Конспект занятия с элементами арт-терапии с детьми старшего дошкольного возраста «Цветочная поляна».
Автор: Окользина Наталья Михайловна
Организация: МБДОУ № 9
Населенный пункт: Республика Башкортостан г. Салават
Цель: Гармонизация личности, выработка навыков эффективного взаимодействия.
Задачи: развитие воображения, мелкой моторики рук, коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности.
Материалы: ватман, вырезанные из бумаги круги для каждого ребенка, салфетки разных цветов, клей, полоски зеленой бумаги.
Ход занятия:
Приветствие.
Дети стоят в кругу и выполняют движения .
Собрались все дети в круг, (стоят в кругу )
Я твой друг и ты мой друг, (показывают рукой на себя и
в центр круга)
Дружно за руки возьмемся (держатся за руки по кругу)
И друг другу улыбнемся! (улыбаются соседу)
Разминка: Упражнение «Кто сидит справа (слева) от меня»
Психолог: Сейчас каждый из вас произнесет свое имя (дети выполняют задание). А теперь поднимите правую руку и положите её на плечо соседа. Сейчас каждый из вас скажет: «Справа от меня сидит…» называете имя своего соседа справа и улыбаетесь ему (по кругу дети выполняют задание). То же самое упражнение проделаем с левой рукой. Сначала поднимем левую руку, потом положим её на плечо соседа и произнесем: «Слева от меня сидит…» Не забудьте улыбнуться (дети выполняют задание). Вот мы и познакомились.
Основная часть. Упражнение «Волшебный круг»
Психолог: Посмотрите, у вас на столах лежит геометрическая фигура. Знакомая фигура? Что это? (ответы детей). Да, это круг. А знаете ли вы, что круг считается одной из самых добрых фигур? В нем нет острых углов, и он напоминает собой Солнце – символ жизни и счастья.
Сегодня мы с вами будем скатывать цветы. Нашими помощниками в этой работе будут салфетки. Берем салфетку, отрываем от неё кусочек и начинаем скатывать комочек (демонстрационный показ). Обратите внимание – если оторвать маленький кусочек салфетки – то получится маленький комочек, а если большой (ответы детей), правильно – большой! И еще есть одна особенность – если сильно сжимать комочек, то он получится плотным (жестким), а если слабо сжимать, то комочек будет рыхлым, мягким. Для того чтобы у нас получились цветы, надо много комочков скатать, а потом наклеить их с помощью клея на наш приготовленный круг.
Прежде чем начать работу, для наших рук и пальчиков надо сделать зарядку. Повторяйте все за мной!
Пальчиковая гимнастика «Наш цветок».
Вот красивый наш цветок – ребенок соединяет запястья рук, разводит
ладони и пальцы в сторону) ,
Под землю корешок – (опускает руки вниз, шевелит кистями рук),
Над землею стебелек – (поднимает одну руку вверх),
И зелененький листок – (показывает ладонь с выпрямленными
пальцами)
А теперь приступайте к выполнению задания, проходите на ваши места (можно включить спокойную музыку). Во время работы психолог оказывает детям помощь.
Посмотрите на свои замечательные цветы, давайте за ними поухаживаем (дети встают рядом со столом). Повторяйте все за мной.
Гимнастика: имитация движений
Из лейки цветок поливаю,
Тряпочкой лист вытираю,
Палочкой землю рыхлю,
Очень цветок свой люблю!
Психолог: А сейчас я предлагаю вам поделиться своими цветами с окружающими и друзьями. Для этого надо наклеить ваши круги на один большой ватман, и у нас получится красивая полянка. Как мы назовем нашу полянку? (ответы детей). (Детям предлагается наклеить свои круги на ватман с помощью клея).
Посмотрите на полянку, как вам кажется, что не хватает в нашей работе? А у цветов бывают листочки? А травка растет рядом с цветами? (ответы детей) Конечно! Правильно! Надо добавить на нашу полянку травку! Для этого у нас еще есть помощники – полоски зеленой бумаги. Вот таким вот образом мы наклеим на нашу полянку траву (детям демонстрируются дальнейшие действия). Давайте все вместе закончим работу над нашей полянкой.
( музыкальное сопровождение, оказание помощи)
Обратная связь: обсуждение работы.
А сейчас скажите, пожалуйста, какое настроение было у вас во время
работы?
Все ли у вас получилось?
Понравилось ли вам работать с бумагой и салфетками?
Довольны ли вы получившимся результатом?
(ответы детей)
Психолог: Мне очень понравился каждый круг с цветами. Совсем недавно ваши круги были совершенно пустые, а сейчас приобрели свое настроение, ведь в них поселились ваши чувства. Как же сделать нашу работу волшебной?
Давайте потрем свои ладошки одна об другую – чувствуете, какие они стали горячие? Теперь прикоснемся кончиками пальцев к нашей работе, закроем глаза и мысленно передадим ей свою душевную теплоту. Сейчас вы поделились частичкой своей доброты, а значит, наделили нашу поляну волшебной силой. Ведь именно добро творит чудеса!
Дети, а как вы думаете: с кем мы можем поделиться своей полянкой доброты? Я предлагаю прикрепить нашу картину у входа в группу, родители будут смотреть на нее, радоваться и настроение у них будет хорошее.
Прощание. Дети становятся в круг, произносят слова и выполняют движения.
Мы попрыгаем немножко (дети прыгают на месте)
И похлопаем в ладоши (хлопают)
А теперь мы покружились (кружатся)
И на землю опустились (присаживаются на корточки)
Потянулись, потянулись (потягиваются и встают)
И друг другу улыбнулись (поворачивают голову и улыбаются соседу)
Здесь мы вместе: ты и я (показывают рукой в круг, потом на себя)
Потому что мы друзья ! (берутся за руки и расцепляют руки).
Всем спасибо!