СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия на тему: "Умей действовать при пожаре!"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему: "Умей действовать при пожаре!"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»







КОНСПЕКТ ПРОБНОГО ЗАНЯТИЯ




Студента (ки) 731 группы

социального отделения:

Ларуковой Елены

Место проведения занятия:

Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А.Куратова

ФИО преподавателя:

Морозова Любовь Александровна

Допуск к проведению занятия:


(подпись преподавателя)

Дата: 20.04.2021




Тема: «Умей действовать при пожаре!»

Цель: Развивать у учащихся навыки пожарной безопасности, осторожного обращения с огнем в бытовых условиях

Задачи:

Обучающие:

  • Убедить учащихся в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности;

  • Углубить знания учащихся о основных причинах возникновения пожара.

Воспитательные:

  • Воспитать у учащихся самостоятельность, внимательность, чувства ответственности;

  • Воспитать бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих.

Развивающие:

  • Развивать умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно принимать решение.

Возраст учащихся: 5-7 класс


Сыктывкар, 2021

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный этап

(СЛАЙД №1)

Здравствуйте, дорогие ребята! Я вижу вы приветливы и дружны. Давайте подарим капельку хорошего настроения друг другу – пожалуйста, улыбнитесь соседу справа, соседу слева. Пожелайте ему хорошего дня.

Учащиеся приветствуют педагога, а затем друг друга



Подготовка учащихся к работе на основном этапе занятия:


  1. Мотивация








-Ребята, чтобы определить тему нашего сегодняшнего занятия я прочитаю вам загадку. Ваша задача: ее внимательно прослушать и сказать, что это такое.

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова,

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь –

Искусает всю ладонь. (Огонь)

-Правильно, ребята, это огонь. Раз это огонь, то о чем мы можем с вами говорить? Как вы думаете?

-Да, действительно, ребята. Сегодня мы с вами и поговорим от чего может возникнуть пожар, каковы его последствия, и какие правила поведения нужно соблюдать при пожаре.

Учащиеся отгадывают загадку, выходят на тему занятия


Огонь






Ответы учащихся: от чего возникает пожар, последствия, правила поведения

Этап усвоения новых знаний и способов действий






























































































































































































































































Статистика пожаров в городе Сыктывкаре





















































«Вызов по телефону пожарной охраны»













«Это я, это я, это все мои друзья»














































(СЛАЙД №2)

-Я прочитала такое высказывание, что «Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился».

-Как вы думаете, почему так говорят?

Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара. О нем складывались легенды.

-Давайте нам поможет Легенда о Прометее разобраться о значении огня. Сейчас мы прочитаем эту легенду, а ваша задача определить, а в чем же польза огня.

(СЛАЙД №3)

Легенда о Прометее

1.

Люди, сколько жили на свете,

Пуще глаза огонь берегли.

Ведь огонь в холода, в непогоду

У костра их всегда согревал.

2.

И людскому великому роду

Замерзать никогда не давал.

Сохраняли его, как умели, -

Всемогущий, горячий огонь.

3.

И хоть тысячи лет пролетели,

Людям нужен по-прежнему он,

Ведь издревле до нашего века

Он помощник и друг человека.

4.

Поутру, чтобы все были сыты,

Ставим пищу в духовки, на плиты.

Печь-громада мартен пышет жаром:

Варят сталь для страны сталевары.

5.

Хлеб и булки огонь выпекает,

И от холода нас защищает.

Чуть стемнеет – вспыхнет повсюду

Электрических звездочек чудо.

6.

И до дальних звезд от Земли

Мчит космические корабли.

Люди силу и мощь ощутили

С той поры, как огонь приручили.


-Ребята, скажите, возможна ли жизнь без огня на Земле?

-Я с вами согласна, ребята, без огня невозможна жизнь на Земле.

-Для чего же нам нужен огонь?

(СЛАЙД №4,5)

В настоящее время он нужен всюду: в домах, школах, в детских садах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавших за родину.


-Ребята, у Легенды есть продолжение. Давайте прочитаем и подумаем, а в этом отрывке Легенды огонь – друг или враг для человека.

