Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Правописание буквосочетаний ча, ща, чу, щу, жи, ши. Повторение и закрепление.»
Тип урока: урок закрепления знаний и умений по теме.
Цель урока: совершенствовать умение произносить мягкие шипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными.
Задачи урока:
Сопоставление звучания и написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Отработать навык правильного написания слов с этими орфограммами.
Работать над развитием орфографической зоркости.
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:
Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).
Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.
Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.
Тип урока: урок закрепление изученного материала.
Ход урока:
1. Организационный момент
Снова зазвенел звонок
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
А теперь, ребята, вы друг другу улыбнитесь, да и мне вы улыбнитесь.
Ещё раз, здравствуйте! С хорошим настроением начинаем наш урок.
2. Каллиграфическая минутка.
Пальчиковая гимнастика
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Взяли ручки, записали.
- Откройте тетради, возьмите ручку и запишите число, классная работа.
- Ручку положите. Послушайте: КОШКА, Котята. Какой первый звук ? [к].
– Что мы знаем про этот звук.. [к] – согласный, глухой, твердый, парный.
-Какой буквой обозначаем звук [к] ? буквой «ка».
- Будем писать красиво букву к.
1. Показ 2. Письмо в воздухе под счет 3. Письмо в тетради 4. Подчеркнуть самую красивую букву.
- Назовите предметы. Подумайте, где слышится звук [к]: в начале, в середине или в конце? Напишите слова, подчеркните букву к. Что будете делать?
- Что мы делали? /проводили минутку чистописания.
3. Определение темы и цели урока.
- Что будем делать дальше? /узнавать тему и цель урока.
- Какая тема урока?
- В написанных словах какое заметили правило? (есть сочетание ши)
(После чистописания, обвести простым карандашом самую красивую и правильно написанную букву)
4.Актуализация знаний.
Продолжаем нашу работу. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь даны пословицы. Прочитайте их:
Век живи, век учись.
Дело верши, да не спеши.
Сам погибай, а товарища выручай.
Почему подчеркнуты именно эти орфограммы? О чем же мы будем говорить на нашем уроке? (Ответы детей)
Да, верно, о правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу.
5.Самоопределение к деятельности.
Этим летом у меня в саду вырос необычный цветок. А какой узнаете сами:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Из какой это сказки строчки?
-Верно, из сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик - семицветик». С помощью этого цветка девочка Женя помогла мальчику Вите встать на ноги. Хотя она сначала использовала этот цветок только для себя.
А я хочу, чтоб мои дети справились со всеми заданиями, которые приготовил им этот волшебный цветок с моего сада. Но перед этим нам надо немного отдохнуть, набраться сил.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
6.Работа по теме.
Итак, отрываем красный лепесток. Здесь такое задание:
-Разверните на партах ваш красный листок, отгадайте загадки и впишите в клеточки. Посмотрим, кто же быстрее.
Задание 1.
60 минут
Частый лес
Птица
Посуда
Человек на посту
Молодцы! Первый, кто справился, заполняет клеточки ответов на доске.
Отрываем оранжевый лепесток. А там такое задание:
-Разверните ваш оранжевый листок и с помощью карандаша соедините начало слов с их концом.
шала… жи
гара… ши
сту… шить
спе… чать
пло… ча
све… щадь
кри… щу
уго… чу
Молодцы! А теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте. Проверьте, правильно ли сделал ваш товарищ. (сверяют с доской)
Если все верно – восклицательный знак
1 или 2 ошибки – ставим плюс
3 и более ошибок – ставим минус
Выполняем задания жёлтого листочка. Вам, ребята, нужно вставить пропущенные буквы. Берём жёлтые листочки и выполняем задание.
Подогрела ч…йка ч…ник,
Пригласила восемь ч…ек:
Приходите все на ч…й!
Сколько ч…ек? Отвечай?
А теперь каждый проверяет правильность выполнения задания.
Если все верно – восклицательный знак
1 или 2 ошибки – ставим плюс
3 и более ошибок – ставим минус
Молодцы, у кого восклицательный и знаки плюс. Продолжаем нашу работу.
Вот и подошли мы с вами к зелёному листочку. А там нас ждет очередное задание. Положите перед собой зеленые листочки, вставьте пропущенные буквы в чистоговорке:
Щ…ку я тащ… - тащ…
Щ…ку я не упущ…
Молодцы, а теперь нам предстоит хорошо прочитать эту чистоговорку. Но для этого мы сначала проведем дыхательную гимнастику «Кто и как?»
Как пыхтит тесто?
«Пых-пых-пых…»
Как шипит гусь?
«Ш-ш-ш…»
Как мы смеёмся?
«Ха-ха-ха…»
Как воздух выходит из шарика?
«С-с-с…»
Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони.
«Ф-ф-ф…»
Теперь прочитаем все вместе хором нашу чистоговорку 3 раза. Молодцы, продолжаем наш урок.
А что же нам приготовил голубой лепесток? Нас ожидает орфографическая минутка. Запишите в тетради в строчку через запятую ответы на мои вопросы. Откроем тетрадочки, вспомним наше правило.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку правильно держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!
Приступаем к нашей работе.
Задание.
Исправить ошибки. Записать правильно предложения.
Луна освещяла лесную чящю. В траве трещяли кузнечики. Для зеленого борщя нужен щявель. В чяще щебечют птицы.
(дети выполняют задание самостоятельно. Подсказка: здесь 7 ошибок).
Проверьте себя.
Луна освещала лесную чащу. В траве трещали кузнечики. Для зеленого борща нужен щавель. В чаще щебечут птицы.
Молодцы! А теперь соберите ваши тетради, я проверю все ли вы сделали верно и оценю ваши работы.
7.Рефлексия.
Ребята, я очень довольна вашей работой. А теперь вспомним то, о чём мы говорили целый урок.
Жи, ши пиши с буквой И
Ча, ща пиши с буквой А
Чу, щу пиши с буквой У
8.Подведение итогов урока
Оцените свою работу. Выберите звездочку.
Я научился
Я не совсем хорошо научился, сомневаюсь
Мне было трудно, я не научился
Как вы думаете, зачем мы учились писать сочетания?
Молодцы, ребята! Хорошо работали на уроке. Всем спасибо. Урок окончен.
8