Конспект занятия «Эй, народ, собирайся, на ярмарку отправляйся».
Цель: дать сведения о русском костюме, его особенностях; об использовании разных видов транспорта в разные времена года; познакомить с русской традицией — ярмарка.
Материал: взрослый понёвный ансамбль, детская русская рубаха; иллюстрации: телега, сани, карета.
Словарь: понёва, оберёг, порты, передник, ярмарка, карета, скоморохи.
Ход занятия
I. Воспитатель (одета в понёвный ансамбль):
— Дети, вам нравится мой костюм? Давайте его рассмотрим повнимательнее. На мне рубаха, белая, длинная — такая же, какую я надену сейчас на кого-нибудь из девочек. (Надевает рубаху на ребенка и подвязывает ее поясом.)
Вот в таких подпоясанных рубахах и ходили девочки. Самое интересное, что и мальчики в старину бегали по деревне в таких же рубахах, и обязательно с поясом. Посмотрите, и на рукавах, и на горловине, и на подоле — везде вышивка. Как вы думаете: для чего?
И не только для красоты, а и для защиты от болезней, бед, несчастий. Посмотрите, какой формы рукав. (Обводит рукой, подчеркивая форму круга.)
А горловина? А подол? Все представляет собой круг. В старину люди считали, что круг оберегает человека от бед, потому все вышивки, пояса как бы «идут» по кругу.
Почему же именно круг? Да потому, что круг на солнце похож. А солнце, дети, — это великая сила, это жизнь. Давайте представим себе, что будет, если солнышка не станет. И что же? (Предположения, рассуждения детей.) Вывод: в природе все взаимосвязано — не будет солнца, значит, будет всегда темно, как ночью, и очень холодно без тепла и света погибнут растения: и деревья, и кустарники, и травы. А если погибнет растительный мир, погибнут и животные, т.к. им нечем будет питаться. Погибнут и птицы: насекомых нет, семян нет — голод. Да они и замерзнут от холода. Погибнет животный и растительный мир — погибнет и человек. Из чего срубить избу? Деревья- то погибли! Жить негде, есть нечего.
Вот какая сила — солнце! Поэтому в старину люди ему поклонялись. Круг считали оберегом, значит — оберегает. Посмотрите на меня. На взрослой рубахе тоже вышивка-оберег. Когда девочка подрастала, ей мама или бабушка шили юбку. Только юбка в те времена вот такой была и называлась j- распашная понева.
А мальчикам, когда они подрастали, шили порты. Так раньше назывались штаны. Поверх распашной понёвы женщины надевали передники, их тоже украшали вышивкой. А на голову надевали разные головные уборы или ее просто ленточкой подвязывали. В праздники головной убор украшали бубенчиками — тоже оберег, круглый. А когда девочки подрастали, им разрешалось надеть кокошник. Вот такой! (Надевает на голову девочке.) А у молодых женщин были разные красивые головные уборы. Мой, например, называется «Сорока».
В таком красивом наряде не стыдно и на ярмарку поехать. А что такое ярмарка? Это, дети, такие праздничные рынки, базары устраивали на Руси. Здесь можно было не только все купить, но и продать что надо. Здесь можно было и повеселиться, и театр Петрушки посмотреть, на каруселях покататься, и бродячих музыкантов послушать. Хотите поехать на ярмарку?
А на чем же в старину ездили? Поездов, автомобилей, самолетов не было. Их еще не придумали. На ковре-самолете? Хорошо, но только это сказочный вид транспорта. На плотах, лодках? Отлично, но в нашей деревне речки нет. Что делать? (Подводит детей к выводу, что ездили на лошадях. Запрягали их зимой в сани, в теплое время года — в телеги.)
— Дети, а если сам царь пожелает на ярмарку поехать? Его тоже в телеге повезут? Конечно в карете! (Показ иллюстраций: сани, телега, карета.) Ну что ж, поехали на ярмарку!
II- Музыкальный руководитель:
— Встали тройками и поскакали! (Рус. нар. муз. «Вдоль по улице...») Вот мы и оказались на ярмарке, где главными заводилами^ были скоморохи. Они «развеселые потешники, известные скоморохи и посмешники. За медный пятак покажут все эдак и так».
Исполняется танец скоморохов, (Рус. нар. мел. «Камаринская» в обраб. М. Глинки.)
Воспитатель: — Посмотрите, на нашей ярмарке встретились глиняные игрушки. Какие? (Дымковские, филимоновские.)
* Инсценировка песни «Где ты был, Иванушка?» (Рус. нар. мелодия,)
Воспитатель загадывает загадку о матрешке:
Они и летом, и зимой любят жить одна в одной. Принесите им I сапожки — и пойдут плясать... (матрешки). Танец «Матрешки» (Рус. нар. мел. «Полянка».)
Воспитатель:
— А на этом лотке что-то интересное лежит. Что это? (Дети называют русские народные музыкальные инструменты и выбирают любой по желанию.)
Оркестр народных инструментов с частушками по выбору детей. (Рус. нар. мел. «Калинка».)
— Все товары на нашей ярмарке рассмотрели, повеселились, пора в обратный путь собираться. Запрягайте свои тройки лошадей, поехали домой! (Рус. нар. мел. «Вдоль по улице».)