Тема: Разнообразие растений.
Ход урока
Тест по теме: «Почва. Состав почвы».
1.Верхний плодородный слой земли – это …
а) глина б) почва в) дренаж
2. Цвет почвы зависит от количества в ней …
а) перегноя б) удобрений в) влаги
3. Перегной – это …
а) перепревшие листья, погибшие растения и животные
б) растения и животные
в) корни растений
4. Основное свойство почвы – это …
а) солончак б) водопроницаемость в) плодородие
5.Состав почвы:
а)песок, микроорганизмы, перегной
б)воздух, песок, вода, глина, перегной
в)песок, глина, перегной
- Куда можно отнести почву: к живой или не живой природе? (В почве есть составляющие неживой природы – глина, песок, воздух, вода, соли; и живой – бактерии).
- Отгадайте загадки (слайд )
Вырос в поле
Злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репей)
Из - под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает. (Подснежник)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
- Что между ними общего? (Относятся к царству растений.)
- Что мы будем изучать сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомим с новой классификацией растений.
Тема урока «Разнообразие растений» (слайд )
- Как называется наука, которая изучает живую природу? (биология)
- На какие царства ученые – биологи делят живую природу? (бактерии, грибы, растения, животные, люди)
(слайд )
- Вспомните, что вы знаете о растениях. - Докажите, что растение живой организм. -Назовите, из каких частей состоит растение?
Внимательно посмотрите на эти картинки скажите, чем различаются растения друг от друга. Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат, более 300 тысяч видов растений населяют Землю. С глубокой древности человек собирая , а затем возделывая растения познавал их полезные и вредные свойства. Так появилась наука о растениях. Наука о растениях, получившая название от греческого слова БОТАНЕ – трава. - Как называются ученые, которые занимаются изучением растений? (ученые-биологи) - Учёные-биологи делят царство растений на несколько групп.
2. Новая тема.
- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зеленая одежда Земли» (слайд ). Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.
- Какие части растения вы знаете? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами) (слайд )
3. Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок на с.72, растения очень разнообразны.
- Сейчас мы прочитаем текст учебника с.73. И найдем ответы на вопросы.
- Как называется наука о растениях? (ботаника) (слайд )
- На какие группы делится царство растений? (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).
Водоросли: водные растения. Водоросли имеют стебли, листья и корни, но не имеют цветов и плодов. Они бывают: зелёные, бурые, красные.
(слайд )
Мхи: растут во влажных местах. У мхов есть стебли и листья. Но нет корней, цветов и плодов с семенами. Учёные изучили около 27 тысяч видов мхов. (слайд )
Папоротники: красивые листья похожие на большие перья. У папоротников есть листья, корни и стебли. Не имеют цветов, плодов и семян. Сейчас насчитывается более 10тысяч видов папоротников. (слайд )
Хвойные растения: сосна, ель, можжевельник и др. ХВОИНКИ – это их листья. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них ШИШКИ С СЕМЕНАМИ. На Земле насчитывается всего около 600 видов хвойных растений. (слайд )
Цветковые растения: имеют цветы, плоды, корни, стебли и листья. Самые разнообразные – насчитывают 250 тысяч видов. (слайд)
Вопросы:
- Где растут водоросли? (в воде)
- Где можно встретить мхи? (во влажных местах)
- Как узнать папоротники? (по красивым листьям, похожим на перья).
- Назовите представителей хвойных растений. (сосна, ель, кедр и др.)
- Какая из групп наиболее разнообразна? (цветковые растения)
IV. Физ.минутка.
Практическая работа. Заполнение таблицы по тексту (слайд )
(слайд )
Р
АСТЕНИЯ
Низшие растения Высшие растения
Водоросли мхи, папоротники, хвойные, цветковые
- Рассмотрите рисунок в учебнике (с.74). К какой группе они относятся?
- Сколько видов растений вы видите? (3)
- Ученые – биологи их называют одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный. А мы обычно называем их одуванчик, подорожник, клевер.
Ученым сейчас известно около 500 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч – цветковые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, папоротников – более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов. (слайд )