Тема урока: «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Цель урока: познакомить с творчеством И. А. Бунина и рассказом «Лапти»
Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.
Тип урока: урок - размышление
Технология: критического мышления
Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, синквейн, опережающее задание.
Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о И.А.Бунине, запись музыки Свиридова Метель», выставка книг писателя, лапти, тетради, ручки.
Ход урока
Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души. (Рассказ ученика о писателе)
Тема нашего урока: «Смерть ради жизни».
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?(- О войне. - О смерти).
- Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»? (- смерть помогла кому-то выжить).
-А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.
-Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. (слайд на экран «Лапти»)
-Как вы думаете будет связана тема урока с названием рассказа?
Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)
Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни»
Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем читать с остановками.
2. Осмысление содержания.
Чтение учителем до первой остановки. (до слов …ужас дойти!)
1-я остановка
-С какими героями вы познакомились? (-Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж).
Словарная работа.
- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?
Открываем файл.
Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.
-В какое время года происходит действие рассказа? (Вьюжной зимой).
- Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.
(Пятый день несло непроглядной вьюгой).
- Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении?
(Эпитет – «непроглядная вьюга»).
- Что просит больной ребёнок?
(Больной ребёнок просит красные лапти).
- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?
( У крестьянских детей).
- Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.
- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?
(Нефёд был слугой).
- Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование)
(Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный…)
- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?
( Добрые. Она называет его Нефёдушкой).
- Как вы думаете пойдёт ли Нефёд в Новосёлки до которых шесть вёрст?
(Ответы детей).
- Об этом узнаем из следующего отрывка. (чтение до слов …степном море)
2 остановка.
- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? ( Да).
- Что взял с собой Нефёд? Для чего?
(Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал как средство опоры в метель).
- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?
(Догадывался).
- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём?
(Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек).
- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?
(Ответы детей).
- Об этом мы узнаем в следующем отрывке. Читает Сазонов Алексей (до слов…стук в окно)
- Переживали ли домашние о Нефёде?
(Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня).
- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно. Зачитайте из текста.
(Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака).
- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?
(Он предвещает что- то плохое).
- Так, что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка. (Чтение отрывка).
3- я остановка
- Почему автор назвал этот стук зловещим?
(Так как привезли мертвое тело Нефёда).
- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?
(Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко).
- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?
(Думаю. Что он выздоровеет)
- Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?
(Да. Ради жизни мальчика).
- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?
(Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям).
-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?
(Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом).
Вывод: Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию.
Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброта, милосердие, сострадание, человеколюбие.
Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.
3. Рефлексия.
Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова - подсказки: лапти, смерть, Нефёд, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда. (схема синквейна на экране)
Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их в слух
4. Итог урока.
- Что понравилось сегодня на уроке?
- Оценки.
5. Д/з: 1)подготовить рассказ о творчестве И.А.Бунина; пересказ рассказа «Лапти»