СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Правописание местоимений с предлогами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок – изучение нового материала.

Цели урока: создать условия для открытия и усвоения учащимися новых знаний; на основе наблюдений подвести к выведению правила правописания местоимений с предлогами.

Планируемые результаты: научиться писать личные местоимения 1 и 2 лица с предлогами; правильно употреблять местоимения в речи (устной и письменной).

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, уметь сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Правописание местоимений с предлогами"»

Тема: Правописание местоимений с предлогами.

Тип урока: урок – изучение нового материала.

Цели урока: создать условия для открытия и усвоения учащимися новых знаний; на основе наблюдений подвести к выведению правила правописания местоимений с предлогами.

Планируемые результаты: научиться писать личные местоимения 1 и 2 лица с предлогами; правильно употреблять местоимения в речи (устной и письменной).

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, уметь сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь друг другу, мне и гостям. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

Девиз нашего урока: “Знание – сила!”

– Как вы понимаете эти слова?
– А вы умеете преодолевать трудности?
– На прошлом уроке мы с вами отлично потрудились. Надеюсь, что и сегодня работа будет эффективной.
– А что вам нужно для этого?

– Сегодня вы будете работать не в тетрадях, а в опорных конспектах (Приложение 1). Чтобы любая работа достигла хорошего результата – должен быть план действий. Давайте вместе составим план наших действий на уроке.

  1. Вспоминаем.

  2. Определяем.

  3. Открываем.

  4. Применяем.

  5. Оцениваем.

– Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам.

Вспомним правила работы в группе.

– С какой частью речи работали на прошлом уроке русского языка?

На доске: якорь мыши тыквы

– Назовите местоимения. Я, мы, ты, вы
– Чем эта часть речи отличается от других самостоятельных частей речи?
– Что знаете о местоимении? (коллективная работа составление кластера)

– Как вы думаете, почему наша схема не заполнена до конца? (что-то еще не знаем о местоимении)

– Вместо какой части речи употребляются личные местоимения? (имя сущ) 
– Как изменяются имена существительные? ( По падежам).
– Как вы думаете, изменяются ли по падежам личные местоимения? (Личные местоимения изменяются по падежам).

Вспомним вопросы падежей:

Именительный кто?
Родительный кого?
Дательный кому?
Винительный кого?
Творительный кому?
Предложный о ком?

– Измените личные местоимения 1 и 2 лица единственного и множественного числа по падежам, записывая в таблицу (работа в группах)

1 группа – я; 2 группа – мы; 3 группа – ты; 4 группа – вы.(Проверка на доске)

Вывод: местоимения изменяются по падежам (склоняются).

И.п.

Кто?

я

Кто?

ты

Кто?

мы

Кто?

вы

Р.п.

Кого?

 

Кого?

 

Кого?

 

Кого?

 

Д.п.

Кому?

 

Кому?

 

Кому?

 

Кому?

 

В.п.

Кого?

 

Кого?

 

Кого?

 

Кого?

 

Т.п.

Кем?

 

Кем?

 

Кем?

 

Кем?

 

П.п.

О ком?

 

О ком?

 

О ком?

 

О ком?

 

Самопроверка

Кто?

я

мы

ты

вы

Кого?

меня

нас

тебя

вас

Кому?

мне

нам

тебе

вам

Кого?

меня

нас

тебя

вас

Кем?

мной

нами

тобой

вами

О ком?

обо мне

о нас

о тебе

о вас

– В каком падеже местоимения записаны не так, как в остальных падежах? (В предложном падеже местоимения с предлогами).
«Затруднение столкновение мнений»

Как сказать правильно?

Ко мне? Или К мене?

Дружу с им? Или Дружу с ним?

Навстречу ему? Или Навстречу к нему?

- Кто прав?

III. Постановка учебной задачи.

- Справились с заданием? Почему нет?

- Что не знаем? (Как пишутся местоимения 3лица.)

- Что нужно узнать? (Как пишутся местоимения 3л. с предлогами)

- Как бы вы назвали наш урок? Предполагаемые ответы детей.

- Проверим свои предположения. Откройте учебник на странице 88.

Тема: Правописание местоимений с предлогами.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового).

Какую учебную задачу поставим перед собой ? (Научиться писать местоимения с предлогами.) Анализ таблицы на слайде.

- Посмотрите на доску. Что общего в обеих частях? (Местоимения 3 лица)

- Чем отличаются вопросы первой части, от второй части ? (В первой части вопросы без предлогов.)

– Изменим местоимение я, подставив предлоги к вопросам.

Кто? я
У кого? у меня
К кому? ко мне
На кого? на меня
С кем? со мной
О ком? обо мне

Работа в группах.

– Изменить местоимения мы, ты, вы.

У каждой группы своя таблица.

И.п.

Кто?

ты

Кто?

мы

Кто?

вы

Р.п.

У кого?

 

У кого?

 

У кого?

 

Д.п.

К кому?

 

К кому?

 

К кому?

 

В.п.

У кого?

 

У кого?

 

У кого?

 

Т.п.

С кем?

 

С кем?

 

С кем?

 

П.п.

О ком?

 

О ком?

 

О ком?

 

Защита работ. У доски.

– Какой вывод сделаем? Как пишутся местоимения с предлогами?

Вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно. Местоимения – изменяемая часть речи, при этом у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа.

– Давайте проверим правильность нашего вывода с выводами учебника на стр. 88.

Упр. 128. Работа у доски. Проверка.

Физкультминутка.

На уроке мы писали 
И, конечно же, устали. 
А теперь тихонько встали,
Руки медленно подняли.
Пальцы сжать, 
Потом разжать.
Наклониться вправо, влево
И садимся – вновь за дело!

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Упр. 129. Работа в парах.

- Договоритесь, кто из вас проговаривает, а кто проверяет?

- Прочитайте текст. Найдите и выпишите местоимения. Определите лицо, падеж.

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала. Я ничего не понимал. Дедушка разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка летает около человека и ловит их на лету.

– Почему кричала ласточка? За этим явлением понаблюдал и записал для нас его замечательный русский писатель, знаток и большой любитель природы К. Паустовский. (портрет)
– Какие местоимения вы выписали? (взаимопроверка) (Я – 1 л., И.п., ко мне – 1 л., Д.п., она – 3 л., И.п., меня – 1 л., Р.п., мне 1 л., Д.п, их – 3 л., В.п.)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа.

  • У (я) много хороших друзей.

  • К (мы) приехала бабушка из деревни.

  • О (ты) написали в газете.

  • У (вы) есть мечта?

Самопроверка

  • У меня много хороших друзей.

  • К нам приехала бабушка из деревни.

  • О тебе написали в газете.

  • У вас есть мечта?

VII. Рефлексия. Вернемся к схеме.

Нашли мы ответы, на поставленные вопросы? Что добавим в схему?

(Склоняются. Предлоги со словами пишутся отдельно.)

- Как пишутся местоимения 3-го лица с предлогами?

- Как вы думаете, есть ли ещё местоимения. Кроме те, с которыми мы познакомились?

– Каждый из вас сегодня порадовал меня своими ответами, продемонстрировал свои возможности, и сейчас мне бы очень хотелось услышать мнение о сегодняшнем уроке каждого из вас. Итак, закончите фразу “Сегодня на уроке Я…

Домашнее задание:

  1. стр. 88 выучить правило упр. 132 1, 2 по выбору;

  2. найти из книги для чтения несколько предложений с местоимениями и выписать предложения в тетрадь (3-4 предложения).