7.

Но бывает огонь и другим –

Не согреет ладошек он ваших

Превращает все в пепел и дым,

И жесток он, и грозен, и страшен.


-Чем же тут страшен и жесток огонь?


Но не всегда огонь можно считать другом, так же огонь – враг.

-Как вы думаете чем опасен пожар?

-Вы правильно все сказали!

(СЛАЙД №6)

Тысячи городов и сел исчезли. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Пожары уничтожают лес, сельскохозяйственные урожаи.

Ребята, огонь – враг, для человека в том случае если к нему относятся небрежно.

Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. И нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», - как гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие – пожар.


-Ребята, давайте с вами выясним, какие причины возникновения пожара бывают. На экране будут появляться картинки.

Ваша задача: по картинке определить какова причина возникновения пожара.

1. Когда пожар возникает от огонька:

(СЛАЙД №7)

- незатушенной спички;

(СЛАЙД №8)

- от не потушенной свечи, оставшейся без присмотра;

(СЛАЙД №9)

- также причиной пожара может быть непотушенная сигарета, например человек, заснул и не затушил сигарету, загорается дом/квартира, происходит сильное задымление, в результате человек может получить ожоги (дыхательных путей) или погибнуть.

(СЛАЙД №10)

2. Детская шалость с огнем, почти все проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его потенциальной опасности, дети играют со спичками, поджигают бумагу, ради развлечения поджигают почтовые ящики, тополиный пух, оставляют не потушенными костры, совершенно не думая, к каким последствиям могут привести такие развлечения.

(СЛАЙД №11)

3. Короткое замыкание, неисправность электропроводки.

(СЛАЙД №12)

4. Использование газовых плит для обогрева или сушки белья.

(СЛАЙД №13)

5. Неправильная эксплуатация электрооборудования и электроприборов, в связи с наступлением осеннее-зимнего периода люди чаще всего для согревания дома или квартиры используют камины, обогреватели. Нередко устанавливают их не на безопасном расстоянии от предметов мебели, стен.

(СЛАЙД №14)

6. Оставляют электроприборы или электрооборудование без присмотра на длительный промежуток времени.

(СЛАЙД №15)

7. Перегрузка электросети.

Вывод: чтобы не допустить пожара, нужно соблюдать все правила безопасности.


Наша работа сейчас пройдет в микрогруппах. Поэтому, мы сейчас разделимся на две группы.

(Раздаю карточки с цифрами:1,2)

У кого цифра 1-первая группа, у кого цифра 2-вторая группа.


-Ребята, если дома произошел пожар, никого из взрослых нет дома, что же необходимо будет делать? -Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами

составим правильную последовательность выполнения действий при пожаре.

(Раздаю карточки)

Если выйти из квартиры (помещения) невозможно:

Плотно закрыть входную дверь.

Дверные щели и вентиляционные отверстия заткните мокрыми тряпками.

При задымлении помещения или повышении температуры выйдите на балкон.

Если есть балкон, то выходите на балкон плотно закрываете, за собой балконную дверь, если нет балкона, приоткрываете окно или форточку, не создавая сквозняков.

Вызываете пожарную охрану по номеру 01 или по единой службе спасения 112. Если нет возможности вызвать пожарных, то просите о помощи соседей или прохожих.

Подаете сигналы спасателям (пожарным) через окно или с балкона ярким куском ткани и зовете их на помощь.


При выходе через задымленный коридор (задымленное помещение):

Дышите через мокрый носовой платок или полотенце закрывая нос и рот.

Двигайтесь к выходу пригнувшись или ползком – внизу дыма меньше.


При пожаре в доме (квартире):

Оцените обстановку, убедитесь в наличии опасности и определите, откуда она исходит.

Вызовите пожарную охрану по телефону 01 или по номеру единой службы спасения 112.

Выбегайте из квартиры сообщите о пожаре соседям, отключите газ, электроэнергию, закройте окна и двери.

Не пользуйтесь лифтом.


-Ребята, кто скажет, почему нельзя пользоваться лифтом?

При пожаре он отключится, и человек может задохнуться.


