Тема урока: Роль бактерий в природе и жизни человека
Тип урока: Освоения новых знаний
Цель урока: создание условий для развития у учащихся умения анализировать познавательную проблему; сравнивать и делать простейшие выводы; через решение проблемных ситуаций и практических заданий подойти к выводу о значении бактерий в природе и жизни человека.
Задачи:
Общеобразовательные: создать условия для формирования у учащихся представлений о роли бактерий в природе и жизни человека и о важности жизнедеятельности бактерий на Земле.
Развивающие: создать условия для развития мыслительных операций сравнения, анализа, обобщения; развивать коммуникативные умения, познавательную активность, умение осуществлять рефлексивное действие.
Воспитательные: воспитывать коллективизм, умение работать в группе, как в едином коллективе, внимательное отношение к товарищам при групповом взаимодействии.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «молочнокислые бактерии», «эпидемия».
Метапредметные:Формируются навыки работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведения сравнительной характеристики.
Личностные: Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация к изучению объектов природы.
УУД:
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное и второстепенное в тексте, структурировать учебный материал, сопоставлять данные; устанавливать причинно – следственные связи.
Регулятивные УУД: способность постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем; способность к моделированию ситуации на основе имеющихся данных; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.
Коммуникативные УУД: развитие способности к организации и распределению ролей; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Личностные УУД: развитие интереса к изучению объектов живой природы; развитие потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Основные термины, понятия: бактерии разложения и гниения, клубеньковые или азотофиксирующие, бактерии, цианобактерии, архебактерии, симбиоз, молочнокислые бактерии, болезнетворные бактерии, эпидемия.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, проектор. Учебник. Биология. 5-6 кл. В. В. Пасечник, С.В. Суматохин,Г.С Калинова, З.Г. Гапонюк М: Просвещение, 2019. Презентация: «Роль бактерий в природе и жизни человека», карточки (фото бактерий)
Методы урока: словесный, наглядный, работа в группах.
Методы контроля и самоконтроля: устный, письменный.
Образовательные технологии: личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, здоровьясберегающие.
Ход урока:
Организационный этап.
Позитивный настрой на работу. Упражнение «Улыбка».
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок. В некотором Царстве, в некотором Государстве жила была царевна Бактерия. А как называется это Царство?
Актуализация знаний.
Ребята, к нам поступило заявление от группы людей, где они обвиняют бактерии и дают им самую ужасную характеристику, убеждая нас, чтобы мы выдвинули решение выслать все бактерии, находящиеся на нашей планете Земля на другую планету. Они просят помощи, вы согласны им помочь и выслать бактерии?
Давайте мы расскажем им про обитателей Царства Бактерии.
-Какой формы бывают Бактерии?
- Какое строение имеют Бактерии?
-В каких местах обитают бактерии?
- А что происходит с бактериями, когда для них наступают неблагоприятные времена?
- Какие бактерии называются паразитами?
- Какие паразиты называются сапрофитами?
- Какую роль сыграли бактерии в формировании нашей Земли?
- Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?
- Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?
3. Мотивация учебной деятельности.
Проблемный вопрос: как вы думаете, что случится на Земле если исчезнут все бактерии?
Давайте вместе сформулируем задачи урока.
Определить способы питания и дыхания бактерий.
Познакомиться с цианобактериями и архебактериями.
Определить значение бактерий в природе и жизни человека.
Упражнение «Ассоциации».
Значение бактерий в жизни человека
Вредное Полезное
«Открытие новых знаний» (изучение новой темы)
Прежде чем говорить о роли бактерий в природе рассмотрим такие важные процессы жизнедеятельности бактерий как питание и дыхание. Какой способ питания характерен для растений? (Автотрофный) Что это означает? (ответ обучающихся)
Но нам известно, что клетка бактерий не имеет хлоропластов и не может фотосинтезировать. И всё же есть исключения. Яркий пример цианобактерии (цианопрокариоты).
Давайте сравним строение клетки бактерии и цианобактерии. (используем таблицу, обобщаем, делаем запись в тетради черт сходства и отличия).
