Подготовка учащихся к работе на основном этапе занятия: Мотивация Актуализация Цель: готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действия | -Ребята, а как вы считаете, нужно ли человеку быть финансово грамотным? Каждый человек должен уметь распоряжаться своими финансами. Как вы думаете, для чего нужны деньги современному человеку? -Правильно, ребята, невозможно представить жизнь современного человека, пользующегося благами цивилизации, без денег. На еду нужны деньги, на одежду опять нужны деньги, на транспорт снова нужны деньги и так далее. Что ни коснись, везде они нужны. - Давайте попробуем сформулировать тему занятия. Тема занятия: «Личные финансы». - Давайте сейчас попробуем объяснить смысл данных высказываний: 1.Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин. 2.Не деньги правят человеком, а человек – деньгами. 3.Копейка рубль бережет. 4.Чем богаты, тем и рады. 5.Не в деньгах счастье. 6.Деньги счёт любят. | Учащиеся отвечают на вопрос педагога Учащиеся отвечают Учащиеся формулируют тему занятия: «Как накопить деньги?», «Как сохранить деньги?», «Как управлять деньгами?» Учащиеся объясняют смысл высказываний, где встречаются «деньги» или их заменители |
Этап усвоения новых знаний и способов действий Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств реализации Цель: научить считать деньги и ресурсы Работа в группах | -Ребята, дома вы подготовили сообщения о значении изображений на купюрах. Давайте сейчас послушаем Вас. 10 рублей. На купюре этого номинала изображен город Красноярск. Лицевая часть - часовня Параскевы Пятницы - это святая, которая является покровительницей семьи и домашних животных. Оборотная часть - Красноярская ГЭС с мостом через реку Енисей, который входит в книгу ЮНЕСКО "Лучшие мосты мира". 50 рублей. Изображен город Санкт-Петербург. Лицевая сторона - основание Ростральной колонны с женской фигурой, которая восседает на троне - это символ Невы. За Ростральной колонной видно Петропавловскую крепость. Оборотная сторона - здание бывшей биржи, которая находится на набережной. 100 рублей. Москва. Лицевая часть - скульптура с фронтона Большого Театра - Аполлон с колесницей. Оборотная часть - площадь перед Большим Театром и само здание театра. 500 рублей. Представлен город Архангельск. Лицевая часть - на фоне морского вокзала и парусника расположен памятник Петру I. Оборотная часть - Соловецкий монастырь, который является одной из великих святынь. Это очень известный и многими любимый памятник архитектуры, поэтому неудивительно, что именно он расположился на купюре. 1000 рублей. На этой денежной купюре изображен город Ярославль. Лицевая сторона - памятник Ярославу Мудрому, который держит храм в руках. Это символизирует, что наша вера в наших же руках. Оборотная сторона - храм Иоанна Предтечи (Крестителя). 5000 рублей. Здесь мы можем увидеть город Хабаровск. Лицевая сторона - памятник, посвященный генерал-губернатору восточной Сибири, графу Николаю Николаевичу Муравьев-Амурскому. Именно он дал начало возвращению Амура, который был отдан Китаю в 1689 году. Оборотная сторона изображает Царский амурский мост длиной 2700 метров. Термин finansia возник в XIII-XV вв. и переводится с латинского как наличные средства, доход. В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но финансы — это не только наличные деньги, но и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты. В первую очередь деньги нужно учиться зарабатывать самому. Что необходимо человеку, чтобы заработать деньги? -Устроиться на работу, получить грант и так далее. В основе заработка денег лежит человеческий капитал. Именно человеческий капитал – главное богатство человека. Материальное богатство, признание и власть являются прежде всего результатом успешного применения человеческого капитала. Человеческий капитал и есть то, что можно конвертировать в деньги. Игра «Груша-яблоко» Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы. Суть игры: Предложите учащимся нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее. Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее? -Ребята, а почем же, если у каждого человека есть человеческий капитал, почему же не все люди успешные и состоятельные? Во-первых, требуется многолетняя работа, направленная на поиск человеческого капитала и его развитие. Во-вторых, применить свой человеческий капитал и конвертировать его в деньги удается не всем. И, в-третьих, даже человеку, нашедшему применение своему человеческому капиталу и сумевшему заработать, зачастую не удается грамотно распорядиться своими деньгами. -А как вы думаете, почему денег всегда не хватает? Это проблема не только бедных, но и богатых людей. Кто-то слишком много зарабатывает, а кто-то слишком много тратит. Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать». Умеем ли мы пользоваться деньгами. Материал для обсуждения: - Что дает накопление? 1. Накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения непредвиденной ситуации. Например, в случае автомобильной аварии, поломки телевизора или иных неожиданных расходов вы всегда будете иметь в своем распоряжении нужную сумму денег; 2. Накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к помощи займов и кредитов, — а значит, позволяет экономить значительную сумму денег, которая идет на выплату процентов по кредиту; 3. Накопление дает возможность делать значительные приобретения. Если вы не в состоянии с месячной зарплаты купить новый телефон, то откладывание определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность. Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или других непредвидимых ситуациях. - Что дает свободное распоряжение деньгами? 1. Подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность не откладывать; 2.Свободное распоряжение деньгами создает определенный психологический настрой — «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить». - Если вам регулярно не хватает денег, и вы не в состоянии отложить даже 100 рублей, осваивайте накопление. - Если у вас на полке скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить, разрешайте себе тратить. Тратьте на то, что вам действительно нужно. Замечайте свои потребности и позволяйте себе их реализовывать. Ведь жизнь происходит именно сейчас. Человек мало может сделать один. Перед нами стоит сложная цель. И чтобы с ней справится, нам нужно разделиться на 2 группы. Ребята, у вас на столах лежат карточки с текстом и вопросами. Нужно подготовить сообщение по данным вопросам 1-ая группа Экономисты Вопросы Сколько человек в этой семье? Как думаете, эта семья бедная? Какие расходы в семье обязательны? 2-я группа Предприниматели Вопросы Сколько человек в семье зарабатывает деньги? Какой дополнительный доход имеет семья? Как можно сэкономить и отложить деньги? | Рассуждение учащимися Учащиеся выполняют задание Рассуждение ребят Рассуждение ребят Во время беседы учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят примеры Обучающиеся начинают работать в группах 1-ая группа Экономисты 1.В этой семье 5 человек (мама, папа, бабушка и двое детей) 2. Эта семья не бедная, но и не богатая тоже, потому что из расчетов они не испытывают недостатка в чем-то важном и могут оплатить различные расходы. 3. Еда, квартира, вода, свет, газ, телефон, кредит, дорога на транспорте 2-я группа Предприниматели 1.Зарплата папы, пенсия бабушки и пособие на ребенка. 2. Бабушка сдаёт квартиру. 3. Отказать себе в некоторых тратах и развлечениях |