-Ребята, скажите, как надо вести себя при пожаре?

(СЛАЙД №16)

Попытайся потушить огонь.

НО ПОМНИ: нельзя тушить огонь водой приборы находящиеся под напряжением, а также бензин, керосин, масло.

Позвони «01».

Позови на помощь взрослых.

-Ребята, запомните, самое главное во время пожара – не паниковать, не прятаться в шкафу и под кроватью.


-Вот представьте, ребята, возгорание произошло. Что мы можем сделать прямо здесь и сейчас?

-Давайте посмотрим, что нам может действительно помочь.

-Ребята, чтобы определить какие первичные средства пожаротушения существуют, мы с вами посмотрим на картинки.

(Показываю картинки на слайде)

(СЛАЙД №17)

Это различные огнетушители. Хорошо бы, если в каждом доме будет огнетушитель, песок. Земля, плотное одеяло.

(СЛАЙД №18)

Также к первичным средствам пожаротушения можно отнести подручные средства пожаротушения, такие как: пищевая сода, стиральный порошок, соль, крышка, вода.


-Можно ли тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением?

-Нельзя, нужно сначала их обесточить.

-А как можно обесточить электроприборы?

Выдернуть шнур из розетки или отключить электричество на щите в подъезде, или вывернуть пробки (в частном доме).


Вы разделены на две группы. Задача каждой группы найти ответ на вопрос: что чем нужно гасить?

Что горит

Средства пожаротушения

Компьютер

Вода

Электрический провод

Крышка от кастрюли

Газета

Мокрое покрывало

Сковорода

Пенный огнетушитель

Дрова возле печи

Сухое покрывало

(СЛАЙД №19) Правильные ответы

Вывод: теперь вы знаете какие средства пожаротушения можно использовать при горении предметов.


(СЛАЙД №20)

В одном только Сыктывкаре за 12 месяцев 2020 года на территории города «Сыктывкар» зарегистрировано 239 пожаров.

За 12 месяцев 2020 года на пожарах погибло 9 человек.

По местам возникновения, наибольшее количество пожаров произошло в жилом секторе – 127 случай, из них:

— 14 пожаров в частном доме;

— 22 пожаров в банях;

— 20 пожаров в дачном доме;

— 18 пожаров в надворных постройках;

— 52 пожара в многоквартирных домах;

— 1 пожар в новостроящемся частном доме.

Также произошло 19 пожаров на производственных объектах, складах, базах и т.д., пожаров на объектах образования не допущено, 52 пожара сухой травы, мусора.


-А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик где случился пожар в поселке городского типа Краснозатонский в г.Сыктывкаре.

14 апреля 2021г. сгорела группа сараев. На момент прибытия первых пожарных подразделений строение площадью 300 кв.м. было охвачено огнём. Пламя перекинулось на кровлю рядом стоящего двухэтажного деревянного жилого дома. Жители дома эвакуировались, пострадавших нет.

Сотрудники УМВД России по г. Сыктывкару установили личность несовершеннолетнего, причастного к возгоранию хозяйственных построек, принадлежащих местным жителям.

Им оказался 10-летний мальчик.

В ходе проверки установлено, что школьник во время прогулки залез на крышу одного из сараев и поджег бумагу. Ее тлеющий фрагмент стал причиной возгорания.


-Ребята, а знаете ли вы, по какому телефону можно вызвать пожарную охрану?

-Правильно! Позвонить по телефону «01» или «112»


Я уверена, что вы умеете правильно вызывать пожарную охрану, но давайте вспомним, потому что в такой ситуации человек всегда теряется. И чтобы хорошо и правильно действовать, давайте вспомним сейчас.


Итак, ребята, нам нужно вызвать пожарных. Пока будет подготовка. Приглашаю двоих в роли диспетчера пожарной части и человека, у которого случился пожар.


-А теперь, давайте по правилам, грамотно вызовем пожарную охрану. Все это нужно сообщить диспетчеру быстро, грамотно и без запинок.

(СЛАЙД №21)

План:

Изложить диспетчеру пожарной части, что случилось:

Назвать город.

