Конспект занятия для детей средней группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов»
Цель:
Расширение представлений детей о музыкальных инструментах
Задачи:
Познакомить с новыми музыкальными инструментами (саксофон, балалайка, скрипка)
Формировать умение различать виды музыкальных инструментов (струнные, духовые, ударные, клавишные)
Дать представление о работе оркестра, роли дирижера в нем
Обогащать словарный запас (дирижер, оркестр, скрипка, саксофон, гитара, барабан, фортепиано, труба и т.д.)
Упражнять внимательно слушать музыку
Развивать чувство ритма.
Воспитывать любовь к музыке
Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам
Формировать правильную осанку
Развивать двигательные навыки
Материалы:
Аудиозаписи звучания инструментов
Изображения музыкальных инструментов
Бубен, маракас, ложки, колокольчик
Ход занятия:
Муз. руководитель: Мои друзья, сегодня я вам предлагаю отправиться в волшебную страну музыкальных инструментов. Сейчас закройте глазки и внимательно послушайте. (Звучит шум поезда) Ребята, что вы слышите? Дети: Шум поезда.
Муз. руководитель: Всё, верно, давайте представим, что мы в поезде и превратимся в юных путешественников. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, для этого нам нужно 3 раза позвонить вот в этот колокольчик и сказать волшебные слова:
Колокольчик зазвени,
Деток в гости позови! На носочках покружились-
В стране волшебной очутились!
Вот и попали мы в страну музыкальных инструментов!
Муз. руководитель: Все музыкальные инструменты поют неповторимым голосом. Сейчас мы начнем с ними знакомиться. Вот мы прибыли с вами в первый город. А какие инструменты тут живут, мы сейчас узнаем.
Про инструменты я буду загадывать вам загадки:
1. Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит смычок по ней так гибко
Затихло все: играет…….
Дети: Скрипка
(Муз. руководитель показывает изображение скрипки)
Муз. руководитель: Да, верно, это королева оркестра – скрипка.
Посмотрите на картинку, что есть у скрипки?
(смычок, струны)
Когда смычок касается струн и музыкант проводит им вверх и вниз скрипка звучит. Давайте послушаем нашу скрипку
(Звучит произведение А. Вивальди «Полет шмеля»)
А вы знаете как держат скрипку музыканты? Где?
Давайте представим, что мы скрипачи и поиграем на скрипках
(движения рукой вверх-вниз у плеча)
Муз. руководитель: Молодцы ребята, а теперь давайте мы с вами немного разомнемся.
Физ. минутка «Веселый оркестр»
Движения соответствуют тексту
Дружно наш оркестр играет
Все о музыке он знает
Нежно скрипочка поет
За собой она зовет
Трубы громко затрубили
И тарелки в такт забили
Следом дудочка дудит
И струна гитар звенит
Барабан вступил, как гром
Всех перекрывает он!
Муз. руководитель: Отгадываем следующего музыкального жителя:
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
Дети: Гитара
(Муз. руководитель показывает изображение гитары)
Муз. руководитель: Давайте послушаем нашу гитару
(звучит произведение «Ручеек» М. Джулиани)
Посмотрите на картинки, вот еще два жителя этого города, знаете ли вы как они называются?
(Муз. руководитель показывает изображения балалайки и контрабаса)
Это балалайка и контрабас.
А есть ли у них что-то общее со скрипкой и гитарой? Посмотрите внимательно на все картинки.
Дети: струны
Поэтому первый город нашей музыкальной страны называется: Город Струнных Инструментов. Здесь живут инструменты, у которых есть струны.
Муз. руководитель: Хорошо, а теперь нам пора продолжить наше путешествие. Садимся в поезд и отправляемся в следующий город (шум поезда). Мы прибыли в замечательный город, кто же в нем живет? Слушайте следующую загадку:
С виду инструмент простой.
Он внутри, совсем пустой.
По бокам обтянут кожей.
На кастрюльку он похожий.
Стукнешь палочкой: «Бам – бам!»И узнаем ... .
Дети: Барабан
Муз. руководитель: Давайте послушаем, как играют на барабанах.
(Звучит произведение «Барабаны. Соло»)
Ребята, а чем играют на барабане?
Дети: палочками
Муз. руководитель: Посмотрите, вот еще жители этого музыкального города:
(Муз. руководитель показывает ложки, бубен, маракасы)
Они вам хорошо знакомы. Давайте их назовем.
(Дети хором озвучивают названия инструментов)
А что нужно сделать, чтобы они зазвучали? Попробуйте.
(Дети играют на ложках и бубне)
Дети: нужно ударить.
Муз. руководитель: Поэтому они называются ударными. Мы сейчас посетили Город Ударных Инструментов
Муз. руководитель: Продолжаем путешествие, вот и следующий город. Давайте отгадаем его жителя:
Ох, на нем не сосчитать
Черно-белых клавиш!
А научишься играть –
Ты себя прославишь.
Отнесись к нему серьезно –
Скоро станешь виртуозом.
Дети: Фортепиано (пианино)
Муз. руководитель: Послушаем, как звучит пианино
(Звучит произведение Л. Бетховена «К Элизе»)
Муз. руководитель: А как, называется этот музыкальный инструмент вы знаете?
Он звучит как фортепиано, только больше по размеру.
Дети: рояль
Муз. Руководитель: А что нужно сделать, чтобы он зазвучал? На что нажимать?
Дети: Клавиши
Муз. Руководитель: Поэтому эта остановка называется: Город Клавишных Инструментов.
Едем дальше!
В этом городе очень ветрено, потому что все постоянно дуют.
Вот загадка:
Звучит сигнал, на бой зовет
Вставай солдат, она зовет!
Дети: труба
Муз. руководитель: Есть еще здесь и такой житель: саксофон .
(Муз. руководитель показывает изображение названного инструмента)
Муз. руководитель: Давайте послушаем как поет саксофон
(Звучит саксофон)
Муз. руководитель. А вы знаете зачем жители города все время дуют? Чтобы заиграли эти инструменты. Они живут в Городе Духовых инструментов.
Муз. руководитель: Молодцы, все загадки отгадали.
А теперь поиграем!
Дидактическая игра «Угадай, что звучит»
(Муз. руководитель воспроизводит фрагменты звучания разных музыкальных инструментов, а дети отгадывают их названия)
Муз. руководитель: Ребята, скажите, как одним словом можно назвать много разных инструментов, играющих вместе одну мелодию?
Это называется оркестр.
А кто главный человек оркестра?
Я на сцену в полумраке
Выйду в элегантном фраке.
Тонкой палочкой взмахну –
Скрипочки зальются,
Всколыхнет арфист струну,
Трубы отзовутся.
Как оркестр играет славно!
Ну а я в нем - самый главный!
Самый главный человек оркестра – это, конечно, дирижер.
Муз. руководитель: Давайте послушаем, как звучит симфонический оркестр.
(Слушание: Г. Свиридов «Вальс»)
Подведение итогов занятия:
Муз. руководитель: Ребята, а по какой стране мы путешествовали? С какими инструментами мы встретились? Вот эти инструменты (картинки), они какие? Что у них общее? Как на них играть? Вам понравилась волшебная музыкальная страна? Мне тоже, но нам пора возвращаться.
(Звучит спокойная музыка)
Где наш волшебный колокольчик?
Колокольчик, зазвени
Деток в садик возврати!
На носочках покружились-
В нашей группе очутились!