СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка  к ОГЭ по русскому языку ( тестовая часть). 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе»

Конспект урока русского языка в 9 классе

Учитель русского языка и литературы Гасанова Эльмира Абдулмуслимовна

МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ имени Ю.А.Акаева».


Тема урока: Подготовка к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью)

Цель урока:  повторение, обобщение полученных знаний по трудным темам тестовой части: «СПП с несколькими придаточными», «Грамматическая основа», «Фразеологизмы как средство выразительности» - умение применять их на практике, подготовка к сдаче  экзаменов.


Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки.


Ход урока.

I .Разминка.

1.Задание ОГЭ 3

Продолжите фразеологизмы. Если вы забыли продолжение, скажите «Дальше».

  • На краю…….

  • буря в…….

  • намылить…..

  • кусать…..

  • зуб на зуб ….

  • как две капли…..

  • крокодиловы…..

  • кисейная…..

  • ждать у моря….

  • принять за чистую…..

  • овчинка…..

  • проще пареной….

  • обвести вокруг……

  • как бельмо……

  • не в бровь……..

  • сулить золотые…..

  • работать засучив…..

  • свежо предание…..

  • слово не……

  • на сон…

  • счастливые часов…… 

  • 2. «Кто правильнее?» Задание  (с комментарием) ОГЭ 12.  

    • В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного  предложения, связанными подчинительной связью.

    • Мне с самого начала, (1) как только я занялся похоронами,(2) не понравилось указанное в присланном образце официально-казенное обращение: «Гр-ке…» Третье или четвертое извещение,(3) которое я заполнял,(4) адресовывалось в Костромскую область матери моего друга Серёжи Защипина Евдокии Васильевне,(5) милой и радушной сельской фельдшерице. Я её знал: дважды она приезжала в училище и баловала нас редким по военному времени угощением, (6) сдобными на меду домашними лепешками,(7) и всё звала меня после войны к себе в гости,(8) на Волгу. (Ответ: 1,2,3,4 или любая другая последовательность этих цифр)

    • II. Карточки. Работа в парах. Задание ОГЭ 8.11

    • Карточка1.  Укажите количество грамматических основ.

    • 1. Сима не знал, куда деться, он страдал.

    • 2. Живо сообразив, какая получится неприятность, если подполковник застанет и часового, и комбата спящими, я с лихорадочной быстротой оделся, натянул сапоги и, на ходу поправляя и одёргивая ещё влажные местами гимнастёрку и шаровары, во весь дух помчался к деревне.

    • 3. Неизвестно, чем кончилась бы вся эта история, если бы не пронёсся слух, что Пантелеев выпущен из изолятора.

    • 4. Он ответил, что лебедь, наверное, был тоже ранен, и, пока силы не оставили его, он летал, а потом разбился о воду.

    • 5. Я люблю её, я люблю этот родимый запах, поэтому я обнял её, широко раскинув руки, чтобы побольше захватить необъятного её лица.

    • 6. Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять.

    • 7. Пусть у тебя живет, если хочешь.

    • 8. Он кинул гранату в немецкую траншею, хотел кинуть ещё, но не успел: пуля попала ему в грудь.

    • 9. Ваня свил себе из верёвки настоящий пастушеский кнут, сделал для своего Серко верёвочный повод, и после полуночи, ближе к рассвету, трое разведчиков – в их числе и Ваня со своей клячей – без особого труда перешли линию фронта.

    • 10. Багрово светился снег, и стены построек дрожали, качались, как будто стремясь в жаркий угол двора, где весело играл огонь, заливая красным широкие щели в стене мастерской, высовываясь из них раскалёнными кривыми гвоздями.

    • ОТВЕТЫ: 1 -3 2-3 3-4 4-4 5-4 6-3 7-2 8-2 9-2 10-3

    • Карточка 2. Выпишите грамматическую основу предложений.

    • 1. Пойдём с нами плотины строить!

    • 2. Я за это отвечаю. 

    • 3. Старуха эта была почти слепа.        

    • 4. И мне вдруг стало стыдно. 

    • 5.  Всё съела?

    • 6. А принесёшь оленёнка-то, дедко?

    • 7. Очень он ему нужен, компас-то!

