(СЛАЙД №2) -Я прочитала такое высказывание, что «Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился». -Как вы думаете, почему так говорят? Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара. О нем складывались легенды. -Давайте нам поможет Легенда о Прометее разобраться о значении огня. Сейчас мы прочитаем эту легенду, а ваша задача определить, а в чем же польза огня. (СЛАЙД №3) Легенда о Прометее 1. Люди, сколько жили на свете, Пуще глаза огонь берегли. Ведь огонь в холода, в непогоду У костра их всегда согревал. 2. И людскому великому роду Замерзать никогда не давал. Сохраняли его, как умели, - Всемогущий, горячий огонь. 3. И хоть тысячи лет пролетели, Людям нужен по-прежнему он, Ведь издревле до нашего века Он помощник и друг человека. 4. Поутру, чтобы все были сыты, Ставим пищу в духовки, на плиты. Печь-громада мартен пышет жаром: Варят сталь для страны сталевары. 5. Хлеб и булки огонь выпекает, И от холода нас защищает. Чуть стемнеет – вспыхнет повсюду Электрических звездочек чудо. 6. И до дальних звезд от Земли Мчит космические корабли. Люди силу и мощь ощутили С той поры, как огонь приручили. -Ребята, скажите, возможна ли жизнь без огня на Земле? -Я с вами согласна, ребята, без огня невозможна жизнь на Земле. -Для чего же нам нужен огонь? (СЛАЙД №4,5) В настоящее время он нужен всюду: в домах, школах, в детских садах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавших за родину. -Ребята, у Легенды есть продолжение. Давайте прочитаем и подумаем, а в этом отрывке Легенды огонь – друг или враг для человека. 7. Но бывает огонь и другим – Не согреет ладошек он ваших Превращает все в пепел и дым, И жесток он, и грозен, и страшен. -Чем же тут страшен и жесток огонь? Но не всегда огонь можно считать другом, так же огонь – враг. -Как вы думаете чем опасен пожар? -Вы правильно все сказали! (СЛАЙД №6) Тысячи городов и сел исчезли. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Пожары уничтожают лес, сельскохозяйственные урожаи. Ребята, огонь – враг, для человека в том случае если к нему относятся небрежно. Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. И нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», - как гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие – пожар. -Ребята, давайте с вами выясним, какие причины возникновения пожара бывают. На экране будут появляться картинки. Ваша задача: по картинке определить какова причина возникновения пожара. 1. Когда пожар возникает от огонька: (СЛАЙД №7) - незатушенной спички; (СЛАЙД №8) - от не потушенной свечи, оставшейся без присмотра; (СЛАЙД №9) - также причиной пожара может быть непотушенная сигарета, например человек, заснул и не затушил сигарету, загорается дом/квартира, происходит сильное задымление, в результате человек может получить ожоги (дыхательных путей) или погибнуть. (СЛАЙД №10) 2. Детская шалость с огнем, почти все проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его потенциальной опасности, дети играют со спичками, поджигают бумагу, ради развлечения поджигают почтовые ящики, тополиный пух, оставляют не потушенными костры, совершенно не думая, к каким последствиям могут привести такие развлечения. (СЛАЙД №11) 3. Короткое замыкание, неисправность электропроводки. (СЛАЙД №12) 4. Использование газовых плит для обогрева или сушки белья. (СЛАЙД №13) 5. Неправильная эксплуатация электрооборудования и электроприборов, в связи с наступлением осеннее-зимнего периода люди чаще всего для согревания дома или квартиры используют камины, обогреватели. Нередко устанавливают их не на безопасном расстоянии от предметов мебели, стен. (СЛАЙД №14) 6. Оставляют электроприборы или электрооборудование без присмотра на длительный промежуток времени. (СЛАЙД №15) 7. Перегрузка электросети. Вывод: чтобы не допустить пожара, нужно соблюдать все правила безопасности. Наша работа сейчас пройдет в микрогруппах. Поэтому, мы сейчас разделимся на две группы. (Раздаю карточки с цифрами:1,2) У кого цифра 1-первая группа, у кого цифра 2-вторая группа. -Ребята, если дома произошел пожар, никого из взрослых нет дома, что же необходимо будет делать? -Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами составим правильную последовательность выполнения действий при пожаре. (Раздаю карточки) Если выйти из квартиры (помещения) невозможно: Плотно закрыть входную дверь. Дверные щели и вентиляционные отверстия заткните мокрыми тряпками. При задымлении помещения или повышении температуры выйдите на балкон. Если есть балкон, то выходите на балкон плотно закрываете, за собой балконную дверь, если нет балкона, приоткрываете окно или форточку, не создавая сквозняков. Вызываете пожарную охрану по номеру 01 или по единой службе спасения 112. Если нет возможности вызвать пожарных, то просите о помощи соседей или прохожих. Подаете сигналы спасателям (пожарным) через окно или с балкона ярким куском ткани и зовете их на помощь. При выходе через задымленный коридор (задымленное помещение): Дышите через мокрый носовой платок или полотенце закрывая нос и рот. Двигайтесь к выходу пригнувшись или ползком – внизу дыма меньше. При пожаре в доме (квартире): Оцените обстановку, убедитесь в наличии опасности и определите, откуда она исходит. Вызовите пожарную охрану по телефону 01 или по номеру единой службы