Делаем вывод, что одним из способов питания бактерий является автотрофный.
Какой способ питания характерен для животных и грибов? (гетеротрофный) Что это значит? (ответ обучающихся)
Такой способ питания характерен и для большинства бактерий. Употребляя готовые органические вещества бактерии частично перерабатывают их в вещества собственных клеток, а частично расщепляют на неорганические вещества, получая при этом энергию.
Некоторые бактерии расщепляют органические вещества в процессе дыхания, используя кислород. Хотя многим из них кислород для получения энергии не нужен: они расщепляют органические вещества и получают энергию в процессе брожения. Найдите в учебнике примеры бактерий, которые живут при отсутствии кислорода (бифидобактерии, клостридии). Запишите примеры в тетрадь.
Физкультминутка.
Давайте вспомним способы сосуществования живых организмов. ( Симбиоз, паразитизм, сапротрыфы). Приведите примеры таких взаимодействий. Какие из них характерны для бактерий? (все три).
В зависимости от способа жизни бактерий определяется и их значение в природе и жизни человека.
Предлагаю просмотреть видео из жизни бактерий и определить их роль в грунтообразовании и какие полезные вещества дают растениям.
Просмотр видео «Город бактерий»: https://m.yutube.com/watch?v=E3Mb3bAb-s4
Обсуждение:
Каким веществом обеспечивают бактерии бобовые растения? Как называются такие бактерии? (запись в тетрадь)
Какие бактерии принимают участие в почвообразовании? Какими веществами они обогащают почву? (запись в тетрадь)
С какими бактериями вредителями вы познакомились? Какой вред они приносят? (запись в тетрадь)
Вредоносные бактерии можно определить в четыре группы. (составление схемы).
Особо опасные Опасные Условно-опасные Безопасные
(работа с карточками - фото бактерий, распределение по группам, поиск информации в сети ИНТЕРНЕТ)
Есть ещё один вид удивительных бактерий – Архебактерии. Они живут на дне мирового океана при температуре до 300 градусов Цельсия и давлении до 300 атмосфер, неподалёку от подводных гейзеров (источников горячей воды), которые называют «чорными курильщиками». Перегретая вода этих гейзеров насыщена углекислым газом и сероводородом и есть источником энергии для бактерий, а они сами являются пищей для глубоководных червей и моллюсков.
Таким разнообразным есть вид бактерий и такими значущими для всех организмов есть существование этих невидимых помощников.
Закрепление полученных знаний. Ответ на проблемный вопрос.
Вспомните проблемный вопрос.
Теперь вы можете на него ответить?
1. Бактерии также участвуют в создании полезных ископаемых на Земле.
2. Бактерии играют важную роль в пищеварительном процессе человека и других животных. Их очень много в кишечнике. Эти бактерии разлагают пищу. В то же время они вырабатывают витамины, которые использует затем организм.
Ребята, давайте пофантазируем, что произошло бы, если бы бактерии исчезли.
Жизнь на Земле без бактерий невозможна.
Называют причины.
Бактерии гниения и разложения превращают погибшие растения, животных и мусор, который образует человек, в перегной почвы.
Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества. Минеральные вещества нужны растениям для роста.
Клубеньковые бактерии обитают в почве на корнях растений и обогащают почву азотом, который нужен растениям.
Если бы не было бактерий, Земля покрылась бы кучей мертвого вещества, и мы бы просто утонули в нем.
Минеральные вещества в почве исчерпались. Не было бы пищи растениям.
Погибли бы растения, закончился кислород в атмосфере.
Жизнь на земле исчезла бы.
Рефлексия.
Перед вами три вещи. Выберите для себя ту, которая пригодиться вам при подготовке к следующему уроку.
Выскажите своё мнение о сегодняшнем уроке ответив на вопрос: Что вы сделаете с информацией, которую получили на уроке?
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем
Мясорубка – информацию переработаю
Корзина – всё выброшу
Домашнее задание.
Выучить материал параграфа 11.
Разработать меры профилактики заболеваний, связанных с болезнетворными бактериями.
Творческое задание (по желанию): составить синквейн по теме Бактерии.