    • 8. С подвозом продовольствия стало очень плохо.

    • 9. Лучшего проводника и не придумаешь.

    • 10. Евгенья, снимай иконы!

  • III. Повторение задания ОГЭ 13  

  •     Для выполнения задания 13 тексты выводятся на доску. Работу можно выполнять в парах или с взаимопроверкой, сильные ученики могут графически на доске продемонстрировать свои умения.

  •  

  • 1) Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

  • (1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи. (Яковлев Ю.)

  • 2) Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.

  • 1)Мальчика же они взяли с собой за проводника, потому что он отлично знал эту болотистую, труднопроходимую местность. (2) Ему поставили задание, которое заключалось в том, что пастушок должен был идти впереди разведчиков, показывая дорогу и предупреждая об опасности. (3) Какому немцу, встретившему мальчика у себя в тылу, могло прийти в голову, что этот заросший, нечёсаный, босой, с холщовой торбой деревенский пастушок – неприятельский разведчик?  (4) В таком виде Ваня мог пройти куда угодно, не возбуждая никаких подозрений.  (5) Лучшего проводника и не придумаешь.  (6) Для того чтобы Ваня ещё больше походил на пастушка и не имел подозрительного вида человека, шатающегося в немецком расположении без дела, была придумана лошадь, якобы убежавшая и теперь найденная.  (Катаев В.)

  • 3) Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

  • (1) –Это Мишка поджёг, поджёг да ушел, ага! (2) –Цыц, пёс,- сказала бабушка, толкнув его к двери так, что он едва не упал. (3) Сквозь иней на стёклах было видно, как горит крыша мастерской, как за открытой дверью её вихрится кудрявый огонь.  (4) В тихой ночи красные цветы его цвели бездымно; лишь очень высоко над ними колебалось темноватое облако, не мешая видеть серебряный поток Млечного пути. (5) Багрово светился снег, и стены построек дрожали, качались, как будто стремясь в жаркий угол двора, где весело играл огонь, заливая красным широкие щели в стене мастерской, высовываясь из них раскалёнными кривыми гвоздями (6) По тёмным доскам сухой крыши, быстро опутывая её, извивались золотые, красные ленты. (Горький М.)

  • IV. Работа в парах над заданием ОГЭ 13. Определить вид подчинения, сделать записи в тетрадях.

  •     1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.

  •      2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.

  •      3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

  •      4.Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

  •      5.Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.

  • Запись в тетрадях:

  • последовательное – 1,3

  • параллельное – 5

  • однородное – 2,4

  • V. Самостоятельная работа.  Анализ текста.

  • 1) Кто не/боит...ся дождя и холода пусть идёт в лес ноябр...ским утром. (2) Много не/без...нтересных встреч... ож...дает его в пр...тихш..м но по/прежнему живом лесу. (3) В/начале зимы без особого труда вы от...щ...те зайчишку. (4) Белая шубка зайца пр...дательски выделяет...ся на бурой земле  не/покрытой  снегом.   (5)  Не/ во/время  без сомнения пр...нарядился косой!

  • Задания:

  • 1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.

  •  2.Запишите номер предложения, в котором есть обособленное распространённое согласованное определение.

  •  3.Запишите номер предложения, в котором нет прилагательного.

  • 4.Выпишите грамматическую основу 2-го предложения.

  • 5.Определите количество грамматических основ 1-го предложения

  • 6.Выпишите слово, правописание приставки которого определяется правилом: «неполнота действия»

  • 7.Запишите номер предложения, в котором есть вводное  слово.

  • 8.Замените слово «косой» в 5 предложении нейтральным синонимом.

  • 9.Замените словосочетание         «ноябрьским утром», созданное на основе согласования, словосочетанием со связью «управление».

  •  

  • VI. Итог урока. Домашнее задание: тесты ОГЭ

  • Что повторили?

  • С каким заданием возникли сложности?

  • На что обратить внимание на следующем занятии.

  • Конспект открытого урока

  • по русскому языку в 9 классе

  • «Подготовка к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью)»

  • Провела учитель русского языка и литературы

  • Гасанова Эльмира Абдулмуслимовна

  • МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ имени Ю.А.Акаева».