Конспект занятия внеурочной деятельности «Я – исследователь»
Учитель: Федосеева А.П.
Тема: Сбор информации для исследовательской работы.
Цель: формирование представлений об источниках информации и способах её получения в процессе работы над исследовательским проектом.
Задачи:
Научить осуществлять поиск информации в разных источниках для выполнения учебной задачи.
Учить работать в группах, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Развивать коммуникативные и познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания
Формируемые УУД:
Личностные: формировать умение планировать свою деятельность; развитие творческого мышления.
Метапредметные:
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками, выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло.
Регулятивные: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "что нового узнал?»
Познавательные: анализировать содержание, находить необходимую информацию и выделять главное, самостоятельно проводить поисковую работу.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, ноутбук, энциклопедии, карточки с играми русского народа, мяч, анкеты, диктофон
Ход занятия
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас на занятии «Я- исследователь». Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем гостей.
Наши занятия проходят под девизом: (слайд 2)
Будем думать,
Будем искать,
Будем друг другу
Во всем помогать!
Актуализация опорных знаний
- Посмотрите на экран, прочитайте слова, расположенные на слайде: (слайд 3)
Круглый, большой, разноцветный, упругий, прыгучий, кожаный, резиновый.
- С каким предметом ассоциируются эти слова? (мяч) (слайд 4)
- Как вы думаете, почему я загадала именно этот предмет? (Мы работаем над проектом о мяче.)
3. Определение цели и задач занятия
- На прошлых занятиях мы с вами определили тему исследовательской работы: «Мяч – это детская игрушка или спутник человека на протяжении всей жизни?». Мы определили цели проекта, его задачи, выдвинули гипотезы, над которыми будем работать.
(Учащиеся повторяют выдвинутые гипотезы по картинкам)
Гипотеза:
Предположим, что идею создания мяча люди взяли у жука – скарабея.
Предположим, что первый мяч был деревянный.
Предположим, существует большое количество игр с мячом.
Предположим, что мяч – это игрушка, предназначенная только для детей.
Предположим, что мяч – идеальный спортивный снаряд для укрепления здоровья.
- Как вы считаете, каким будет следующий этап реализации исследования? (сбор необходимой информации).
-Правильно. Сформулируйте тему нашего занятия, каковы будут цели и задачи занятия? (слайд 5,6)
4. Работа над темой занятия
1. Беседа (слайд 7)
- Что такое информация?
- Где мы можем её найти?
ИНФОРМАЦИЯ
Книги телевидение интернет словари энциклопедии родители друзья
В потоке информации надо научиться правильно отбирать необходимые сведения, выделять самое главное!
2.Исследовательская работа
Ребята, посмотрите на парты. У вас на партах лежат предметы, которые помогут нам сегодня разделиться на группы и определят ваше задание. У кого на парте ноутбук, эта группа будет называться «Айтишники», у кого лежат книги – «Книголюбы», у кого микрофон – «Журналисты», у кого лежат анкеты – «Аналитики». (слайд 8 )
Прежде, чем приступить к работе, необходимо повторить правила работы в группе. (слайд 9)
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Задание 1 группы «Айтишники»
Перед вами рисунок жука – скарабея, который катает вот такие мячики и прячет в нору. Предполагают, что именно у жука-скарабея люди взяли идею создания мяча. Так ли это? Какими были первые мячи?
Задание 2 группы «Книголюбы»
Из предложенных игр выберите те, в которых используется мяч. Вам поможет распечатка игр. Составьте кластер «игры с мячом».
Задание 3 группы «Журналисты»
Сегодня вы будете брать интервью у наших гостей. После того, как закончится интервью, вам необходимо будет заполнить таблицу у доски.
Вопросы:
Играли ли вы в детстве с мячом?
Какие игры вам нравились?
Есть ли место для мяча в вашей жизни сегодня?
Задание 4 группы «Аналитики»
Вчера мы провели анкетирование среди учеников и учителей. Вам необходимо проанализировать данную информацию и сделать выводы в виде диаграмм.
Анкета для учащихся
Имеется ли у Вас дома мяч?
Играете ли Вы в мяч с родителями, друзьями?
Какие игры с мячом вы знаете?
Анкета для взрослых
Имеется ли у Вас дома мяч?
Играете ли Вы в мяч с вашими детьми?
Какая Ваша самая любимая игра в мяч?
3.Представление работ
1. Группа «Айтишники» представляет коллаж об истории появления мяча. (слайд 10)
Вывод: изобретение мяча не связано с жуком – скарабеем, первые мячи были не из дерева.
2.Группа «Книголюбы» представляет кластер «Игры с мячом» и показывает игру «Съедобное – несъедобное» (сдайд11)
Вывод: существует много игр с мячом у каждого народа.
4. Группа «Аналитики» (слайд12)
Представление результатов в виде диаграмм.
В анкетировании приняло участие 30 человек. По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
У … человек дома имеется мяч.
….человек играют мячом со своими детьми или родителями.
Самые популярные игры в мяч…
Вывод: мяч – любимая игрушка не только детей, но и взрослых
3.Группа «Журналисты» представляет результаты интервью в таблице.
- Мы провели интервью у … человек.
Вопросы | Результат |
Играли ли вы в детстве с мячом? | |
Какие игры Вам нравились? | |
Есть ли место для мяча в Вашей жизни сегодня? | |
Вывод: не только дети, но и взрослые с удовольствием играют в мяч.
Рефлексия. Подведение итогов. (слайд 13)
Технология «Ч.Ч.Ч.Ч.Ч»
Чем мы занимались на занятии?
Что нового узнали?
Что вам показалось самым трудным?
Что вам показалось наиболее легким и интересным?
Чем бы вы хотели заниматься на следующем уроке?