем существительным и прилагательным; по вопросу и окончанию определять род и число имен прилагательных.


    1. Физминутка

- Встаем на физкультминутку.

Руки к верху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Повторяют движения за учителем.



    1. Первичное закрепление нового знания


- Откройте учебник на стр. 64 упр. 109. Прочитайте задание. Некоторым учащимся раздаются индивидуальные карточки.

- Опишите предметы по следующим признакам (яблоко, вода, чай): Цвет, форма, вкус, состояние.

- На какой вопрос отвечают признаки, относящиеся к слову яблоко? Вода? Чай?

- По описанию признаков отгадайте кто это ( После каждого ответа вывешивается картинка предмета)

1. Большой, косолапый, бурый или белый;

- На какой вопрос отвечают признаки, относящиеся к слову медведь? К какому роду относим это слово?

2. Рыжая, хищная, ловкая;

- На какой вопрос отвечают признаки, относящиеся к слову лиса? К какому роду относим это слово?

3. Желтый, маленький, пушистый;

- На какой вопрос отвечают признаки, относящиеся к слову цыпленок? К какому роду относим это слово?

4. Косой, слабый, трусливый, летом серый, зимой белый.

- На какой вопрос отвечают признаки, относящиеся к слову заяц? К какому роду относим это слово?

5. Белое, пушистое, воздушное.

- На какой вопрос отвечают признаки, относящиеся к слову облако? К какому роду относим это слово?

- Верно! Давайте проверим. У всех ли так получилось?


- Открывают учебник на странице 64, упр. 109.

- Описывают предметы.



- Что?



- Медведь.



- Лиса.

- Какая? Ж.р.


- Цыпленок.

- Какой? М.р.



- Заяц.

- Какой? М.р.


- Облако.

-Какое? Ср.р.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; преобразовывать информацию из одной формы в другую; находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других;

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Предметные: находить имя прилагательное ( по алгоритму); выявить взаимосвязь между именем существительным и прилагательным; по вопросу и окончанию определять род и число имен прилагательных.


    1. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Посмотрите карточки и определите, какое задание нужно выполнить?

Сущ.       Прил.

Тропинка    широкие

Озеро        узкая

Ремень        глубокое

Реки            чёрный

- Итак, вам нужно составить словосочетания, соединив существительное с подходящим по смыслу прилагательным.

- Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.

 - Почему вы соединили слово тропинка с прилагательным узкая? А не со словом широкие?

Ремень со словом чёрный, а не со словом узкая?

Озеро  - глубокое, а не со словом чёрный?

Реки – широкие, а не со словом глубокое?

Подпишите род и число у существительного и прилагательного.

- Какой вы можете сделать вывод?

- Род и число имени прилагательного такой же, как и род, число имени существительного.

Давайте  откроем учебник на стр.64.

- Прочитайте правило. Верный ли мы сделали вывод?

- Взаимопроверка.







- Доказывают, почему соединили по смыслу

Не совпадает число

Не совпадает род

Не совпадает род

Не совпадает число.

- Подписываю род существительного и прилагательного.

-Делают вывод о том, что у имен прилагательных род и число совпадают с именем существительного, с которым оно связано.

- Работают с учебником, читают правило, сравнивают, делают вывод.

- Выполняют упражнения.


    1. Рефлексия


Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

- Давайте подведем итог урока.

- Давайте подведем итог.

- Выполнив тест (устно).

1.Имена прилагательные отвечают на вопросы:

А) кто? что?

Б) какой? какая? какие?

В) что делать? что сделать?

2. Имя прилагательное – это

А) часть слова

Б) часть речи

В) член предложения

3. Имена прилагательные обозначают:

А) действие предмета

Б) предмет

В) признак предмета

4. Прилагательные связаны по смыслу:

А) с глаголами

Б) с существительными

5.В предложении чаще всего бывают:

А) главным членом предложения

Б) второстепенным членом предложения.

Проверка и самооценка.


– Как вы оценили себя на сегодняшнем уроке?

- Молодцы! Спасибо за урок.




- Отвечают на вопросы учителя по изученной теме.

- Формулируют вывод по новой теме.

- Оценивают свою деятельность на уроке

Регулятивные: способность к волевому усилию, коррекция и оценка знаний.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других;