Актуализация и пробное учебное действие | - Ребята, скажите, что такое слово? - Хорошо, что обозначает слово? - Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием. Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Приступайте к выполнению. - Закончили. Давайте проверим. Какие слова вы записали в объекты? - Все согласны? - Какие слова вы определили как признак? - Все согласны? - Какие слова обозначают действие? - Все согласны? - Какие слова вы отнесли к количеству? - Все согласны? | - Слово – набор звуков, который имеет какое-то значение, смысл. - Слово может называть предмет, действие, признак/описание, количество. - Заполнить таблицу словами, указанными снизу. - Девочка, ваза, кот. - Да. - Красный, добрый, холодный. - Да. - Любить, бежать, рисовать. - Да. - Один, пять, шесть. Да. | Объект | | Признак | | Действие | | Количество | | Девочка, любить, один, кот, ваза, бежать, пять, красный, добрый, шесть, холодный, рисовать. |
Реализация построенного проекта | - Итак, ребята. Скажите, как называются такие слова, как девочка, ваза, кот. - Верно. Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое исследование в парах. Напомните правила работы в парах. - Запишите в тетради число, «Классная работа». - Запишите слова с красной строки через запятую: собака, карандаш, мальчик, гром, праздник, год, доброта, радость, бег. - Определите, что обозначают данные слова. - Заканчивайте. Назовите, что обозначает каждое слово. - Ребята, все согласны? - Хорошо, задание выполнено верно. Скажите, что могут обозначать имена существительные? - Верно. Определите, истинно или ложно утверждение «Имена существительные обозначают живые объекты и неживые предметы, явления, состояния и действия?» - Правильно. А как вы тогда думаете, на какие вопросы могут отвечать имена существительные? Задайте вопросы к каждому из записанных слов и озвучьте два вопроса, на которые отвечают имена существительные. - Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? - Какие имена существительные отвечают на вопрос что? - Верно. Какой вывод вы можете сделать? Что такое имя существительное? - Давайте проверим истинность вывода. Откройте учебник на странице 45. (Имя), прочитай правило вслух, остальные про себя. - Совпадает вывод и правило? - Как вы думаете, в учебнике определено более расширенно или в ходе нашего исследования? - Почему? Докажите. - Приведите примеры имен существительных. - Итак, давайте подытожим. Попробуйте хором рассказать выведенное вами правило. | - Имена существительные. - Нельзя громко разговаривать, работать должны оба, когда один говорит, другой слушает. - собака - животное, карандаш - предмет, мальчик - человек, гром – явление природы, праздник - событие, год – временной промежуток, доброта - качество, радость – состояние человека, бег – название действия. - Да. - Имя существительное может обозначать живое существо, предметы, явления природы, события, временные промежутки, качества и состояния живых существ, названия действия. - Утверждение верно. - Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? - Имена существительные, которые обозначают живые существа. - Имена существительные, которые обозначают предметы, явления, состояния и названия действий. - Имя существительное – это часть речи, которая обозначает объект, предмет, явления, состояния, названия действий и отвечает на вопросы кто? что? - Да, только в учебнике написано, что имя существительное обозначает предметы, но мы определили по-другому. - В ходе нашего исследования более широко определено. - Например, явление природы не является предметом, но тоже имя существительное. - Береза, рыба, дуб, нож, сок, помидор, туман, лето, веселье и т. д. - Имя существительное – это часть речи, которая обозначает объект, предмет, явления, состояния, названия действий и отвечает на вопросы кто? что? | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Упражнение 75 на странице 45. Прочитайте задание. - Всем понятно задание? - Отвечаете по цепочке устно, читаете слово и объясняете, что оно обозначает и на какой вопрос отвечает. (После каждого ответа спрашивает у обучающихся, согласны ли они. Если да – продолжают дальше. Если нет – обсуждают, выясняют правильный ответ) | - Прочитайте. Что обозначает каждое слово? Поставьте к нему вопрос кто? или что? - Да. - Учитель – обозначает живой объект, отвечает на вопрос кто? - Школьник – обозначает живой объект, отвечает на вопрос кто? - Верблюд – обозначает живой объект, отвечает на вопрос кто? - Земляника – обозначает предмет, отвечает на вопрос что? - Платье – обозначает предмет, отвечает на вопрос что? - Пчела – обозначает живой объект, отвечает на вопрос кто? - Ромашка – обозначает предмет, отвечает на вопрос что? - Пальто – обозначает предмет, отвечает на вопрос что? - Ребята – обозначает живой объект, отвечает на вопрос кто? - Окунь – обозначает живой объект, отвечает на вопрос кто? - Костюм – обозначает предмет, отвечает на вопрос что? - Врач – обозначает живой объект, отвечает на вопрос кто? - Шляпа – обозначает предмет, отвечает на вопрос что? | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Сейчас вы поработаете самостоятельно. Я прочитаю текст, ваша задача – выписать имена существительные через запятую. Есть вопросы по поводу задания? - Первый раз читаю, вы слушаете. Второй раз – выписываете имена существительные в той же форме, в которой они употреблены в тексте, с красной строки через запятую. - Итак, слушаем. Пришла зима. Сорвала листья с деревьев и размела их по дорогам и лесным тропинкам. Птицы начали собираться в стаи. Соберутся, покричат и улетят за моря в жаркие страны. А весной снова прилетят домой. - Теперь я читаю второй раз, вы выписываете имена существительные в той же форме, в которой они употреблены в тексте, с красной строки через запятую. - Пришла зима. Сорвала листья с деревьев и размела их по дорогам и лесным тропинкам. Птицы начали собираться в стаи. Соберутся, покричат и улетят за моря в жаркие страны. А весной снова прилетят домой. - Закончили. Проверьте по эталону на доске. - У кого нет ошибок? - Какие ошибки допустили остальные? Какие трудности возникли? (Разбирают ошибки) | - Да/нет. Поднимают руки. (Называют ошибки и трудности) | Пришла зима. Сорвала листья с деревьев и размела их по дорогам и лесным тропинкам. Птицы начали собираться в стаи. Соберутся, покричат и улетят за моря в жаркие страны. А весной снова прилетят домой. Эталон: Зима Листья (С) деревьев (По) дорогам Тропинкам Птицы (В) стаи (За) моря Страны Весной Домой |
Включения в систему знаний и повторений | - Упражнение на доске. Прочитайте задание. - Всем понятно задание? - Работаете следующим образом: списываете текст в тетрадь, вставляете и подчеркиваете вставленные буквы и имена существительные. По одному выходите к доске и записываете одно предложение, остальные выполняют упражнение в тетради. (Вызывает по одному к доске) | - Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, подчеркните одной чертой имена существительные. - Да. 1. Ноч…ю выпал первый сне… . В слове «ночью» пропущен разделительный мягкий знак, так как гласный звук ю обозначает два звука. В слове «снег» пропущена буква г, так как можно проверить словом «снега». Имена существительные – ночью, снег. 2. Он лёгкий, пуш…стый, мягкий. В слове «пушистый» пропущена и, так как ши пишется с буквой и. Имя существительное – вата. 3. На берёзах снежные хлоп…я. В слове «хлопья» пропущен разделительный мягкий знак, так как гласный звук я обозначает два звука и п - мягкий. Имена существительные – березах, хлопья. 4. Дети одевают шу…ки, варе…ки, ша…ки и идут на улицу. В слове «шубки» пропущена буква б, так как можно проверить словом «шуба». В слове «варежки» пропущена буква ж, так как можно проверить словом «варежек». В слове «шапки» пропущена буква п, так как можно проверить словом «шапочка». Имена существительные – дети, шубки, варежки, шапки, улицу. 5. У крыльца бол…шой сугро… . В слове «большой» пропущен мягкий знак, так как звук л – мягкий и после него нет гласных е, ё, ю, я. В слове «сугроб» пропущена буква б, так как можно проверить словом «сугробы». Имена существительные – крыльца, сугроб. | Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, подчеркните одной чертой имена существительные. Ноч…ю выпал первый сне… . Он лёгкий, пуш…стый, мягкий, словно вата.. На берёзах снежные хлоп…я. Дети одевают шу…ки, варе…ки, ша…ки и идут на улицу. У крыльца бол…шой сугро… . |
Рефлексия учебной деятельности | - Итак, урок подходит к концу. Какая тема урока? - Какую цель урока вы поставили? - Что вы узнали? Чему научились? - Хорошо. Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что не усвоили материал урока, поднимите оранжевую карточку. Если частично усвоили материал – желтую. Если вам сегодня все удалось, вы усвоили новые знания – зеленую. - Домашнее задание – упражнение 77 на странице 46. Вам нужно списать текст, подчеркнуть имена существительные одной чертой. Имена существительные, обозначающие явления природы – двумя чертами. Есть ли у вас вопросы по выполнению задания? Кто не понял задание? -Урок окончен. | - Имя существительное. - Познакомиться с именем существительным. - Мы узнали, что такое имя существительное, что оно обозначает предмет или объект, отвечает на вопросы кто? что? Научились отличать имена существительные от других слов. - Вопросов нет. | |