спасения 112. Выбегайте из квартиры сообщите о пожаре соседям, отключите газ, электроэнергию, закройте окна и двери. Не пользуйтесь лифтом. -Ребята, кто скажет, почему нельзя пользоваться лифтом? При пожаре он отключится, и человек может задохнуться. -Ребята, скажите, как надо вести себя при пожаре? (СЛАЙД №16) Попытайся потушить огонь. НО ПОМНИ: нельзя тушить огонь водой приборы находящиеся под напряжением, а также бензин, керосин, масло. Позвони «01». Позови на помощь взрослых. -Ребята, запомните, самое главное во время пожара – не паниковать, не прятаться в шкафу и под кроватью. -Вот представьте, ребята, возгорание произошло. Что мы можем сделать прямо здесь и сейчас? -Давайте посмотрим, что нам может действительно помочь. -Ребята, чтобы определить какие первичные средства пожаротушения существуют, мы с вами посмотрим на картинки. (Показываю картинки на слайде) (СЛАЙД №17) Это различные огнетушители. Хорошо бы, если в каждом доме будет огнетушитель, песок. Земля, плотное одеяло. (СЛАЙД №18) Также к первичным средствам пожаротушения можно отнести подручные средства пожаротушения, такие как: пищевая сода, стиральный порошок, соль, крышка, вода. -Можно ли тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением? -Нельзя, нужно сначала их обесточить. -А как можно обесточить электроприборы? Выдернуть шнур из розетки или отключить электричество на щите в подъезде, или вывернуть пробки (в частном доме). Вы разделены на две группы. Задача каждой группы найти ответ на вопрос: что чем нужно гасить? Что горит | Средства пожаротушения | Компьютер | Вода | Электрический провод | Крышка от кастрюли | Газета | Мокрое покрывало | Сковорода | Пенный огнетушитель | Дрова возле печи | Сухое покрывало | (СЛАЙД №19) Правильные ответы Вывод: теперь вы знаете какие средства пожаротушения можно использовать при горении предметов. (СЛАЙД №20) В одном только Сыктывкаре за 12 месяцев 2020 года на территории города «Сыктывкар» зарегистрировано 239 пожаров. За 12 месяцев 2020 года на пожарах погибло 9 человек. По местам возникновения, наибольшее количество пожаров произошло в жилом секторе – 127 случай, из них: — 14 пожаров в частном доме; — 22 пожаров в банях; — 20 пожаров в дачном доме; — 18 пожаров в надворных постройках; — 52 пожара в многоквартирных домах; — 1 пожар в новостроящемся частном доме. Также произошло 19 пожаров на производственных объектах, складах, базах и т.д., пожаров на объектах образования не допущено, 52 пожара сухой травы, мусора. -А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик где случился пожар в поселке городского типа Краснозатонский в г.Сыктывкаре. 14 апреля 2021г. сгорела группа сараев. На момент прибытия первых пожарных подразделений строение площадью 300 кв.м. было охвачено огнём. Пламя перекинулось на кровлю рядом стоящего двухэтажного деревянного жилого дома. Жители дома эвакуировались, пострадавших нет. Сотрудники УМВД России по г. Сыктывкару установили личность несовершеннолетнего, причастного к возгоранию хозяйственных построек, принадлежащих местным жителям. Им оказался 10-летний мальчик. В ходе проверки установлено, что школьник во время прогулки залез на крышу одного из сараев и поджег бумагу. Ее тлеющий фрагмент стал причиной возгорания. -Ребята, а знаете ли вы, по какому телефону можно вызвать пожарную охрану? -Правильно! Позвонить по телефону «01» или «112» Я уверена, что вы умеете правильно вызывать пожарную охрану, но давайте вспомним, потому что в такой ситуации человек всегда теряется. И чтобы хорошо и правильно действовать, давайте вспомним сейчас. Итак, ребята, нам нужно вызвать пожарных. Пока будет подготовка. Приглашаю двоих в роли диспетчера пожарной части и человека, у которого случился пожар. -А теперь, давайте по правилам, грамотно вызовем пожарную охрану. Все это нужно сообщить диспетчеру быстро, грамотно и без запинок. (СЛАЙД №21) План: Изложить диспетчеру пожарной части, что случилось: Назвать город. Назвать адрес, где горит. Что горит. Сказать сколько этажей в доме, на каком этаже горит. Фамилию и имя. Есть ли опасность для людей. Сейчас, я вам буду зачитывать четверостишия. Ваша задача: после каждого четверостишия, если вы считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором: “Это – я, это – я, это все мои друзья!”, а если неправильно, то молчите. -Ребята, всем понятна задача, что нужно делать? Итак, начинаем. Кто задорный и веселый, Верность правилам храня, Бережет родную школу От коварного огня … “Это – я, это – я, это все мои друзья!” Кто поджог траву у дома, Подпалил ненужный сор, А сгорел гараж знакомых И строительный забор? (Молчат) Кто соседской детворе Объясняет во дворе, Что игра с огнем недаром Завершается пожаром? “Это – я, это – я, это все мои друзья!” Кто украдкой в уголке Жег свечу на чердаке? Загорелся старый стол, Ели сам живой ушел! (Молчат) На привале кто в лесу Жег засохшую сосну? А потом так поспешил, Что костер не затушил? (Молчат) Кто пожарным помогает, Правила не нарушает, Кто пример для всех ребят Школьников и дошколят? “Это – я, это – я, это все мои друзья!” Молодцы, ребята, я уверена, что вы усвоили все правила противопожарной безопасности, и будите соблюдать их не только сами, но и научите других ребят. И, конечно же, огонь станет для вас вашим верным другом, а не врагом! |