Назвать адрес, где горит.

Что горит.

Сказать сколько этажей в доме, на каком этаже горит.

Фамилию и имя.

Есть ли опасность для людей.


Сейчас, я вам буду зачитывать четверостишия.

Ваша задача: после каждого четверостишия, если вы считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором: “Это – я, это – я, это все мои друзья!”, а если неправильно, то молчите.

-Ребята, всем понятна задача, что нужно делать?

Итак, начинаем.

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

От коварного огня …

“Это – я, это – я, это все мои друзья!”

Кто поджог траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

(Молчат)


Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

“Это – я, это – я, это все мои друзья!”


Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Ели сам живой ушел!

(Молчат)


На привале кто в лесу

Жег засохшую сосну?

А потом так поспешил,

Что костер не затушил?

(Молчат)


Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят

Школьников и дошколят?

“Это – я, это – я, это все мои друзья!”

Молодцы, ребята, я уверена, что вы усвоили все правила противопожарной безопасности, и будите соблюдать их не только сами, но и научите других ребят. И, конечно же, огонь станет для вас вашим верным другом, а не врагом!





Ответы учащихся







Учащиеся читают по цепочке Легенду о Прометее и определяют пользу огня


































Нет, без огня невозможна жизнь на Земле


Огонь нужен нам везде














Огонь в данном отрывке Легенды является врагом для человека









Пожары приводят к большим материальным потерям, гибнут люди





















Учащиеся по картинкам определяют причину возникновения пожара













































Учащиеся делятся на 2 группы





Учащиеся отвечают на вопросы


Учащиеся выполняют задание






































Ответы учащихся





Ответы учащихся











Ответы учащихся




Учащиеся смотрят на картинки и определяют чем можно потушить пожар











Нельзя



Ответы учащихся





Учащиеся сопоставляют «что горит» с «средствами пожаротушения»























































Позвонить по телефону «01» или «112»














Учащиеся пробуют грамотно сообщить о пожаре диспетчеру



































Этап практической части


Чтобы избежать пожара, а если он все-таки начался не пострадать, нужно знать соблюдать правила пожарной безопасности. Правил много, но некоторые из них я предлагаю вам сейчас сформулировать самим.

Ваша задача: продолжить правила поведения при пожаре, каждому учащемуся дается начатое правило на карточке, которое необходимо закончить.

1 карточка (ПРАВИЛО № 1).

Если огонь небольшой, …

- можно попробовать сразу же затушить его, первичными средствами пожаротушения, например, набросив на огонь плотную ткань, одеяло или залить водой.


2 карточка (ПРАВИЛО № 2).

Если у вас загорелся телевизор с жидкокристаллическим экраном …

- нужно выключить из розетки, и накрыть плотной тканью.


3 карточка (ПРАВИЛО № 3).

Как правильно нужно преодолевать задымленное помещение …

- нужно дышать через мокрый носовой платок, или полотенце закрывая нос и рот. Двигаться к выходу пригнувшись или ползком либо вдоль стены – потому что, внизу дыма меньше.


4 карточка (ПРАВИЛО № 4).

Если не можешь выйти из горящей квартиры, …

- нужно сразу же позвонить по телефону 01 или 112 и сообщить пожарным о пожаре, после этого, если есть балкон можно выйти, на балкон плотно закрыв за собой дверь, позвать на помощь соседей или прохожих.


5 карточка (ПРАВИЛО № 5).

При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт …

- при пожаре он отключится, и ты задохнешься.


6 карточка (ПРАВИЛО № 6).

Когда приедут пожарные, …

- во всем их слушаться и не бояться. Они лучше знают, как вас спасти.


Молодцы ребята. Вы справились с заданием! А значит, усвоили многие действия при пожаре.

Учащиеся продолжают незаконченные предложения

Подведение итогов. Рефлексия

- Ребята, наше занятие подходит к концу.
-Что было не понятным?
-Что из изученного может пригодиться вам в жизни?
-Ребята, будьте осторожны с огнем, всегда соблюдайте правила пожарной безопасности.

Учащиеся анализируют, отвечают